|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

7. ТРУЛЛЬСКИЙ СОБОР (692): СПОРЫ ОБ ОБРЯДАХ И ОБЫЧАЯХ

Вскоре после заключения мира в 680 г. снова произошел конфликт. Император Юстиниан II созвал в Константинополе в 692 г. собор, который заседал в купольном зале императорского дворца, называвшемся "труллос". Император задумал этот собор как Вселенский, хотя Запад там вообще не был представлен. Он должен был дополнить V и VI Вселенские соборы, которые не выработали никаких канонов, каноническим законодательством. Эти законы хотели навязать без обиняков "варварскому" Западу, который в глубине души презирали. Таким образом. Восток приписывал себе право при помощи законодательства, действительного для всей Церкви, навязывать свои собственные обычаи также и Западу, не принимая во внимание его своеобразия. "Трулланум", как был назван этот собор, принял 85, так называемых, апостольских канонов, из которых Запад признал только 50. Собор осудил в своем 6 правиле римский обычай, по которому женатые мужчины, становясь дьяконами или священниками, теряли брачные права. В правиле 30, священникам, "живущим в стране варваров" разрешалось отпустить своих жен. Правило 55 требовало отмены субботнего поста, практикуемого на Западе, поскольку это противоречило 66-му апостольскому правилу. К этому спорному пункту позднее еще вернулись. Император подписал определения собора первым, а затем оставил свободное место для "патриарха Запада", от которого ожидалось, что он безоговорочно примет все, что бы ни декретировал собор, созванный императором. Папа Сергий отказался поставить свою подпись. Император хотел было арестовать его, но своей власти в Италии для этого у императора было уже недостаточно. Императорские гарнизоны в Равенне, а также и в Риме уже не подчинялись его приказам, и посланник императора, протоспафарий За-хария, вынужден был искать убежища под кровом у папы. Все это не могло поддерживать в симпатии Рима к Византии. Взаимное отчуждение медленно и постепенно становилось все более глубоким.

В Риме тогда были во всяком случае более терпимы к восточным обычаям, чем на Востоке к обычаям Запада. Еще в VI веке в Риме у каждого взрослого крестившегося спрашивали, будет ли он произносить исповедание веры на латинском или греческом языке. В Южной Италии и Сицилии, хотя эти районы были частью латинского патриархата, беспрепятственно долгое время употреблялся византийский обряд. Политическое развитие, конечно, привело там к трудностям в связи с обрядами. Со второй половины VI столетия лангобарды, которые практиковали латинский обряд, расселились также и в Южной Италии, оставляя византийцам только некоторые области. Такая ситуация уже привела к трудностям, связанным с обрядами. В течение VIII столетия византийцы отвоевали большие территории в Южной Италии. Греческое влияние усилилось из-за миграции монахов, бежавших из Византийской империи вследствие иконоборчества. Император Василий I (867-886) еще дальше распространил византийское влияние в результате побед над лангобардами и сарацинами, совершавшими нападения на Южную Италию. Поэтому вопрос об обрядах там становился все более трудным. Латиняне начали жаловаться на нарушение своих прав византийцами. В Х столетии император Никифор Фока (963-969) попытался вытеснить латинский обряд, против чего папы поставили оборону в виде лучшей организации латинских диоцезов. С вторжением норманнов в первой половине XI столетия началась систематическая латинизация Южной Италии и Сицилии.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|