|< в начало << назад к содержанию

 Тула
Приход Рождества Пресвятой Богородицы

Католики Тулы: между прошлым и будущим

Страницы истории

Когда впервые католики появились на тульской земле? В документах, обнаруженных Т. С. Солодовой в Госархиве Калужской области, первое упоминание о тульской католической часовне относится к 1886 г. В шестидесятые годы прошлого века в Туле появилась арестантская полурота, состоящая из участников польского освободительного восстания, естественно, испытывавших существенные проблемы в связи с отсутствием в городе католического храма. Где крестить ребенка, где венчаться, кто даст отпущение грехов перед смертью?

В начале 80-х годов улучшаются отношения Российской империи со Святым Престолом. Эти тенденции имели положительные последствия и для Тулы, - 11 апреля 1881 г. тульскими католиками было направлено прошение, имевшее целью обустройство в Туле римско-католического молитвенного дома. Разрешение было получено в июле 1885 г., а в декабре того же года в частном доме была открыта часовня. Так в городе появился католический приход Рождества Пресвятой Богородицы, который стал относиться к Могилевскому диоцезу.

Из Калуги в Тулу для совершения таинств раз в две-три недели стал приезжать военный капеллан. С 1892 по 1898 г. верующих окормлял о. Петр Саницкий, который с 1895 г. считался калужским куратом, а всего в его ведении было 8 приходов. Шло время, число прихожан росло: в город перевели два полка, приезжали новые люди, рождались дети. Католиков стало свыше 800 человек. Возникла новая проблема: часовня не вмещала всех верующих, не было постоянного священника. Эти обстоятельства заставили католиков Тулы подать в разные инстанции прошения об отводе  им земли для строительства храма. При этом все расходы на строительство и последующее содержание причта прихожане обязались взять на себя.

28 мая 1893 г. Департамент духовных дел по иностранным вероисповеданиям дал ответ, разрешающий строительство католического храма в Туле близ Киевской заставы. 15 мая 1894 г., на перекрестке улиц Киевской и Мотякинской, состоялась закладка церкви. Деятельное участие в строительстве принял губернский архитектор Э. Скавронский. По завершении строительства в город для освящения храма приехал епископ-суффраган Франциск Сымон в сопровождении священника Августа Лосинского и трех клириков. Освящение храма свв. Петра и Павла стало знаменательным событием для тульских католиков. С 1898 г. в храме служил постоянный священник. Многочисленна ли была в те годы католическая община? По всеобщей переписи населения в 1897 г. в Тульской губернии проживало 1224 католика. Католическая община состояла из людей разных сословий - чиновники, предприниматели, врачи, военные и т. д. Каждый в той или иной степени вносил свой вклад в развитие Тульского края.

Выявлены имена многих священников, окормлявших прихожан в разные годы: Казимир Рогазевич, Петр Саницкий, Франциск Удинский, Сигизмунд Лозинский, Андрей Буевич, Владислав Мажонович, Доминик Тавьенис, Шимон Жултовский, Казимир Сидорович, Михаил Русецкий, Антоний Сымонович, С. Буткус.

Богослужения в храме проходили следующим образом: в будни в 10 утра, в праздничные дни - с 5 часов вечера, а со дня Пасхи до 1 ноября  служба начиналась в 6 часов вечера. На прихожан возлагалась обязанность заботиться об убранстве храма. Большим событием для тульских католиков стало открытие при храме библиотеки, другим примером проявления духовного просвещения можно считать спектакли, которые ставились прихожанами.

Первая Мировая война  приостановила процесс развития жизни страны, включая и жизнь Католической Церкви в России. Все больше туляков уходило на фронт, прибывали эвакуированные из Варшавы, Минска, - прежде всего учебные заведения - мужская гимназия, ремесленная школа и т. д. Еще одна специфика военного времени - появление военнопленных. В Туле появились австрийские и немецкие солдаты, некоторые из которых были католиками.

После февральской революции 1917 г. декрет Временного правительства (от 20 марта) отменил все ограничения на вероисповедания. Деятельность Католической Церкви заметно оживляется, духовенство включается в общественно-политическую жизнь страны. В то же время голод и разруха - последствия войны - не могли не сказаться на жизни людей, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. О том, как жили в те годы тульские прихожане, можно судить по уцелевшей метрической книге, - возросла детская смертность; от болезней и недоедания умирали взрослые.

Коренные изменения в жизнь прихода внесли события октября 1917 г. После принятия Декларации прав народов России число католиков латинского обряда резко сократилось, чему в немалой степени способствовала эмиграция поляков, латышей, литовцев на историческую родину. В январе 1918 г. был подписан декрет об отделении Церкви от государства и школы. Церкви не предоставлялось право юридического лица, все имущество Церкви объявлялось народным достоянием. Вместе с тем, прямых указаний о национализации церковного имущества еще не было, быть может, именно поэтому богослужения в тульском храме продолжались свыше десяти лет.

В декабре 1921 г. - в январе 1922 г. были приняты декреты, которые ухудшили положение религиозных объединений в России. Отныне требовалось ежегодно перерегистрировать приходы. В связи с этим в 1923 г. в отдел управления Губисполкома члены римско-католической общины подали прошение о перерегистрации. К прошению прилагались протокол общего собрания, список верующих. Уставом общества определялись каналы доходов - пожертвования, а также статьи расходов, связанные с владением имущества.

Анализ списка тульских католиков показал, что по социальному положению это были рабочие, служащие, крестьяне. По национальному составу - поляки, литовцы, латыши, словаки, украинцы, русские.

В конце 30-х годов римско-католический храм в Туле перешел в фонд местных Советов, став строением, "хозяева" которого часто менялись: жилищное товарищество "Юный строитель", летняя школа, редакция "Молодой коммунар", криминалистическая лаборатория (по сей день). С тех пор Рождество Христово и Пасху католикам приходилось праздновать в семейном кругу. Ближайший католический храм находился в г. Москве.

Возрождение прихода

Небольшая группа католиков, проживающих в Тульской области, стала ходатайствовать о регистрации своей общины. 22 октября 1993 г. община была зарегистрирована. И сразу же возникли новые вопросы: кто будет вести богослужения в Туле и где они будут проходить? Здание храма занимало государственное учреждение.

В декабре 1994 г. в Тулу приехал священник-францисканец Януш Мороз, который встретился с прихожанами и польскими строителями, работавшими по контракту в г. Шатске. Вскоре воскресные мессы стали проходить в помещении Дома культуры в Туле. Постоянные напоминания о. Януша о необходимости возвращения католикам здания храма, а также мессы возле храма подтолкнули к действию местную администрацию. Прихожанам под часовню был "жалован" сарай, прилегающий к церкви. Богослужения сначала были лишь по воскресным дням, позднее стали проходить и в будни. Так в Туле возродился приход Рождества Пресвятой Богородицы.

Жизнь общины стала более разнообразной. Частыми гостями здесь были о. Яцек Сорока OFMConv, о. Григорий Цёрох OFMConv. Незабываемым для прихожан стал праздник св. Франциска (4 октября 1994 г.). В гости к тулякам приехала группа католиков из Москвы, священники-францисканцы. Мессу у стен храма служили несколько священников, звучала музыка и был совершен крестный ход вокруг церкви.

Шло время, число и состав прихожан менялось, - закончив обучение, уехали студенты из Вьетнама и Польши. На мессу приезжали католики из Орла и Калуги. Богослужения проходили в часовне и с наступлением зимы, несмотря на отсутствие отопления. После стольких мытарств тульские католики наконец-то отметили Рождество Христово в своей часовне.

В 1995 г. настоятель прихода о. Януш начал подготовку прихожан к Первому Причастию. Он проводил курс катехизации. В апреле состоялось Первое Причастие самой молодой прихожанки - Наташи. В ночь с Великой субботы на Пасхальное Воскресенье о. Януш совершил таинство Крещения четырех человек, а вскоре после этого он начал готовить своих прихожан к таинству миропомазания. Некоторым пришлось ждать этого события десятки лет. По церковному уставу этот обряд совершается епископом, и 9 июля Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич прибыл в Тулу. Подобный визит церковного иерарха в город был примерно 100 лет назад. В торжественной обстановке у стен храма состоялось богослужение. После мессы архиепископ беседовал с прихожанами.

Когда о. Януш временно переехал в Ростовскую область, где его опеке были вверены верующие нескольких приходов, богослужения в Туле продолжались. Здесь служили о. Григорий Цёрох, о. Ириней Микос, а чаше всех - о. Мирослав Копчевский - настоятель прихода в г. Калуге.

На исходе 1995 г. в Туле произошло еще одно знаменательное событие - тульским католикам было послано благословение Папы Иоанна Павла II. Взвешивая каждое слово, прихожане писали ответ в Ватикан.

В один из апрельских дней 1996 г. Тулу посетил о. Агостино Гардин, генеральный министр ордена францисканцев - братьев меньших конвентуальных.

Важнейшее отбытие 1996 г. - посещение российской земли статуей Фатимской Божией Матери. В пасмурный ноябрьский день произошла встреча тульских католиков со статуей Пресвятой Богородицы. Мир и покой принесла Богородица всем верующим.

В 1997 г. произошли заметные изменения в жизни прихода Рождества Пресвятой Богородицы: в часовне появился свет, зазвучал синтезатор. Летом молодые прихожане участвовали в паломничестве в Будслав, где ежегодно проходит праздник, посвященный Деве Марии Будславской. Часть общины посетила Вроцлав, где встретилась с Папой Иоанном Павлом II. Молодые католики Тулы приняли участие в XIII Международном дне молодежи, проходившем в Париже. Все это оказало заметное влияние на духовное сознание российских католиков.

Примером укрепления общины может служить труд прихожан 9 мая 1998 г. на католическом участке Всесвятского кладбища. Значительная часть прихожан откликнулась на предложение о. Григория Цероха поработать в День победы на восстановлении существующего с середины прошлого века католического участка на Всесвятском кладбище (Тульском Некрополе). Этот участок, как и большая часть кладбища, был запущен, плиты и надгробия валялись на земле, заросли деревьями и травой. Даже могилу Э. Скавронского, губернского архитектора г. Тулы (ум. в 1909 г.) постигла такая участь. Вход на участок, где она находится, "замурован" гаражом. Многие памятники не сохранились вообще. Но по записям 1917-1919 гг. в приходской книге, можно восстановить имена почивших: Рейман С. К., статский советник, 59 лет, Пеньковский И. Н., дворянин, коллежский советник, 49 лет, подполковник Реминский, 59 лет, Жуковский И. В., дворянин, 44 года, Савицкая А. Т., дворянка, 25 лет, генерал Севрымович А. И. и др.

Попытки восстановления могил предпринимались и в прежние годы (1995-1997): ликвидировались заросли кустарника, травы. Поляки, работающие на стройке г. Шатска, подняли с земли памятник Э. Скавронскому, укрепили его на постаменте. Совершались заупокойные мессы.

А 8 сентября 2000 г. община встретилась с Петром Ивановичем Рожновым (ныне - прихожанином московского храма св. Людовика), который передал тулякам бесценную для них реликвию - спасенное семьей Рожновых чугунное распятие, некогда находившееся в ризнице тульского храма. Спустя более 60 лет оно вновь вернулось в Тулу.

|< в начало << назад к содержанию