Источник: http://www.liturgica.ru


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Практике крещения детей будет посвящена отдельная статья.

2 Тертуллиан, De bapt. 18. Подобным образом это место толкует и блаж. Августин, De fide et op. 9,14.

3 Герим I. В том же трактате мы считаем Тот же трактат Герим 1 говорит: "Переходящий в иудаизм из-за любви к женщине, или из-за желания угодить или из-за страха, это не прозелит, ибо только тот прозелит, кто переходит в иудаизм из-за любви к Богу".

4 Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 137-138.

5 Правило 5,13-14.

6 Одно из свидетельств этого - употребление выражения "прозелит Христа" для обозначения христианских катехуменов в текстах II-III вв. (См. Lampe, A Patristic Greek Lexicon, p. 1171).

7 О покаян. 6,16; О идол. 10,6,12.

8 О покаян. 6,16-17.

9 О крещен. 18,1.

10 Проповедь на Лев. 6,2.

11 Проповедь на Лк. 21,4.

12 Проповедь на Изек. 6, 5.

13 Дидахи 7,1.

14 Вид. 3,2,9 и 7,3.

15 1 Апол. 61.

16 1 Апол. 66,1.

17 1 Апол. 61,6-9.

18 1 Апол. 61,2.

19 Там же.

20 1 Апол. 66,1.

21 Дидахи 7,4.

22 2 Апол. 2.

23 1 Апол. 60.

24 ЦИ V,10,1.

25 ЦИ VI,6,1.

26 1 Стром. 19,4.

27 6 Стром. 89,1-2.

28 Педаг. 1,30,2.

29 Педаг. 1,36,3.

30 2 Стром. 26,4-5.

31 2 Стром. 95,3-96,2.

32 Это редко употреблявшееся в античности слово становится у ап. Павла terminus technicus для обозначения "наставления во Христе" (см. Гал. 6,6 и др.).

33 De praesc. 41,2.4.

34 О покаян. 6,1.

35 В древности солдаты часто после принятия присяги получали клеймо в качестве знака своей принадлежности воинскому соединению или императору.

36 Наставления II,5.

37 О крещ. 20,1.5.

38 Русский перевод в БТ 5, с. 283-296 (катехуменат гл. 15-20).

39 „Audire verbum doctrinae" в отличие от последующего „audire evangelium" во время непосредственной подготовки ко крещению.

40 Ок. 300 г. в Испании Эльвирский Собор также приводит список профессий, от которых надо было отказаться, чтобы быть принятым в катехуменат, среди которых проституция (прав. 44), скачки и актерство (прав. 62). Согласно тексту правил этого собора существовал особый обряд принятия, заключавшийся в возложении рук, после чего человек "становился христианином" (прав. 39).

41 Эльвирский Собор говорит о двухлетнем научении за исключением случаев болезни (прав. 42). За тяжелые проступки катехуменат мог быть продолжен до трех (прав. 4), пяти (прав. 73) лет или даже до момента смерти (прав. 68).

42 Что касается дней крещения, то хотя текст ничего не говорит нам об этом, из слов Тертуллиана (О крещ. 19,1-2) мы видим, что наиболее предпочтительным был день Пасхи и следующие за ним 50 дней пасхальной радости. Однако он добавляет: "Впрочем, всякий день есть день Господень; всякий час, всякое время удобно для крещения: если в отношении торжественности и есть различие, то для благодати это не имеет значения".

43 Текст ничего не говорит о тематике катехизических занятий, но как видно из трудов христианских писателей того времени, прежде всего из творений Оригена, они, вероятно, строились прежде всего на изучении текста Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

44 Возможно, здесь подразумевается их участие в Литургии оглашенных.

45 Другие западные авторы используют термин "competentes", на Востоке их называли "просвещаемые".

46 О предкрещальном экзорцизме говорят и другие христианские авторы: Тертуллиан (Апол. 23,16), св. Киприан Карфагенский (Посл. 69,15 CSEL 3,764) и др.

47 Сирийская Дидаскалия 21 говорит о шестидневном посте перед крещением. Постепенно из этого поста крещаемых перед их крещением на Пасху, а также поста с ними всей общины в IV в. возникает пост Четыредесятницы.

48 Ориген, Проп. на Иер. 4,3.

49 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное 5.

50 Св. Амвросий Медиоланский, Толкование на Пс. 118, 20, 48-49.

51 Блаж. Августин, Проп. 47, 17.

52 Св. Амвросий Медиоланский, Толк. на Лк. 4,76.

53 Св. Василий Великий, проп. 13 о св. Крещении 1,3,7.

54 Св. Иоанн Златоуст, Крещальное наставление (PG 59,115).

55 Св. Василий Великий, О Святом духе, 12,28.

56 Св. Афанасий Велики, Втор. речь против Ария, 3

57 Блаж. Августин, О вере и делах, 1,1

58 Там же 26, 48

59 Св. Кирилл Иерусалимский, Поучение предогласительное, 2.

60 Св. Григорий Нисский, Катехиз. проповедь 40.

61 Блаж. Августин, О вере и делах, 5,7.

62 Блаж. Августин, De cat. rud. 8,12.

63 Там же, 26, 50.

64 Блаж. Августин, Contra Cresc. 2,5,7.

65 Суббота и воскресенье не входили в число постных дней.

66 Паломничество 45.

67 Феодор Мопсуестийский, Проповедь 1-я на крещение,14.

68 Подразумеваются те катехумены, которые не будут крещены на Пасху.

69 Литургический остаток этой практики - чтение Священного Писания Ветхого Завета на 6 часе и вечерне во время Великого Поста.

70 Паломничество 46.

71 Quodvultdeus, De Symb. 3,1.3 (CCL 60,349).

72 Паломничество 47.

73 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ. 5, 20.

74 Цезарий Арльский, Проповедь 200,2.

75 Поучение предогласительное 4, 6.

76 Св. Иоанн Златоуст, Наставл. к просвещ. 4.

77 Канон 19.

78 Св. Иоанн Златоуст, Проп. на Деян 1, 8.