|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

"ТАКЖЕ И Я - ПОДВЛАСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК,
НО ИМЕЮ У СЕБЯ В ПОДЧИНЕНИИ ВОИНОВ"

Слова эти произнес сотник, когда просил Иисуса об исцелении Словом своего слуги (Мф 8, 9). Сотник - язычник. Но именно о нем Христос сказал: "И в Израиле не нашел Я такой веры" (Мф 8, 10). То же было сказано Им о женщине-сирофиникиянке, той самой, которую Он сначала отослал от Себя и которая возразила Ему: "Так, Господи, но и псы под столом едят крохи у детей (т.е. у Израиля)" (Мк 7, 28). Как же получилось, что не дети народа израильского, а язычники приходят к более глубокой вере? Дело в том, что и сотнику, и сирофиникиянке известно нечто такое, что в значительной мере позабылось в Израиле, а именно: вера Израиля - не есть личное достояние одного народа, так что Израиль просто является представителем других народов. В ситуациях, в которых они оказались, и сотник, и сирофиникиянка обнаружили смирение. В этом отношении слова сотника особенно показательны. Он знает, что такое подчиняться и что такое - отдавать приказы: "Говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает" (Мф 8, 9). Следовательно, ему понятно, что есть военное подчинение. Приказы он отдает под свою ответственность; и он всегда готов дать отчет вышестоящим. Точно так же и иноверная женщина признала за Господом Его правоту: Господь действительно послан к избранным "овцам Израиля"; поэтому за ними преимущество, и вот они, как "дети", сидят за столом. Она знает и свое место - под столом. Преимущество израильского народа известно и сотнику: "Он построил нам синагогу" (Лк 7, 5).

Сотник и сирофиникиянка берут себе за пример человеческие ситуации. Соответственно они сами ставят себя в подчиненное положение. Человеческих примеров для них оказалось достаточно, чтобы судить о всемирном порядке, чтобы заключить о подчиненности всех и вся высшей суверенной власти, которая, никому не подчиняясь, имеет право сказать: "Пойди", и "Приди", и "Сделай то". Сотник и сирофиникиянка удостоились милости почувствовать

действенное присутствие этой высшей власти во Иисусе Христе. Причем это чувство было у них во время Его телесного присутствия в мире, до Его распятия и воскресения,- ведь в дальнейшем Его пребывание окажется духовным и проникающим весь мир.

Если люди не дают над собой власти греху,- например, жадности или высокомерию,- то они уже на примере собственного человеческого опыта могут научиться, что никакая власть на свете не бывает без того, чтобы ей самой не быть в подчинении, будь то государственный или физический порядок. Если же речь идет о живых существах, то они "чрез всю жизнь были подвержены рабству" (Евр 2, 15). Ап. Павел упоминает в этом месте высший закон, вносящий порядок,- причем человек обязан признавать над собой власть этого закона,- апостол говорит о совести (Рим 2, 15). И как раз совесть подсказывает человеку, что крайняя повелевающая власть уже не стоит под каким-либо еще более высоким законом, почему этот Высший Владыка и "не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду" (Деян 17, 25). Напротив, Он обладает суверенитетом, тем самым, который сотник уловил во Иисусе Христе.

Чтобы привести язычников к вере, необходимы две вещи: добиться у них понимания, что за всеми обстоятельствами жизни человека, кто бы он ни был, стоит нечто неизменное; дождаться просвещения светом свыше, который бы упал на эти обстоятельства и открыл их истину. Грех затемняет истину, и она обнаруживает себя лишь там, где человек в своем смирении позволяет ей проявиться.

О том, что свет Христов сияет над всем человечеством,- об этом едва ли подозревает множество людей, еще не повстречавших Господа. Но с другой стороны, поскольку, согласно христианской вере, Сын Божий понес на себе грехи именно всех людей, Его свет не может не достигать также всех людей без исключения. Свет этот обращен к людям по меньшей мере таким образом, что каждому человеку дается шанс распознать истину бытия и заключенного в ней смирения. И ни один человек не волен решать, в каких случаях этот свет воспримется, а в каких нет.

Уподобившие себя собачкам под столом, а также люди, которые позволяют себе обращаться со словами или передавать от себя "Domine, non sum dignus", могут сейчас пребывать в храме Шивы или стоять перед статуей Кваннона. Но нет пока Посредника, который бы "обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры" (Лк 7, 9). Все люди ищут Бога (Деян 17, 27), но все же надо проводить различие между поиском Того, Кто пока еще человеком не найден, и другим поиском, который начинается, когда встреча состоялась и обретена уже находка. "О горнем помышляйте... Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол 3, 2 и сл.). "Ut inventus quaeratus immensus est" (Августин).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|