4. ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ПАПСКОЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЮСТИНИАНА (527-565)
Заключение мира в 519 г. представлялось как триумф папства и папской концепции Церкви. Но уже папа Гормизда, видимо, предчувствовал, что с новым правлением в Константинополе, несмотря на все шаги навстречу, еще можно опасаться более значительных трудностей, чем прежде. Хотя он приветствовал в письме от 26 марта 519 г. императора Юстина как "Езекию нашего века" и хвалил высокопарными словами его заслуги в устранении схизмы, однако, в том же письме звучит и озабоченность о будущем, когда он призвал императора "не терпеть никаких послаблений в таком хорошем начинании". Эта озабоченность была достаточно обоснованной. Вскоре после этого в 527 г. на императорский трон взошел один из самых типичных и самых энергичных представителей идеи имперской Церкви - Юстиниан. Его идеалом было единство, его восстановление - поэтому он пытался снова завоевать потерянные империей территории на Западе, - и единство внутри государства: речь шла преимущественно о единстве в вере, а именно - устранение монофизитского раскола. Путь к этому император наметил пройти как богоизбранный высочайший повелитель единого христианского сообщества, для которого Церковь является только одним из аспектов. Церковь была необратимо втянута в единое государство, когда она осмеливалась противостоять ему. Хотя Юстиниан подчеркивал свое благоговение перед Апостольским Престолом в Риме, но в случае необходимости умел проводить различие между самим Престолом и тем, кто его занимает. Того он мог и взять в плен, как он сделал в 537 г. с папой Сильверием, а несколько лет спустя, в 545, с его преемником Ви-гилием. Арестованного он мог подвергнуть самому сильному давлению до тех пор, пока тот, наконец, не принимал составленную императором формулу веры. Вигилий, насильственно доставленный в Константинополь и подвергшийся там грубому обращению, наконец подписал, но с соблюдением решений Халкидонского собора, 11 апреля 548 г. осуждение "трех глав" (учения Феодора Мопсуэтского, Феодорита и Ивы Эдесского). Но вскоре под давлением оппозиции на Западе от своей подписи он снова отказался. Вигилий отказался присутствовать на соборе в Константинополе в 553 г., но, в конечном счете, вынужден был признать его догматические определения. Здесь Юстиниан принуждал принять Запад восточную концепцию Церкви, имперско-церковную идею, как он ее развил в новелле 105 и в предисловии к 6-й новелле. В новелле 105 утверждается: "Император послан Богом как живой закон для людей". Это распространяется также и на дела Церкви, и тот, кто не подчиняется такому закону, будь он хоть Верховный Первосвященник, занимающий Престол святого Петра в Риме, почувствует на себе гнев всемогущего господина государства и Церкви. В предисловии к 6-й новелле было, впрочем, проведено различие между епископским служением и императорской властью. Однако забота о сохранении вероучения была признана делом также и императорской власти. Перед епископами император испытывал величайшее благоговение. Они были обязаны молиться за императора. В остальном император должен был заботиться и о Церкви, в частности, о сохранении чистоты вероучения. Эти мысли диаметриально противоположны идеям папы Геласия о двух властях.