|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Пермь.
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

История общины

Пермский храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был возведен в 1875 году. Его история трагична и неотделима от судеб верующих.  Католичество в Прикамскую землю "принесли" в 30-х годах ХIХ века сосланные сюда поляки. Это были участники освободительного восстания 1830 - 1831 гг., борцы за независимость Королевства Польского. Нетрудно представить, как велико было значение веры в Бога для этих людей. Она укрепляла их волю к жизни, объединяла, помогала перенести на чужбине житейские невзгоды...

Первая католическая часовня в Перми была устроена в доме помещика Яковлева в 1837 - 1838 гг. В этом - большая заслуга капеллана пермского гарнизонного батальона о. Зелинского. Но, к сожалению, при пожаре 1842 года, уничтожившего большую часть Перми, сгорела и эта часовня. Вторая волна ссылок внесла оживление в жизнь католической общины, - она увеличилась численно. Здесь с 1856 года жил  сосланный на поселение (после изнурительных работ на иркутских рудниках) о. Петр Сцегенный. Он и стал духовным оплотом для единоверцев.

Зная, как трудно добиться утверждения "постоянного" священника, члены общины предложили властям временно позволить о. Петру Сцегенному совершать таинства и обряды. Ему в то время было запрещено окормлять прихожан, хотя он и не был запрещен в служении. Но деятельность о. Петра Сцегенного была прервана: 3 июня 1863 года он был выслан из Перми в Соликамск, где и провел следующие семь лет своего изгнания.

А в 1864 году, вскоре после перевода отца Сцегенного в Соликамск, прибывший в Пермь первый настоятель прихода о. Антоний Шостаковский начал сбор средств на постройку церковного здания. Епископ Боровский, проведший в пермской ссылке двенадцать лет, пожертвовал на строительство храма 1900 рублей. По просьбе пермских католиков под храм был выделен участок площадью 1500 кв. м. Строительство велось в 1873 - 1875 годах, по проекту Р. И. Карвовского. Торжественное освящение состоялось 15 августа 1875 года, а проводил его опальный епископ Боровский.

Храм был рассчитан на 150 человек, по числу католического населения города; всего же при нем числилось 1035 прихожан. Прихожане активно занимались благотворительной деятельностью. В 1899 году был организован фонд помощи бедным, направивший немало средств на оплату обучения детей из малоимущих семей. В том же году были построен церковный дом и приходская школа. В храме проводились не только богослужения, но и разного рода собрания прихожан, посвященные насущным нуждам прихода, а также культурные мероприятия, беседы...

Число ссыльнах непрерывно увеличивалось, и приходская община росла. В 1875 году в ней состояло 1035 прихожан; в 1902 году - 1216; а в 1915 году - уже около полутора тысяч... Среди них были люди различных национальностей - поляки, литовцы, белорусы, украинцы, французы. К 1917 г. поляков в общине было более 800. Храм изначально содержался в основном за счет прихожан, их пожертвований. В ¦Отчете Пермской Римско-Католической Церкви за октябрь, ноябрь и декабрь 1808 года и за 1909 - 1910 гг.¦ был опубликован список добровольных пожертвований на содержание храма. В нем значилось 155 имен. Среди них - крупные уральские капиталисты Поклевские-Козелл, пермский архитектор Турчевич, известные деятели культуры Пиотровский, Ковальский и многие другие. Немалые средства потребовались на капитальный ремонт храма, произведенный в 1909 году. 23 апреля 1909 года Пермь посетил епископ Ян Цепляк, который провел богослужение в пермском храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а затем прочел проповедь. Следующий визит столь высокого гостя состоялся лишь в 1995 году, когда в Пермь на 120-летие освящения храма приехал архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

События октябрьской революции 1917 г. прервали деятельность многих храмов различных религиозных конфессий. Бывший в то время в Перми настоятель храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии о. Франциск Будрис в 1937 году был расстрелян. Такая же участь ожидала и многих его прихожан, в которых пермские чекисты увидели польских шпионов. Католическую общину распустили, на проведение в храме религиозных обрядов наложили запрет, да и судьба самой церкви оказалась трагична.  Она была закрыта в 1935 г., а здание передано под детский кинотеатр, а в 1936 г. здесь был клуб глухонемых. С началом войны  в здании устроили швейные мастерские... Начинается переоборудование храма: окна с цветными витражами были заложены кирпичами, с крыши убрали звонницу; внутреннее убранство помещения тоже было изменено. Верующие почти 45 лет были лишены храма.

Возрождение храма

Возрождение храма начинается после приезда в Пермь в 1993 году о. Анджея Гжибовского. В том же года храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был возвращен пермским католикам. О. Анджей энергично взялся за дело. Сам, с небольшим числом добровольных помощников, разгребал и убирал мусор, участвовал в строительных и ремонтных работах. Со временем заново перекрыли крышу, установили на ней крест, звонницу, освободили от кирпичной кладки окна, расставили скамейки. Хотя реставрация внешнего облика храма завершена, проблем не убавилось. "Нехватка средств - одна из острых проблем нашего прихода, - поведал отец Анджей в одном из своих интервью. - Я не хочу принимать деньги от пенсионеров, знаю, что отдают последнее. Кроме того, значительную часть ремонтных работ прихожане делают сами". Как рассказал отец Анджей, во время отпусков он уезжает на родину и читает в польских приходах проповеди, во время которых собираются пожертвования на восстановление пермского храма. Помогают и пермские прихожане, жертвуя деньги на его возрождение.

Богослужения в храме начались с 17 октября 1993 года, к этому времени уже была зарегистрирована католическая община, усилия к чему приложили и немцы-католики. В первой мессе принимали участие 30 человек, в основном, потомки сосланных поляков и немцев, на данный момент число прихожан-католиков в Перми и области составляет около 300 человек. 10 мая 1994 года произошло событие, равное второму рождению храма. В этот день постановлением главы администрации города Перми В. Е. Филя здание  храма наконец было передано римско-католической религиозной общине церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

По-особому складываются отношения между пермской католической общиной и другими религиозными конфессиями, в частности, православными и мусульманами. На каждый крупный католический праздник главы этих религиозных объединений в пермской области присылают в католический храм сердечные поздравления для всех католиков с заверениями в том, что отношения между конфессиями и в дальнейшем будут оставатьси дружественными. Наиболее близкие отношения у католической общины сложились с Православной Церковью. По словам архиепископа Тадеуша Кондрусевича, архиепископ Афанасий продемонстрировал "дружественное отношение к Католической Церкви".

Экуменическое освящение

Пять дней, с 7 по 11 августа 1998 г., продолжалась пастырская поездка архиепископа Тадеуша Кондрусевича в Пермь, самый восточный приход Европы. Главной целью поездки было повторное освящение после ремонта и реставрации храма.

Воскресенье, 9 августа, стало радостным днем для прихожан и настоятеля пермского прихода. Они долго и тщательно готовились к освящению храма. Особое значение этому событию придавало присутствие представителей всех основных конфессий и религий - православных, лютеран, иудеев, представителей городских властей. Связь времен и поколений символизировал орнат, в котором служил архиепископ. Он был изъят в 1936 г. у последнего настоятеля храма и возвращен краеведческим музеем накануне праздника.

Храм начал свою новую жизнь, но главный храм - в сердцах верующих - по словам владыки, начал жизнь еще раньше. При храме уже несколько лет действует Центр Польской Культуры, в котором ведется преподавание польского языка, истории Польши; желающие могут там ознакомиться с обычаями и традициями польского народа. Действует воскресная школа для детей. Происходит также возрождение национальных культурных традиций и в немецкой диаспоре.

При храме существует паломническая служба, которая организует поездки в Италию, Францию, Польшу и Австрию. Очень вероятно, что в скором времени прихожане смогут совершиать паломничества в  Святую Землю и Испанию. Все более тесной становится связь пермского католического прихода с международной благотворительной организацией "Каритас", которая оказывает материальную помощь малоимущим людям. Недавно в Перми стал действовать ее центр. По субботам его члены раздают одежду нуждающимся. Представители пермского отделения "Каритас" уже побывали в лагере для беженцев в Очере, в детских домах.

В дни Юбилейного года

Пермская область некогда была одним из островов архипелага ГУЛАГ. Именно поэтому Юбилейные дни памяти мучеников архиепископ Тадеуш Кондрусевич решил провести в середине августа 2000 г. в пермском приходе, одновременно совершив  каноническую визитацию и возглавив региональный День молодежи.

11 августа участники торжеств посетили лагерь "Пермь 36", в котором в настоящее время организован музей. Лагерь действовал вплоть до 1992 года, здесь содержались осужденные по политическим статьям. "Экскурсоводом" был архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичюс, который был политзаключенным в течение пяти лет - с 1979 по 1983 гг. Архиепископ Тамкявичюс напомнил, что он был осужден за "вербовку врагов Советской власти посредством молитв о призвании к монашеству и священству, выставление перед храмом рождественской елки и приглашение "св. Николая" с подарками для детей, а также  антисоветские проповеди, редактирование и распространение антикоммунистической "Хроники Католической Церкви в Литве". Теперь архиепископ Каунасский называет себя "прихожанином пермского прихода".

13 августа архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил торжественную мессу по случаю открытия Юбилейного храма и 125-летия католического прихода в Перми, на которую собрались прихожане и гости. Во время литургии архиепископ освятил новый орган, привезенный в Пермь ночью 11 августа.

Новый электронный инструмент работы итальянской фирмы "Висконти", специализирующейся исключительно на изготовлении церковных органов, имеет тридцать восемь регистров и два мануала. Прежде чем занять достойное место на хорах храма самого значимого города Западного Урала, инструменту пришлось преодолеть тысячи километров - из Италии он был доставлен в г. Сосновец (Польша). Оттуда о. Анджей Стецкевич и настоятель прихода Пресвятой Троицы в Пскове о. Кшиштоф Каролевский перевезли орган в Москву, умудрившись на микроавтобусе проделать четыре тысячи километров всего за два дня. Из столицы на Западный Урал "короля инструментов" сопровождали Евгений Адамович Лаудатский (руководитель ремонтных работ в храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве) и водитель прихода Павел Дроздовский.

Во ходе канонической пастырской визитации владыка особо отметил практику ведения многочисленных приходских книг пермской общины. В них ведется скрупулезная регистрация крещений, браков (начиная с 1993 года), смертей, молитвенных прошений прихожан, инвентаризаций прихода (с 1995 года). Особый интерес вызывают книги записей объявлений и распоряжений настоятеля прихода. Кроме того, архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратил внимание на деятельность групп "Живого Розария", "Матерей в молитве", "Анонимных алкоголиков", "Анонимных наркоманов", редакции приходской газеты "Angelus", а также воскресной школы, приходского совета и приходского "Каритаса".

Все это вместе взятое важно, ведь живущие в Перми католики могут теперь ощутить себя частицей большого католического мира, единство которого его поддерживает и защищает.

По материалам Татьяны Туркиной, о. Сергея Тимашова, о. Анджея Стецкевича, диакона Сергея Суриновича, Йонаса Иванаускаса, Ольги Ломакиной

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|