|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Луга
Приход св. Николая

Луга - небольшой город в Ленинградской области, в трех часах езды от Санкт-Петербурга. Центральная площадь, рынок, деревянные двух-трехэтажные дома с затейливой резьбой, маленький вокзал - одним словом, типичный провинциальный город. И только в одном он отличается от сотен таких же городов, рассеянных по всей России - в самом его центре, рядом с вокзалом и рынком, стоит здание из красного кирпича, выделяющееся на фоне окружающих строений непривычным для этих мест псевдоготическим стилем. Это здание - католический храм.

Истоки

В конце XIX в. Луга стала крупным железнодорожным узлом. В городе и уезде в то время проживало 460 католиков - в основном, поляков и выходцев из западных губерний, занимавших различные должности на железной дороге.

В 1895 г. католики подали прошение в Министерство Внутренних Дел о постройке деревянной часовни на участке, пожертвованном купцом Л. Бульоном. Получение разрешения значительно затянулось, поэтому строительство началось лишь в апреле 1902 г. Был подготовлен фундамент и началось возведение деревянной часовни, однако вскоре работы были прерваны и возобновились лишь после утверждения нового проекта. На уже заложенном фундаменте был возведен небольшой кирпичный храм в псевдоготическом стиле. Автор проекта - архитектор Г. Дитрих. Чертежи здания были опубликованы в "Ежегоднике Российского императорского архитектурного общества".

20 июня 1904 г. митрополит Георгий Шембек освятил новый храм во имя св. Николая. Посвящение святому Николаю не случайно - часто, чтобы облегчить процедуру получения разрешения на строительство, ходатаи прибегали к следующим формулировкам: "храм предполагается построить в память о чудесном спасении цесаревича Николая от покушения в Японии", или "в память коронации Государя Императора"... В начале века, к примеру, было построено немало католических храмов в честь святого Алексея, более почитаемого на Востоке - это было связано с рождением наследника престола царевича Алексея.

Святыня

Храм св. Николая представляет собой прямоугольное здание с высокой крышей, фронтон которого (со стороны входа) увенчан небольшой башенкой без шпиля. На старых фотоснимках видно, что башенка имела четыре фронтона с каждой стороны (сейчас три из них срезаны, сохранился лишь один фронтон со стороны главного фасада). На тех же снимках видно, что в центре башни был небольшой шпиль. По бокам заднего и переднего фронтонов находятся башенки поменьше. Прежде они были увенчаны шпилями, но в настоящее время на их плоских основаниях установлены кресты. Еще одна башенка венчала фронтон заднего фасада храма. Основной фасад выделен тамбуром с массивным стрельчатым порталом главного входа. Боковые стены расчленены шестью высокими стрельчатыми окнами с каждой стороны. Сзади к основной части здания примыкает более низкий, прямоугольный в плане пресвитерий с ризницами по сторонам.

Первоначально храм считался филиалом петербургского прихода св. Екатерины, но в 1910 г., в связи со значительным увеличением числа прихожан, он стал приходским. В советское время настоятелями были: в 1917 г. - о. Адольф Филипп, в 1917-1922 гг. - о. Евгений Круликовский, в 1922 г. - о. Франциск Рутковский, в 1922-1927 гг. - о. Леонард Гашинский, в 1930-1932 гг. - о. Августин Пронцкетис, в 1932-1937 гг. - о. Ян Ворслав.

Поругание и воскресение

Храм был закрыт в декабре 1937 г., при этом по сфабрикованному делу были арестованы настоятель, о. Ян Ворслав, органист Филипп Кухаревич и еще 19 прихожан. Спустя несколько месяцев все они были расстреляны и похоронены в безымянных братских могилах на печально известной Левашовской пустоши близ Ленинграда. Через шестьдесят лет, в 1997 г., в память о них в возрожденном храме была открыта мемориальная табличка, на которой высечены слова: "Благодарны Богу и Фатимской Деве Марии за то, что прошли страшные годы репрессий религий, за свободу, за то, что закончились дни унижений для этого прихода (1937-1995) - воздвигли этот камень для потомков, дабы помнили и были верными Богу даже до последней капли крови. Настоятель о. Кшиштоф Пожарский и прихожане. Луга, 9.11.97 г." У входа тогда же был установлен памятный поминальный крест по всем нерожденным младенцам.

Во время немецкой оккупации, с 1941 по 1943 г., храм вновь был открыт, служил в нем о. Стефан Войно. По всей видимости, на территории России это был единственный вновь открытый католический храм. К сожалению, после освобождения Луги от оккупантов он вновь был закрыт, на сей раз - окончательно. В послевоенные годы в здании по улице Урицкого, 44 был устроен спортзал.

В 1960-х гг. в город несколько раз приезжал о. Ян Буткевич из Ленинграда, появилась даже надежда на возрождение прихода, но вскоре он был осужден по ложному обвинению. Казалось, что "католическая" страница истории Луги закрылась навсегда...

С начала 1990-х гг. в возродившемся псковском приходе начал пастырскую работу о. Кшиштоф Пожарский. Он не ограничился служением лишь во Пскове - одним из направлений его деятельности стал поиск католиков, число которых на Северо-Западе России в начале ХХ в. исчислялось десятками тысяч. В результате возродились общины в Новгороде, Луге и Великих Луках. После многочисленных ходатайств верующих храм был вновь передан Церкви. Это случилось 12 декабря 1995 г. А год спустя, 9 ноября 1996 г., архиепископ Тадеуш Кондрусевич вторично освятил храм св. Николая.

В течение нескольких последующих лет приход обслуживали священники из Пскова - вначале о. Кшиштоф Пожарский, затем - о. Адам Стычень. Но осенью 1999 г., после того, как в Пскове появились уже два священника, о. Адам смог переехать в Лугу окончательно.

Приход пока невелик - в воскресных и праздничных мессах участвует около 60 человек, но в нем есть дети и молодежь, а это значит, что у него есть будущее.

Василий Максимов

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|