|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

§ 11. Обобщение

Итак, мы закончили исторический обзор проникновения и распространения католической Церкви на коренных русских землях и должны сделать по этой проблеме определенные выводы.

Во-первых, прежде всего, обращает на себя внимание настойчивость Апостольской столицы, с которой она стремится к восстановлению церковного единства с православной Церковью.

В связи с этим невольно вспоминаются слова Христа и Его молитва о единстве верующих в Него: "Не о них же12 только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино". (Ин. 17,20-21).

И слова ап. Павла: "Сохраняйте единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4,4-5).

Из сопоставления слов Христа и ап. Павла о необходимости единства Церкви с заботою о единстве христиан со стороны Апостольской столицы мы видим, насколько была верна заветам Христа и апостолов о единстве Церкви католическая Церковь.

И наоборот, мы почти не видим стремления к христианскому единству со стороны православной Церкви, а если оно и было иногда у греческой Церкви, то только из политических выгод, ради помощи Запада против турок.

На этом пробном камне отношения к христианскому единству лучше всего видна степень добросовестности той или иной Церкви в ее следовании Христу.

Во-вторых, обращает на себя внимание упорство государственной власти России и руководства православной Церкви России, с которым они на протяжении девяти веков (с XII по XX в.) отвергали воссоединение Церквей и преследовали католическую пропаганду и обратившихся в католичество из православия русских людей, пока в 1905 г. не был издан указ о веротерпимости.

Чем вызвано такое длительное упорство? Думается, следующим.

1. Традициями цезаропапизма, заимствованными из Византийской империи, т. е. обычаями подчинения Церкви в административном отношении царям. Административное же подчинение (например, назначение епископов царем) косвенно вело и к влиянию государственной власти на правовые и богословские дела Церкви, т. к. то или иное их решение значительно зависело от мнения по ним епископата. А назначение царем епископов зависело от того, насколько взгляды епископа соответствовали убеждениям царя.

Католическое же учение, наоборот, несло в себе приоритет духовной власти над светской. Ибо подобно тому, как совесть должна быть свободной, чтобы могла обличать человеческие дела и звать человека к совершенству, так и Церковь должна быть свободна от государственной власти также и в административном отношении, чтобы она могла поучать и обличать государственную власть, если та заблуждается в вере и моральном поведении.

Естественно, что цари, по причине своей гордости, не хотели оказаться под моральным руководством Церкви. Какой же самодур на это согласится добровольно?

2. Политическою враждою с народами, исповедующими католическую веру и наличием достаточной силы им противостоять. Ибо, если бы этой силы было недостаточно, то Россия ради выживания и противостояния своим западным соседям приняла бы, несмотря на свою враждебность им, католическое учение, как это делали в конце концов пруссы, литовцы, поляки, защищавшиеся от натиска немцев. Но имея достаточно сил и сознавая свое право на когда-то принадлежавшие Московской династии (династии Рюриковичей, к которой себя причисляли московские цари) земли, оказавшиеся под властью Польско-Литовского государства, русский народ распалялся враждой к своим католическим соседям - полякам и литовцам, не желавших добровольно отдать захваченные ими когда-то русские земли (как, впрочем, и те ненавидели русских взаимно).

Такая взаимная ненависть вызывала предвзятость и недоверие к католическому учению, как к идеологии врагов.

3. Изолированность России от католической культуры по причине монгольского нашествия, длительной отрезанности России от морей и закрытости ее сухопутных границ для контактов с Западом враждебными ей государствами: Польско-Литовским, Шведским, Немецким орденом.

Если бы такой изоляции не было, то русские люди быстро бы познали преимущество западной культуры и ее создателя - католической Церкви, - и не тянули бы столь долго с воссоединением Церквей.

Таковы, на наш взгляд, три главные причины упорства России в нетерпимости к католической Церкви. Причины эти были объективны и могли быть преодолены только со временем.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|