|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уже со времён первоначальной Церкви существовал обычай собирать священные каноны воедино, чтобы легче было знать, использовать и соблюдать их, особенно священнослужителям, поскольку, как предупреждал уже Папа Целестин в послании к Епископам, назначенным в Апулию и Калабрию, “никому из священников не позволяется не знать своих канонов” (21 июня 429 г. Ср. Jaffe2, n. 371; Mansi, IV, стлб. 469). С этими словами соглашается IV Толедский Собор (633 г.), который после восстановления церковной дисциплины в королевстве вестготов, избавленном от арианства, предписывал: “Пусть священники знают Cвященные Писания и каноны”, поскольку “невежественности, матери всех ошибок, священникам Божиим следует избегать прежде всего” (кан. 25: Mansi, X, стлб. 627).

Действительно, за первые десять веков в различных местах появились почти бесчисленные сборники церковных законов, составленные в большинстве своем частными лицами и содержавшие нормы, изданные в основном Соборами и Римскими Первосвященниками, а также иные, извлечённые из источников не столь значительных. В середине XII века такого рода нагромождение собраний и норм, нередко противоречивших друг другу, было приведено в согласие монахом Грацианом, опять же по его частной инициативе. Это “согласие”, названное впоследствии Декретом Грациана (Decretum Gratiani), составило первую часть того обширного собрания законов Церкви, которое по примеру Корпуса гражданского права (Corpus Iuris Civilis) императора Юстиниана было названо Корпусом канонического права (Corpus Iuris Canonici) и содержало законы, изданные почти за два века верховной властью Римских Первосвященников при содействии знатоков канонического права, которых называли глоссаторами. Кроме Декрета Грациана, содержавшего предшествующие нормы, этот Корпус состоит из Дополнительной книги (Liber Extra) Григория IX, Шестой книги (Liber VI) Бонифация VIII и Клементин (Clementinae), т. е. собрания Климента V, обнародованного Иоанном XXII. К ним добавлены Экстраваганты (Extravagantes) этого Первосвященника и Общие экстраваганты (Extravagantes Communes), т. е. Декреталии различных Римских Первосвященников, которые никогда не были сведены в аутентичное собрание. Церковное право, обнимаемое этим Корпусом, составляет классическое право католической Церкви и обычно так и называется.

Этому Корпусу права Латинской Церкви в известном смысле соответствует Синтагма канонов (Syntagma Canonum), или Восточный Корпус канонов Греческой Церкви.

Последующие законы, прежде всего введённые Тридентским Собором во время католической реформации, а также изданные в дальнейшем различными ведомствами Римской Курии, никогда не составили упорядоченного собрания. Это и послужило причиной того, что законодательство, остававшееся за пределами Корпуса канонического права, с течением времени составило “непомерную груду законов, нагромождённых один на другой”. Не только беспорядок, царивший в этом нагромождении, но и неопределённость некоторых законов наряду с пробелами в них привели к тому, что дисциплине Церкви с каждым днём стала угрожать всё бoльшая опасность.

По этой причине уже во время подготовки I Ватиканского Собора многие Епископы требовали, чтобы появилось новое, единое собрание законов, вернее и надёжнее способствующее осуществлению пастырской заботы о Народе Божием. Поскольку же этот труд не удалось довести до завершения во время работы Собора, впоследствии Апостольский Престол выносил решения посредством составления новых законов лишь по наиболее неотложным вопросам, которые, как представлялось, ближайшим образом относились в дисциплине. Наконец, в самом начале своего понтификата Папа Пий X взял эту задачу на себя, поставив себе целью собрать и реформировать все церковные законы, и приказал, чтобы этот труд под руководством Кардинала Петро Гаспарри был доведен до конца.

В исполнении столь масштабной и нелёгкой задачи следовало прежде всего решить вопрос о внутренней и внешней форме нового собрания. Было решено отказаться от метода компиляции, при котором отдельные законы должны были излагаться согласно их пространному первоначальному тексту, и предпочесть современный порядок кодификации, благодаря чему тексты, содержащие и излагающие то или иное предписание, были отредактированы заново и приняли более краткую форму. Весь материал был разделён на пять книг, воспроизводивших, в сущности, систему установлений римского права о лицах, о вещах и об исках. Этот труд был завершён за двенадцать лет при сотрудничестве экспертов, консультантов и Епископов всей Церкви. Характер нового Кодекса провозглашается во вступлении к кан. 6: “Кодекс по большей части сохраняет действующую до сих пор дисциплину, хотя и вносит необходимые поправки”. Итак, речь шла не о выработке нового права, но прежде всего о том, чтобы по-новому упорядочить право, действовавшее до того времени. По смерти Пия X это универсальное, исключительное и аутентичное собрание было обнародовано его преемником Бенедиктом X 27 мая 1917 г. и получило обязательную силу 19 мая 1918 г.

Универсальное право этого Пие-Бенедиктинского Кодекса было утверждено по всеобщему согласию, и в наш век оно внесло немалый вклад в содействие пастырскому служению во всей Церкви, которая тем временем переживала новое развитие. Однако как внешние положение Церкви в этом мире, испытавшем столь стремительные преобразования и столь значительные изменения в правах людей, так и внутренние причины, диктуемые развитием церковной общины, по необходимости привели к тому, что потребность в новой реформе канонических законов с каждым днём становилась всё более настоятельной. Эти-то знамения времени и различал столь ясно Верховный Первосвященник Иоанн XXIII, который, впервые сообщив 25 января 1959 г. о Римском Синоде и о II Ватиканском Соборе, в то же время заявил, что эти события по необходимости станут подготовкой к осуществлению желанного обновления Кодекса.

И действительно, хотя Комиссия по пересмотру Кодекса канонического права, возглавляемая Председателем, Кардиналом Петро Чирьячи???, и Секретарём, преподобнейшим г-ном Якобо Виолардо, Кардиналы-члены Комиссии на собрании, состоявшемся 12 ноября того же года, вместе с Председателем согласились в том, что работу по настоящему пересмотру в собственном смысле слова необходимо отложить, и начаться она может только по роспуску Собора, ибо реформу следовало проводить согласно решениям и принципам, которые должен был вынести и установить этот Собор. Тем временем Комиссию, учреждённую Иоанном XXIII, его преемник Павел VI 17 апреля 1964 г. расширил за счёт семидесяти консультантов, а впоследствии назначил членами Комиссии и других Кардиналов, а также пригласил консультантов со всего мира, чтобы они внесли свой вклад в осуществление этого труда. 24 февраля 1965 г. Верховный Первосвященник назначил преподобнейшего о. Раймундо Бидагора новым Секретарём Комиссии, поскольку преподобнейший г-н Виолардо был выдвинут на должность Секретаря Конгрегации дисциплины Таинств, а 17 ноября того же года утвердил преподобнейшего г-на Вильгельма??? Онклина??? Онклэна??? в должности Секретаря-адъюнкта Комиссии. По смерти Кардинала Чирьячи???, 21 февраля 1967 г., был назначен новый Заместитель председателя, Архиепископ Периклес Феличи, уже бывший Генеральным Секретарем II Ватиканского Собора. С 26 июня того же года, после его зачисления в состав Коллегии Кардиналов, он принял должность Председателя Комиссии. Поскольку же преподобнейший о. Бидагор, которому исполнилось восемьдесят лет, 1 ноября 1973 г. оставил должность Секретаря, то 12 февраля 1975 г. преосвященный г-н Росалио Кастильо Лара, S. D. B., тит. епископ Прекаусский??? и Епископ-коадьютор Трухильский, в Венесуэле, был провозглашён новым Секретарём Комиссии, и он же был поставлен на должность Заместителя Председателя Комиссии 17 мая 1982 г., после того как Кардинал Периклес Феличи безвременно покинул этот мир.

Когда II Ватиканский Вселенский Собор уже близился к завершению, в присутствии Верховного Первосвященника Павла VI 20 ноября 1965 г. состоялось торжественное Заседание с участием Кардиналов-членов Комиссии, Секретарей, советников и служащих и учреждённого к этому времени Секретариата, которое должно было ознаменовать собою официальное начало работы по пересмотру Кодекса канонического права. В своей речи Верховный Первосвященник в известной мере закладывает основания всей работы в целом и напоминает о том, что каноническое право проистекает из самoй природы Церкви, что оно уходит своими корнями во власть юрисдикции, которой Христос наделил Церковь, а цель его следует полагать в попечении о душах ради достижения вечного спасения. Кроме того, в речи разъясняется характер права Церкви, отстаивается его необходимость в противовес наиболее распространённым возражениям, упоминается об истории развития права и законодательных сборников, в особенности же подчёркивается настоятельная необходимость в новом пересмотре церковных законов, благодаря которому можно было бы привести дисциплину Церкви в соответствие с изменившимися условиями.

Кроме того, Верховный Первосвященник указал Комиссии на два элемента, которые должны были иметь решающее значение для всей работы в целом. Во-первых, речь шла не только о новом упорядочении законов, как это уже было сделано при разработке Пие-Бенедиктинского Кодекса, но также — и прежде всего — о пересмотре самих норм, которые предстояло согласовать с новым образом мышления и с новыми потребностями, хотя основание для этого должно было предоставить старое право. Далее, в этой работе по пересмотру Кодекса следовало тщательно учитывать все Декреты и Акты II Ватиканского Собора, поскольку в них прямо намечались основные черты обновления законодательства: как потому, что в них были изданы нормы, непосредственно относящиеся к новым установлениям и к церковной дисциплине, так и потому, что вероучительные богатства этого Собора, внесшие столь значительный вклад в пастырскую жизнь, должны были найти своё развитие и необходимое дополнение также и в каноническом законодательстве.

В течение последующих лет Верховный Первосвященник напоминал членам Комиссии о двух вышеуказанных элементах в неоднократных обращениях, предписаниях и советах, никогда не оставляя высшего руководства всей работой и усердно ведя её дальше.

Для того, чтобы подкомиссии или исследовательские группы могли приступить к делу естественным образом, необходимо было сначала разработать и утвердить некие принципы, долженствующие наметить путь для всего пересмотра Кодекса. Центральная группа консультантов подготовила текст документа, который в октябре 1967 г. по распоряжению Верховного Первосвященника был представлен на рассмотрение Генерального Собрания Синода Епископов. Почти единогласно были утверждены следующие принципы: 1) При обновлении права надлежит полностью сохранить юридический характер нового Кодекса, которого требует сама социальная природа Церкви. Посему задача Кодекса — давать нормы для того, чтобы верные Христу могли стать причастны ко благам, предлагаемым им Церковью и способным привести их к вечному спасению. Поэтому и ради этого Кодекс должен определять и блюсти права и обязанности каждого в отношении других лиц и в отношении церковной общины в той мере, в какой эти права и обязанности касаются богопочитания и спасения душ. 2) Должна существовать координация между областями внешней и внутренней подсудности, свойственная Церкви и существовавшая в течении веков, чтобы избежать конфликта между двумя этими областями. 3) Чтобы в наибольшей степени содействовать душепастырству, в новом праве, кроме соображений правосудия, нужно также отдать должное милосердию, мягкосердечию, гуманности и умеренности, благодаря которым следует заботиться о справедливости не только в деле применения законов, осуществляемом душепастырями, но и в самум законодательстве, и впредь надлежит отказаться от чрезмерно строгих норм. Более того: следует прибегать скорее к увещеванию и к убеждению, если не будет налицо строгая необходимость соблюдать право ради общественного блага и общей церковной дисциплины. 4) Для того, чтобы Верховный Законодатель и Епископы в попечении о душах трудились в согласии друг с другом, а пастырское служение представало в более ясном свете, тем полномочиям в отношении диспенсации от генеральных законов, которые до сей поры были чрезвычайными, надлежит стать ординарными. При этом за Верховной властью Вселенской Церкви сохраняются лишь те полномочия, которые ради общего блага потребуют для себя исключения. 5) Следует уделить должное внимание тому принципу, который проистекает из предыдущего и называется принципом субсидиарности (principium subsidiarietatis): в Церкви его следует применять с тем бoльшим основанием, что должность Епископов вместе со связанными с ней полномочиями относится к Божественному праву. При сохранении законодательного единства и соблюдении универсального и генерального права этим принципом отстаивается уместность и даже необходимость заботы о пользе в первую очередь отдельных учреждений благодаря их партикулярным правам и благодаря здравой автономии партикулярной исполнительной власти, за ними признаваемой. Поэтому, исходя их данного принципа, новый Кодекс должен препоручить либо партикулярным правам, либо исполнительной власти всё то, что не является необходимым для единства дисциплины всей Церкви в целом, чтобы тем самым проявить надлежащую заботу о том, что называется здравой “децентрализацией”, устранив опасность расчленения Церкви и учреждения национальных Церквей. 6) В силу основополагающего равенства всех верных Христу, а также разнообразия обязанностей и служений, коренящегося в самум иерархическом порядке Церкви, надлежит подобающим образом определять и защищать права лиц. Это приводит к тому, что осуществление власти яснее предстаёт как служение, её употребление укрепляются, а злоупотребления ею — устраняются. 7). Чтобы надлежащим образом осуществить это на практике, необходимо уделить особую заботу упорядочению той процедуры, которая относится к защите субъективных прав. Поэтому при обновлении права следует уделять внимание тому, чего в этом вопросе весьма недоставало, а именно административным обжалованиям и обеспечению правосудия. Чтобы добиться этого, необходимо чётко отделять друг от друга различные функции церковной власти, то есть функцию законодательную, административную и судебную, и надлежащим образом определять, какие органы должны осуществлять каждую их этих функций. 8). Тем или иным образом следует пересмотреть принцип сохранения территориального характера осуществления церковной власти, ибо в интересах современного апостольства представляется предпочтительным учреждение персональных единиц юрисдикции. Поэтому при создании нового права нужно установить принцип, по которому часть Народа Божия, подлежащая управлению, определялась бы, как правило, территорией; тем не менее ничто не препятствует тому, чтобы там, где это подсказывает польза, в качестве критериев определения общины верных принимались и другие соображения — по крайней мере, наряду с территориальными. 9). Что касается принудительного права, от которого Церковь, как общество внешнее, зримое и независимое, отказаться не может, то наказания должны обычно выноситься по судебному решению, причём налагать и снимать их следует лишь в области внешней подсудности. Наказания по заранее вынесенному решению нужно ограничить небольшим числом случаев, и налагаться они должны только за тягчайшие правонарушения. 10). Наконец, как все единодушно признают, новое систематическое изложение Кодекса, требуемое его новой переработкой, можно поначалу лишь предварительно наметить, но точно определить и разрешить нельзя. Поэтому его нужно будет завершить лишь после достаточного рассмотрения отдельных частей; более того: лишь после почти полного завершения всего труда.

Из этих принципов, которые должны были наметить путь пересмотра нового Кодекса, со всей очевидностью явствует необходимость постоянного соотнесения с учением о Церкви, выработанным II Ватиканским Собором, поскольку оно утверждает, что следует уделять внимание не только внешним, социальным сторонам Мистического Тела Христова, но также — и прежде всего — его внутренней жизни.

И действительно, при разработке нового текста Кодекса консультанты руководствовались именно этими принципами.

Тем временем в письме, отправленном 15 января 1966 г. Его Высокопреосвященством Кардиналом Председателем Комиссии Председателям конференций Епископов, к Епископам всего католического мира была обращена просьба о том, чтобы они высказывали свои пожелания и советы — как относительно самогo права, которое предстояло выработать, так и о том, каким образом лучше наладить отношения между конференциями Епископов и Комиссией, чтобы в этом вопросе добиться наиболее тесного сотрудничества во благо Церкви. Кроме того, в письме содержалась просьба сообщить Секретариату Комиссии имена тех знатоков канонического права, которые, по суждению Епископов в каждом отдельном регионе, наиболее выделяются своей учёностью, указав при этом их научную специализацию, дабы из их числа можно было выбрать и назначить консультантов и сотрудников. И действительно, с самого начала работы и в её продолжение, кроме членов-Кардиналов, в качестве консультантов Комиссии к работе были привлечены Епископы, священники, монашествующие, миряне, знатоки канонического права, а также богословия, пастырского попечения о душах и гражданского права со всего христианского мира, которые должны были внести свой вклад в подготовку нового Кодекса канонического права. За всё время работы в Комиссии трудились в качестве её членов, консультантов и других сотрудников 105 Отцов Кардиналов, 77 Архиепископов и Епископов, 73 секулярных пресвитера, 43 пресвитера из монашествующих, 3 монахини и 12 мирян с пяти континентов и из 31 страны.

Уже перед последней сессией II Ватиканского Собора, 6 мая 1965 г., консультанты Комиссии были созваны на особое заседание, где с согласия Святого Отца Председатель Комиссии предложил их рассмотрению три основополагающих вопроса: во-первых, сколько Кодексов следует составлять — один или два, то есть Латинский и Восточный; во-вторых, какого плана работы следует придерживаться при их составлении, или же в каком порядке должна действовать Комиссия и её органы; наконец, как произвести надлежащее распределение обязанностей, поручаемых различным подкомиссиям, которым надлежит действовать совместно. Тремя образованными для этого группами были составлены доклады по этим трём вопросам, переданные всем членам Комиссии.

Чтобы рассмотреть те же вопросы, Высокопреосвященные члены Комиссии собрались на своё второе заседание 25 ноября 1965 г., где их попросили ответить на некоторые сомнения относительно этого предмета.

Что же касается систематического порядка нового Кодекса, то по пожеланию коллегии консультантов, собравшихся на заседание с 3 по 7 апреля 1967 г., было составлено руководство по этому вопросу, которое надлежало представить Синоду Епископов. После заседания Синода было сочтено уместным учредить в ноябре 1967 г. особую группу консультантов, которые должны были заниматься изучением вопроса о систематическом порядке Кодекса. На заседании этой группы, состоявшемся в начале апреля 1968 г., все согласились в том, что в новый Кодекс не следует включать ни собственно литургических законов, ни правил процессов беатификации и канонизации, ни норм, касающихся внешних сношений Церкви. Единогласно решено было также, что в той части, где речь идёт о Народе Божием, следует определить личный статус всех верных Христу и отдельно рассмотреть вопрос о власти и полномочиях, относящихся к исполнению различных должностей и служений. Наконец, все сошлись в том, что структуру книг Пие-Бенедиктинского Кодекса невозможно сохранить неизменной.

На третьем заседании Преосвященных членов Комиссии, состоявшемся 28 мая 1968 г., Отцы Кардиналы утвердили, в её основном содержании временную композицию, согласно которой уже учреждённые прежде исследовательские группы были расположены в новом порядке: “О систематической композиции Кодекса”, “Об общих нормах”, “О священной Иерархии”, “Об институтах совершенствования”, “О мирянах”, “О физических и моральных лицах в общем”, “О браке”, “О таинствах, исключая брак” “О церковном учительстве”, “О наследственном праве Церкви”, “О процессах”, “О карающем праве”.

Вопросы, рассмотренные группой “О физических и юридических лицах” (так она впоследствии была названа) вошли в книгу “Об общих нормах”. Было также сочтено уместным учредить группу “О священных местах, о постах и праздниках, а также о богопочитании”. Названия некоторых групп были изменены из-за того, что их компетенция расширилась: группа “О мирянах” получила название “О правах и объединениях верных, а также о мирянах”; группа “О монашествующих” стала называться “Об институтах совершенствования” и, наконец, “Об институтах посвящённой жизни посредством исповедания евангельских советов”.

Следует вкратце упомянуть и об основных особенностях метода, применявшегося на протяжении более чем 16 лет: консультанты отдельных групп с величайшей самоотдачей проделали огромную работу, принимая во внимание только благо Церкви — и при письменной подготовке пожеланий, относящихся к той или иной части самогo проекта, и при их обсуждении во время заседаний, происходивших в Риме в установленные сроки, и при рассмотрении возражений, пожеланий и сужений касательно самогo проекта, поступавших в Комиссию. Порядок деятельности был таков: отдельным консультантам, составлявшим отдельные исследовательские группы, куда входили от восьми до четырнадцати членов, указывался вопрос, который необходимо было подвергнуть пересмотру, исходя из положений действующего Кодекса. По рассмотрении этого вопроса каждый из них направлял в Секретариат Комиссии своё мнение, изложенное письменно, и передавал его экземпляр релятору, а также, если позволяло время, и всем членам группы. На исследовательских заседаниях, проходивших в Риме согласно расписанию работ, консультанты группы собирались и, выслушав релятора, излагавшего суть дела, рассматривали все вопросы и суждения, покуда текст канона — иной раз посредством голосования — не получал формулировки и не составлялся письменно в виде проекта. На заседании релятору помогало должностное лицо, исполнявшее обязанности нотариуса.

Число заседаний каждой группы было бoльшим или меньшим в зависимости от конкретных вопросов, и работа растягивалась на целые годы.

Создавались, особенно на более поздней стадии работы, и некоторые смешанные группы, учреждённые с той целью, чтобы несколько консультантов, собравшись вместе из различных групп, рассмотрели вопросы, которые имели непосредственное отношение к нескольким группам и должны были решаться совместно.

После того как исследовательские группы закончили разработку некоторых проектов, у Верховного Законодателя попросили конкретных указаний относительно того пути, которого надлежало придерживаться в дальнейшей работе. Этот путь, согласно изданным тогда нормам, был таким:

Проекты вместе с объяснительной запиской направлялись Верховному Первосвященнику, который выносил решение о том, следует ли приступать к консультации. После получения такого разрешения проекты, изданные типографским способом, передавались на рассмотрение всего Епископата и прочих консультативных органов (то есть ведомств Римской Курии, церковных университетов и факультетов, а также Союза генеральных настоятелей), чтобы эти органы в течение благоразумно установленного времени — не менее шести месяцев — позаботились о том, чтобы выразить своё суждение. В то же время проекты направлялись и Преосвященным членам Комиссии, чтобы, начиная с этой стадии работы, они высказывали свои замечания — как общего, так и частного характера.

Вот порядок, в каком проекты передавались на консультацию: в 1972 г. — проект “Об административной процедуре”; в 1973 г. — “О санкциях в Церкви”; в 1975 г. — “О Таинствах”; в 1976 г. — “О порядке действий при защите прав, или о процессах”; в 1977 г. — “Об институтах посвящённой жизни посредством исповедания евангельских советов”; “Об общих нормах”; “О Народе Божием”; “Об учительском служении Церкви”; “О священных местах, о постах и праздниках и о богопочитании”; “О наследственном праве Церкви”.

Несомненно, пересмотренный Кодекс канонического права невозможно было бы должным образом подготовить без того неоценимой и постоянной помощи, которая была оказана Комиссии через многочисленные и весьма важные замечания, прежде всего пастырского характера, высказанные Епископами и конференциями Епископов. В самом деле, Епископы сделали немало письменных замечаний: как общего порядка, относительно всего проекта в целом, так и частного порядка, относительно отдельных канонов.

Немалую пользу принесли также замечания, основанные на собственном опыте в центральном управлении Церковью, которые высказали Священные Конгрегации, суды и учреждения Римской Курии, а также научные и технические наблюдения и предложения, сделанные церковными университетами и факультетами, принадлежащими к различным школам и к различным направлениям мысли.

Рассмотрение, изучение и коллегиальное обсуждение всех общих и частных замечаний, направленных в Комиссию, вылилось в обременительную и огромную по объёму работу, растянувшуюся на семь лет. Секретариат Комиссии тщательно следил за тем, чтобы приводились в определённый порядок и обобщённо излагались все замечания, предложения и пожелания, которые, после того как их передавали консультантам для внимательного рассмотрения, выносились на дальнейшее обсуждение на коллегиальных рабочих заседаниях, каковые должны были происходить в десяти исследовательских группах.

Не было ни одного замечания, которое не было бы рассмотрено с величайшим вниманием и тщанием. Так было и в тех случаях, когда речь шла о замечаниях, противоречащих друг другу (что случалось нередко). При этом принималась во внимание не только их социальная весомость (то есть число предлагавших их совещательных органов и лиц), но — и прежде всего — их вероучительное достоинство и пастырское соответствие учению и практическим нормам II Ватиканского Собора и папскому Учительству, а также — что касается специфически технической и научной стороны дела — их необходимого соответствия юридической канонической системе. Более того: всякий раз, когда речь заходила о каком-либо сомнительном предмете или же рассматривались особо важные вопросы, справлялись о мнении Преосвященных членов Комиссии, собравшихся на пленарное заседание. В других же случаях, в зависимости от специфики обсуждаемого предмета, обращались также в Конгрегацию Вероучения и другие ведомства Римской Курии. В конце концов по просьбам и предложениям Епископов и других консультативных органов в каноны первоначального Проекта были внесены многочисленные исправления и изменения, так что проекты некоторых канонов оказались полностью обновлены или исправлены.

Затем, рассмотрев проекты всех канонов, Секретариат комиссии и консультанты принялись за дальнейший, не менее тяжкий труд. Необходимо было позаботиться о внутренней координации всех проектов канонов, об их терминологическом единообразии, особенно в аспекте технико-юридическом, о том, чтобы каноны отлились в краткие и изящные формулы, и, наконец, об окончательном установлении систематической композиции, чтобы все проекты канонов, в целом и по отдельности, подготовленные различными группами, образовали единый и во всех отношениях последовательный Кодекс.

Новая систематическая композиция, которая словно бы самопроизвольно возникла в ходе постепенного завершения работы, исходит из двух принципов, один из которых относится к верности более общим принципам, прежде установленным центральной группой, а другой — к практической пользе, чтобы новый Кодекс легко могли понять и применить не только специалисты, но и Пастыри, более того: все верные Христу.

Итак, новый Кодекс состоит из семи Книг, озаглавленных следующим образом: Об общих нормах, О народе Божием, Об учительском служении Церкви, О святительском служении Церкви, О временных благах Церкви, О санкциях в Церкви, О процессах. Хотя из различия заголовков, предпосланных отдельным книгам старого и нового Кодексов, уже достаточно явствует и разница между их системами, тем не менее новизна систематической композиции становится гораздо более очевидной, если рассмотреть части, разделы, титулы и их заглавия. И следует с полным основанием отметить, что новая композиция не только больше отвечает предмету и особому характеру канонического права, нежели старая, но и — что особенно важно — лучше сообразуется также с экклезиологией II Ватиканского Собора и с теми проистекающими из неё принципами, которые были определены уже в начале пересмотра Кодекса.

29 июня 1980 г., в торжество Святых Апостолов Петра и Павла, Проект всего Кодекса, изданный типографским способом, был представлен Римскому Первосвященнику, который распорядился передать его отдельным Кардиналам-членам Комиссии, чтобы они окончательно рассмотрели его и вынесли своё суждение. А для того, чтобы сделать более наглядным участие всей Церкви и на последнем этапе работы, Верховный Первосвященник постановил, что к Комиссии следует приобщить и других членов: Кардиналов, а также Епископов, избранных со всей Церкви по предложению конференций Епископов либо Советов или Объединений конференций Епископов, так что на сей раз число членов Комиссии возросло до 74. В начале 1981 г. они высказали немало своих замечаний, которые были затем подвергнуты внимательному рассмотрению, тщательному изучению и коллегиальному обсуждению Секретариатом Комиссии при содействии консультантов, обладающих особым опытом в отдельных рассматриваемых вопросах. Обобщённое изложение всех замечаний вместе с ответами, данными Секретариатом и консультантами, было направлено членам Комиссии в августе 1981 г.

Пленарное Заседание, созванное по распоряжению Верховного Первосвященника для того, чтобы подумать обо всём тексте нового Кодекса и вынести окончательное суждение, состоялось 20-28 декабря 1981 г. в зале Синода Епископов. На ней развернулись споры прежде всего по шести наиболее серьёзным и важным вопросам, но также и по другим, вынесенным на рассмотрение по просьбе по меньшей мере десяти Отцов. На поставленный в конце Пленарного Заседания вопрос: согласны ли Отцы с тем, чтобы, рассмотрев на настоящем Пленарном Заседании Проект ККП с уже внесёнными в него поправками, дополненный также замечаниями, получившими большинство голосов на настоящем Пленарном Заседании, считать этот Проект вместе с принятыми во внимание замечаниями, высказанными ранее, окончательно обработанный в отношении стиля и безупречного латинского языка (всё это поручается Председателю и Секретариату Комиссии), достойным того, чтобы как можно скорее представить его Верховному Первосвященнику, дабы он в то время и тем способом, который сочтёт наиболее подходящим, опубликовал Кодекс, Отцы единодушно ответили: “Согласны”.

Полный текст Кодекса, таким образом пересмотренный и утверждённый, расширенный за счёт канонов проекта Основного Закона Церкви, которые в силу их предмета необходимо было включить в Кодекс, а также обработанный в отношении безупречного латинского языка, снова был напечатан типографским способом и передан Верховному Первосвященнику 22 апреля 1982 г., чтобы можно было уже приступать к его обнародованию.

Лично пересмотрев этот последний Проект с помощью нескольких экспертов и выслушав мнение Заместителя Председателя Папской Комиссии по пересмотру Кодекса канонического права, Верховный Первосвященник по зрелом размышлении постановил, что новый Кодекс следует опубликовать 25 января 1983 г., то есть в годовщину первого сообщения о предстоящем пересмотре Кодекса, сделанного Папой Иоанном XXIII.

Теперь, когда учреждённая ради этого Папская Комиссия после почти двадцатилетних трудов успешно справилась со вверенным ей весьма нелёгким заданием, у Пастырей и верных Христу имеется новейшее право Церкви, не лишённое простоты, ясности, изящества и подлинного юридического знания. Кроме того, вовсе не чуждаясь христианской любви, справедливости и человечности, а также полностью проникнувшись истинно христианским духом, оно стремится соответствовать внешней и внутренней природе Церкви, данной свыше, и в то же время оказывать ей помощь в её положении и в её потребностях в современном мире. Если же в силу слишком быстрых перемен, происходящих в нынешнем человеческом обществе, что-либо окажется не столь совершенным уже ко времени издания права и впоследствии потребует нового пересмотра, то Церковь обладает такой полнотой сил, что сумеет, как и в прежние столетия, снова встать на путь обновления законов своей жизни. Однако теперь уже нельзя не больше не знать закона: Пастыри обладают надёжными нормами, с помощью которых им следует верно управлять осуществлением священнослужения; далее, каждому даётся возможность узнать собственные права и обязанности, и преграждается путь произволу в действиях; злоупотребления, которые могли закрасться в церковную дисциплину из-за отсутствия законов, можно будет легче искоренить и остановить; наконец, существует надёжная основа для того, чтобы все труды апостольства, все связанные с ним учреждения и начинания могли успешно развиваться и получать поддержку, ибо здравый юридический порядок совершенно необходим для того, чтобы церковная община крепла, росла и процветала. Да соделает так всеблагой Бог по молитвенному заступничеству Пресвятой Девы Марии, Матери Церкви, Её Супруга Св. Иосифа, Покровителя Церкви, и Свв. Петра и Павла.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|