СРЕТЕНИЕ
Евангельское изложение события явно подверглось стилизации. Сначала трижды упоминается "закон" - сначала "закон Моисеев", затем "закон Господень" (Лк 2, 22 и cл.), весь эпизод завершается еще одним упоминанием "Господнего закона" (2, 39). Прежде всего роженица по рождении ребенка, согласно "закону Моисееву", должна на сороковой день "очиститься", поскольку с культовой точки зрения до этого она нечиста. После этого, если речь идет о мальчике, она должна исполнить еще одно предписание и посвятить Господу "всякого младенца мужского пола, разверзающего ложесна" (Исх 22, 28 и ел.). Иными словами, она обязана принести Господу жертву и ею "выкупить" ребенка. Евангелист, однако, отводит свой взор от этого мотива и переключает его на введение во храм юного Самуила, на всю жизнь посвященного матерью Богу - Наконец, есть и упоминание о собственно жертве, об очистительной жертве, которая требуется от бедных людей (по Лев 12, 8): "две горлицы или два молодых голубя". Таким образом, все было исполнено "по закону": "законному обряду" (Лк 2, 27. Пятое упоминание!) полностью отдано должное.
Этому до назойливости повторяемому мотиву послушания противостоит столь же настойчивый мотив Св. Духа, Св. Дух трижды упоминается в связи с седовласым Симеоном: Св. Дух пребывает на нем, ведет его, открывает ему, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Наконец, старец действительно "по Вдохновению" Приходит в храм, как раз тогда, когда родители принесли младенца. Соответственно во Св. Духе была им пропета, когда он принял дитя в объятья, знаменитая благодарственная песнь, а также произнесено последующее пророчество. Во Св. Духе пророчествовала и пророчица Анна, но её слова не вошли в Евангелие.
Наиболее удивительное в сретенском повествовании заключается в том, что здесь во всех деталях показано послушание Нового Завета перед лицом ветхозаветного закона. В сретенском рассказе отличительные признаки Нового Завета затушеваны до нераспознавания. Действительно, разве необходимо еще специально "представлять" и посвящать Богу Младенца, если Он и так, как никто другой, от Него происходит и Ему принадлежит? Разве потребно очищение Той, Которая непорочно приняла во чреве и родила девственно? Здесь, таким образом, на сию тайну Матери и Младенца набрасывается плотное покрывало. Удивительно также, что, с другой стороны, на ветхозаветный народ изливается сияние Св. Духа, который заранее предвещает появление Нового и делает возможной встречу с ним. Пророк и пророчица как раз сдергивают прикрывающее покрывало с тайны и показывают замысел Божественного искупления во всем его величии.
Они говорят о "свете к просвещению язычников", о "спасении пред лицем всех народов", но, с другой стороны, все еще помышляют об "избавлении в Иерусалиме" (Лк 2, 38) и о "славе народа Твоего Израиля" (2, 32). Так что хотя "спасение от иудеев" (Ин 4, 22), все же "наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу" (Ин 4, 21). Как произойдет в Святом Духе это распространение веры иудеев вплоть до универсализма, пророк пока сообщает лишь Матери Мессии,- ведь Она выступает как обобщенная представительница Израиля. Именно Матерь Божия, которая вплоть до отвержения себя была послушна закону Моисееву и сущему в нем закону Господню, должна теперь услышать и воспринять.
Ее Дитя "лежит на падение и восстание многих во Израиле" (Лк 2, 34). Это разделение будет не поровну, "предмет пререканий" станет превалировать, преобладать. "Свои Его не приняли" - вот что сказано в первую голову (Ин 1, 11). Дитя приносит с собой не мир, но приносит меч, чтобы "открылись помышления многих сердец" (Лк 2, 35), чтобы отверзлись "повапленные гробы" (Мф 23, 27; 27, 52). Обетованный "свет к просвещению" проникнет до последних глубин, пока не будет "все обнажено и открыто перед очами Его, Ему дадим ответ" (Евр 4, 13). Прославляемое Дитя - это, конечно, "Свет истинный, который просвещает всякого человека" (Ин 1, 9), но сей свет одновременно есть не только искупление, но и суд. Все зависит от того, пожелает просвещаемый идти к свету или предпочтет удалиться от него (Ин 3, 19 - 21).
В силу рождения принесенное Младенцем оружие, как сказал Симеон, "пройдет Твою душу" (Лк 2, 35), но в ней-то рассекать нечего, ибо Ее послушание беззаветно и безупречно. Но все же Твоя душа Матери человечества (и на первом месте Израиля) до оснований прочувствует боль суда. Ты, Матерь Сына, сердцем примешь удар мечом, поражающий Сына - "спасение всех народов".