|< в начало << назад к содержанию

VI. СОЧИНЕНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СВ. ФРАНЦИСКУ

[МОЛИТВА О МИРЕ. Итальянская версия]

Signore, fa’ di me
uno strumento della Tua pace:
Dove и odio, fa’ ch’io porti l’Amore.
Dove и l’offesa, ch’io porti il Perdono.
Dove и discordia, ch’io porti l’Unione.
Dove и dubbio, ch’io porti la Fede.
Dove и l’errore, ch’io porti la Veritа.
Dove и disperazione, ch’io porti la Speranza.
Dove sono le tenebre, ch’io porti la Luce.
Dove и tristezza, ch’io porti la Gioia.

O Signore, fa’ ch’io non cerchi tanto
di essere consolato, quanto di consolare.
Di essere compreso, quanto di comprendere.
Di essere amato. quanto di amare.
Perchй solo donando, si riceve.
Solo nella dimenticanza di sй,
uno ritrova se stesso.
Solo perdonando, si и perdonati.
Solo morendo, si resuscita alla vita eterna.

[МОЛИТВА О МИРЕ]

Приобщи меня, Господи, к воле Твоей,
К любви Твоей, к миру Твоему!
Даруй мне заронить любовь в сердца злобствующих,
Принести благость прощения ненавидящим,
Примирить враждующих.
Даруй мне осветить истиной души заблуждающихся,
Укрепить верою сомневающихся,
Озарить светом Твоего разума пребывающих во тьме.
Даруй мне возродить надеждой отчаявшихся,
Одарить радостью скорбящих.

Соделай меня, Господи, не ищущим утешения для себя,
Но жаждущим дать его другим;
Не вразумляющим в гордыне своей,
Но вразумляемым в смирении духа;
Не любимым, но любящим.
Об этих милостях молю Тебя, Боже,
Ибо отдавая, мы получаем;
Забывая о себе – находим себя;
Прощая других – прощение обретаем;
А умирая – воскресаем к жизни вечной!

VERBA
SANCTI PATRIS NOSTRI FRANCISCI

EXHORTATORIA
AD FRATRES

    O dilectissimi Fratres et in aeternum benedicti filii, audite me, audite vocem Patris vestri:

Magna promisimus:
Maiora promissa sunt nobis.
Servemus haec:
Suspiremus ad illa.
Voluptas brevis:
Poena perpetua.
Modica passio:
Gloria infinita.
Multorum vocatio:
Paucorum electio.
Omnium retributio.

    Fratres, dum tempus habemus, operemus bonum.

СЛОВА СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО
ФРАНЦИСКА

ПРИЗЫВ
К БРАТЬЯМ

    О возлюбленные братья и благословенные вовек сыны, услышьте меня, услышьте голос Отца вашего:

Мы обещали много:
Но нам обещано больше.
Послужим на земле,
Устремясь к небесному.
Наслаждение кратко:
Наказание вечно.
В меру страдание:
Слава без предела.
Многих призвание:
Немногих избрание.
Но всем воздаяние.

    Братья, пока у нас есть время, будем творить добро.

СОКРАЩЕНИЯ

Adm (Admonitiones) Увещевания
BenLeo (Benedictio fr. Leoni data) Благословение, данное брату Льву
CantSol (Canticum fratris Solis) Гимн брату Солнцу
EpAnt (Epistola ad sanctum Antonium) Послание к св. Антонию
EpCler (Epistola ad clericos) Послание к клирикам
EpCust (Epistola ad custodes) Послание к кустодам
EpFid (Epistola ad fideles) Послание к верным
EpLeo (Epistola ad fr. Leonem) Послание к брату Льву
EpMin (Epistola ad ministrum) Послание к министру
EpOrd (Epistola toti ordini missa) Послание, обращенное ко всему Ордену
EpRect (Epistola ad populorum rectores) Послание к правителям народов
ExhLD (Exhortatio ad Laudem Dei) Призыв к восхвалению Бога
ExpPat (Expositio in Pater noster) Толкование на Отче наш
FormViv (Forma vivendi S. Clarae data) Образ жизни св. Клары
LaudDei (Laudes Dei Altissimi) Хвалы Богу Всевышнему
LaudHor (Laudes ad omnes horas dicendae) Хвалы, прочитываемые перед каждым каноническим часом
OffPass (Officium Passionis) Служба страстям Господним
OrCruc (Oratio ante Crucifixum dicta) Молитва, произнесенная перед Распятием
RegB (Regula bullata) Устав, утвержденный буллой
RegNB (Regula non bullata) Устав, не утвержденный буллой
RegEr (Regula pro eremitoriis data) Устав, предназначенный эремиториям
SalBMV (Salutatio beatae Mariae Virginis) Приветствие Пресвятой Деве Марии
SalVirt (Salutatio Virtutum) Приветствие Добродетелям
Test (Testamentum) Завещание
TestSen (Testamentum Senis factum) Завещание, сделанное в старости
UltVol (Ultima voluntas scripta S. Clarae) Последняя воля, написанная св. Кларе
VPLaet (De vera et perfecta laetitia) Об истинной и совершенной радости

ГЛОССАРИЙ

Составление глоссария к средневековым латинским текстам и выработка теологической терминологии на русском языке является очень важной и пока трудновыполнимой задачей, так как из поистине бесчисленного количества философских и теологических трактатов этой эпохи на русский язык переведены очень немногие.

Предлагаемый читателю глоссарий, пожалуй, нельзя назвать началом этой колоссальной работы, скорее это приглашение к исследованию философско-теологических понятий средневековой латыни и к разработке словаря для адекватного перевода средневековых текстов на русский язык. Кроме того, здесь перед нами стояла не только общетерминологическая задача, но и задача пояснения некоторых специальных моментов, важных для духовности св. Франциска.

* * *

BAIULARE SANCTAM CRUCEM CHRISTI — НЕСТИ СВЯТОЙ КРЕСТ ХРИСТОВ. “...Нести ежедневно святой крест Господа нашего Иисуса Христа” (Adm V). Это выражение аналогично по смыслу “sustinere”, то есть претерпевание страданий и лишений, в чем и заключается путь следования Христу.

CARNALIS — ПЛОТСКОЙ. Это определение того, что присуще земной жизни человека. В «Первом уставе» св. Франциск, говоря о брате, который будучи болен, требовал, чтобы ему немедленно достали лекарства и роптал на Бога, называет его “плотским” (carnalis est) (RegNB X), ибо все его поведение вытекает из чисто земного взгляда на жизнь. Св. Франциск в связи с этим говорит, что этот брат больше любит тело, чем душу. Это же значение слово имеет и в «Приветствии добродетелям». “Святая Любовь прогоняет все диавольские и плотские искушения (diabolicas et carnalis tentationes)...”

CARO — ПЛОТЬ. 1. Искаженная, взбунтовавшаяся человеческая природа, собственноe “я”, которая враждебна Богу и порождает в человеке зло. 2. Естественное познание. Это то значение слова “плоть”, которое имеется в Евангелии: “...блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (Мф. 16, 17).

CASTITAS — ЧИСТОТА, НЕПОРОЧНОСТЬ, ЦЕЛОМУДРИЕ. “...Живя в послушании, без собственности и в чистоте (in castitate)” (RegB I).

CASTUS — ЧИСТЫЙ, НЕПОРОЧНЫЙ.

COR MUNDUM = COR PURUM — ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ. Это выражение означает внутреннее состояние человека, состояние свободы от всех земных забот и привязанностей. “Прошу всех братьев, как министров, так и прочих, чтобы, отклонив все препятствия и оставив все заботы и тревоги, как только могут, служить, любить, чтить и поклоняться Господу Богу с чистым сердцем (mundo corde)...” (RegNB XXII). “...Молиться Ему всегда с чистым сердцем (puro corde)” (RegB X). Человек с “чистым сердцем” больше не руководствуется земным, но все свои устремления направляет к Богу. “Воистину чисты сердцем (mundo corde) те, кто отвергает земное, ищет небесного...” (Adm XVI).

CORPORALIS — ТЕЛЕСНЫЙ.

CORPUS — ТЕЛО. 1. Человеческое тело в смысле “плоть”. “Мы должны также отвергнуться сами себя и отдать свои тела под ярмо служения и святого послушания...” (EpFid II). Св. Франциск напоминает о грустной истине: “...телу сладко совершать грех и горько служить Богу...” (EpFid). Но при этом грехи не являются прямым следствием функционирования тела, как физиологического организма, но являются плодом искаженной человеческой природы. 2. Сфера чувственного в человеке. “Те суть поистине миротворцы, кто во всем, что претерпевают в этом мире, из-за любви к Господу нашему Иисусу Христу сохраняют мир в душе и теле” (Adm XV). Выражение “мир в теле” следует понимать как гармонию чувств в человеке.

CORPUS CHRISTI — ТЕЛО ХРИСТА. Причастие под видом хлеба. “...Вкушать святейшее Тело и святейшую Кровь Господа нашего Иисуса Христа в Его святое поминовение” (EpRect).

CUSTOS — КУСТОД (лат. “страж”). Лицо, возглавляющее кустодию, отделение Ордена, меньшее, чем провинция. “А о которых [из братьев] откроется, что они не выполняют обязанностей согласно Уставу и хотят каким-либо образом что-то изменить, или что они не католики, все братья, где бы ни были, обязаны, где бы ни обнаружили кого-либо из таких, передать ближайшему кустоду тех мест, где его обнаружили” (Test).

DEVOTIO — БЛАГОЧЕСТИЕ, НАБОЖНОСТЬ. “Хочу я, чтобы ты читал братьям святую теологию, лишь бы среди этих трудов ты не погасил дух молитвы и благочестия” (EpAnt). Термин “devotio” в первые века христианства имел значение “посвящение, жертвование Богу”. В то время это понятие не получило еще значения чувства, которое оно приобрело в дальнейшем. У св. Франциска “devotio” означает “преданность Богу”, но в то же время характеризует и некоторое духовное состояние, то есть имеет элемент экспрессивности.

GUARDIANUS — ГВАРДИАН (лат. “страж”). Настоятель францисканского монастыря. Во времена св. Франциска функции гвардиана еще не были четко определены. В обоих уставах, 1221 г. и 1223 г., о гвардианах не упоминается. Но с развитием Ордена и возникновением большого числа францисканских монастырей св. Франциск установил должность гвардианов. Он говорит о гвардианах в «Послании, обращенному ко всему Ордену», «Послании к министру» и «Завещании». “И твердо хочу повиноваться генеральному министру этого братства и тому гвардиану, которого ему будет угодно мне назначить” (Test).

HUMILITAS — СМИРЕНИЕ. “Братья да стремятся следовать смирению и бедности Господа нашего Иисуса Христа” (RegNB IX). Св. Франциск, осознавая, насколько глубоко смирение Господа, отчетливо видел гордыню человека, не имеющего никаких оснований превозноситься, ибо его собственность — это только грехи и пороки (RegNB XVII). Поэтому св. Франциск членов своего Ордена назвал “меньшими братьями”, ибо видел в смирении один из путей подражания Христу.

MINISTER GENERALIS — ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР, ГЕНЕРАЛ. Титул лица, возглавляющего Орден. Латинское слово “minister” означает “слуга”. Новое монашеское движение, начало которому положил св. Франциск, изменило и организационную структуру Орденов. Франциск настаивал на том, чтобы никто не превозносился над другими, но все были “меньшими братьями”: „И пусть никто не зовется первым, но пусть вообще все называются меньшими братьями” (RegNB VI). Подчеркивая, что обязанности министра соединены не столько с властью, сколько со служением, св. Франциск очень часто со словом “minister” употребляет слово “servus” (слуга, раб), настойчиво напоминая, в чем заключается смысл этого служения. Первый раз выражение “minister generalis” употреблено во Втором уставе 1223 г.: „Все братья должны всегда иметь в качестве генерального министра и слуги всего братства одного из братьев этого Ордена и строго его слушаться” (RegB VIII). Первым генеральным министром Ордена был св. Франциск (RegNB IV; RegB I), но затем он доверил это служение другим братьям: викариями при его жизни были Петр Каттани и Илия Кортонский. Согласно Уставу, генеральный министр выбирается на генеральном капитуле и генеральным капитулом может быть низложен, если он окажется неспособным или недостойным своего служения.

MINISTER PROVINCIALIS — ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МИНИСТР, ПРОВИНЦИАЛ. Титул лица, возглавляющего отделение Ордена в определенном регионе, как правило, совпадающем с государственными границами. Хотя одна провинция может охватывать несколько стран или даже целый континент (в том случае, когда там имеется небольшое число францисканских монастырей), или же наоборот, одна страна может иметь несколько провинций, например Италия. Провинциальные министры принимают участие в избрании генерального министра Ордена: „Если он [генеральный министр] умрет, выбор преемника должен быть совершен провинциальными министрами и кустодами на капитуле в Пятидесятницу” (RegB VIII). Провинциальным министрам принадлежит право принимать кандидатов в Орден (RegB II), а также направлять братьев с миссиями для проповеди Евангелия (RegB XII).

OBEDIENTIA — ПОСЛУШАНИЕ, ПОВИНОВЕНИЕ, ПОКОРНОСТЬ. Послушание Иисусу Христу св. Франциск рассматривает как величайшую жертву, ибо оно ассоциируется у него с жертвой жизни: “...Господь наш Иисус Христос отдал жизнь Свою, чтобы не выйти из послушания Святейшему Отцу” (EpOrd). Именно такое послушание св. Франциск ставит в качестве идеала перед братьями. Он убеждает их, что даже в том случае, когда настоятель требует совершить что-либо против совести (чего братья пусть не совершают), все равно они не должны уходить от своего настоятеля и продолжать любить его, хотя бы и претерпевая преследования. Это пребывание в терпении и называется послушанием: „Ибо кто скорее претерпит преследование, чем захочет отделиться от своих братьев, поистине пребывает в совершенном послушании, потому что полагает душу свою за братьев своих” (Adm III).

PATIENTIA — ТЕРПЕНИЕ. “Где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения” (Adm XXVII). “Вы должны не гневаться на брата за его грех, но со всяческим смирением и терпением ласково его увещевать и сдерживать” (EpFid II). Св. Франциск призывает братьев переносить тяготы и лишения в терпении и радости, без гнева и раздражения принимать незаслуженные, несправедливые гонения и обиды, и только в этом случае страдание станет истинным следованием Иисусу Христу.

PAUPERTAS — БЕДНОСТЬ. “...Потому что Господь ради нас сделался бедным в этом мире” (RegB VI). “Тот, Кто был богат превыше всех, вместе с Пресвятой Девой, Своей Матерью, пожелал в нашем мире избрать бедность” (EpFid II). Св. Франциск был охвачен горячим желанием подражать бедности Спасителя: „Я, ничтожный брат Франциск, хочу подражать жизни и бедности всевышнего Господа нашего Иисуса Христа и Его святейшей Матери и укрепиться в этом вплоть до самого конца” (UltVol). Благодаря бедности человек становится странником и чужим в этом, лежащем во зле, мире. Таким был и сам Христос. Высказывания св. Франциска свидетельствуют о том, что он не рассматривал бедность как лишенность чего-либо. Наоборот, он считал, что это нечто позитивное. Бедность, уподобляя человека Иисусу Христу и открывая путь к вечному благу, становится величайшей ценностью. Жизнь братьев в общине должна помогать им соблюдать понимаемую таким образом бедность, поэтому условием принятия в Орден является отречение от имущества, его продажа и раздача бедным, что согласно с заповедью Христа, обращенной апостолам (RegNB II; RegB II).

POENITENTIA — ПОКАЯНИЕ. “Господь так дал мне, брату Франциску, начать творить покаяние” (Test). Св. Франциск рассматривал способность к покаянию как дар Божий, являющийся необходимым условием для спасения человека, что и объясняет радость, постоянно сопровождавшую его в аскетическом отречении самого себя. В «Послании к верным» св. Франциск побуждает их словами Евангелия: “...сотворим достойный плод покаяния” (Лк. 3, 8). Здесь идет речь о решительном обращении, отвращении от зла, а в конечном итоге о покаянном образе жизни, который имеет целью перемену человека. Это понятие у св. Франциска тесно связано с понятиями “sequi Christi” (следовать Христу) и “habere Spiritum Domini” (иметь Дух Господень).

PURITAS — ЧИСТОТА. Существительное “чистота”, также как и прилагательное “чистый” имеет смысл отрицания: „свободу от зла”. “...Чтобы (клирики) могли чистотой сердца быть угодными Богу, а не сладостью голосов услаждать людские уши” (EpOrd). Выражения “чистота” и “чистый” являются одними из основных и важнейших понятий св. Франциска, которыми он характеризовал идеал евангельской жизни.

PURUS = MUNDUS — ЧИСТЫЙ. 1. По отношению к человеку, характеристика его духовного состояния. Быть “чистым” — значит быть свободным от нравственного зла, от привязанности к преходящему миру. “Прошу также в Господе всех братьев моих священников, которые есть, и будут, и хотят стать священниками Всевышнего, чтобы всякий раз, когда будут служить мессу, с благоговением, чистыми и чисто (puri pure) совершали истинное священнодействие святейшего Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, с намерениями святыми и чистыми (sancta intentione et munda) и безо всего земного...” (EpOrd). 2. По отношению к другим понятиям — свободный от примеси чего-либо чуждого. “Святая и чистая Простота (pura et sancta simplicitas) прогоняет всю мудрость этого мира” (SalVirt).

SEQUI CHRISTI — СЛЕДОВАТЬ ИИСУСУ ХРИСТУ. “Устав и жизнь этих братьев состоит в том, чтобы жить в послушании, чистоте и без собственности, идти по стопам и следовать учению Господа нашего Иисуса Христа...” (RegNB I). “Братья да стремятся следовать смирению и бедности Господа нашего Иисуса Христа...” (RegNB IX). Следование Иисусу Христу — это сущность жизни св. Франциска, центральная тема его размышлений и проповедей, основа его монашеского призвания. Он воспринимался современниками, как человек во всем следующий Иисусу Христу, таким он и остался в памяти потомков, его единственного из всех святых назвали “alter Christus” (второй Христос). Завещанный св. Франциском христоцентризм стал стержнем францисканской духовности, как в области практической пастырской деятельности, так и в области отвлеченной философской мысли. Следование Христу заключалось, согласно Франциску, в пяти основных положениях: obedientia (послушание), paupertas (бедность), humilitas (смирение), sustinere (претерпевать страдания), sancta amor (святая любовь).

SIMPLEX — ПРОСТОЙ. 1. “необразованный, неотесанный, неумелый”. Это значение использовал св. Франциск, когда сказал о себе, что он “прост и немощен” (Test). Такие слова характеризуют святое смирение Франциска, которое он заповедал и своим братьям: да будут они в глазах мира сего бедны, просты и презренны (Adm XIX). 2. Прилагательное “простой” в выражении “простой человек” св. Франциск употребляет в смысле “цельный человек”, т.е. как антоним выражения “сложный человек”. “Простой” выступает как эпитет упорядоченного, цельного духовного состояния, являясь чертой человека бескомпромиссного, целиком преданного служению идее. “Нам следует не мудрствовать по плоти, но более заботиться о том, чтобы быть простыми, смиренными и чистыми” (EpFid II). Иными словами, здесь “простота” человека уподобляется священной простоте Бога, Который “в Троице совершенной и Единстве простом” (Ep Ord). Простота, как один из основных атрибутов Бога, является фундаментальным положением всей греко-латинской философской мысли, для которой простота и единство были символами совершенства в противоположность множественности и сложности (то есть составленности из разнородных частей) материального мира.

SIMPLICITAS — ПРОСТОТА. “Радуйся, царица Мудрость, Господь да спасет тебя с сестрой твоей святой, чистой Простотой... Святая Мудрость прогоняет сатану и все козни его. Святая чистая Простота прогоняет всю мудрость этого мира” (SalVirt). Понятие “простота” выступает у св. Франциска как родственное понятию “мудрость”, являясь в таком случае одним из основных атрибутов Бога (см. знач. 2 SIMPLEX). По отношению к духовному состоянию человека “простота” означает освобожденность от внутренней раздвоенности как следствия греха.

SPIRITUS — ДУХ. 1. Нематериальное бытие. “...И Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда. Потому что не может быть виден иначе как в Духе...” (Adm I). 2. Сущность, основное содержание. “Те монахи мертвы от буквы, кто не хочет следовать духу буквы божественной, но хочет лучше узнать только слова и объяснять другим” (Adm VII). 3. Spiritus Domini — Святой Дух, то есть третья Ипостась Св. Троицы. “Более всего (братья) должны желать иметь Дух Господень и Его святое действие в себе, молиться Ему всегда с чистым сердцем” (RegB X). Св. Франциск часто использует выражение “иметь Дух Господень” (habere Spiritum Domini), которое представляет собой определение сверхприродного духовного состояния особой близости, единения с Богом. Когда человек достигает такого духовного состояния, действие (operatio) Духа Господня продолжительно и осуществляется в двух направлениях: отрицания и утверждения. Отрицание — действие очищающее. Человек под его влиянием преодолевает свой эгоизм и побеждает склонность к грехам. Св. Дух уничтожает в человеке то, что ведет ко злу и что может затемнить в человеческой душе образ Божий. Тогда Дух Господень как бы занимает место человеческого “я”, и такой человек называется “человеком духовным”. Утверждение (позитивное действие Духа Господня) — это укрепление в вере и добродетелях, в любви и сострадании к ближнему, а также согласование человеческой воли с волей Божией. 4. Spiritus carnis — дух плоти. Внутреннее состояние человека, руководствующегося принципами мира сего. “Ибо дух плоти хочет и стремится много к речам, но мало к делам; и ищет не набожности и святости внутренней, но хочет и жаждет набожности и святости, выставляемых людям напоказ” (RegNB XVII).

SPIRITUALIS — ДУХОВНЫЙ. Нематериальный, относящийся к духу, как нематериальному бытию. “Через единородного Сына Твоего со Святым Духом сотворил Ты все духовное и телесное...” (RegNB XXIII).

SUSTINERE — 1. ПРЕТЕРПЕВАТЬ (страдания, тяготы). “И более должны мы радоваться, когда впадаем в различные искушения и претерпеваем всяческие душевные и телесные тяготы и мучения в этом мире ради жизни вечной” (RegNB XVII). 2. ПРИНЯТЬ (крестную муку, смерть). “Помыслим, братья, о добром Пастыре, Который ради спасения Своих овец принял крестную муку” (Adm VI). Страдания Христа, Его распятие были частым предметом созерцания св. Франциска, а в конце его жизни на горе Альверне стали для него реальностью: на его теле появились стигматы — кровоточащие раны распятия, которые он носил на себе в течение последних двух лет своей жизни.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Хронология жизни св. Франциска

1181 или 1182 Франциск родился в семье Петра и Пики Бернардоне.
1194 В Ассизи родилась Клара ди Оффредуччи.
1199–1200 Гражданская война в Ассизи: народ захватывает дворцы и замки аристократии.
12.09.1202 Во время войны Ассизи с Перуджей в битве при мосте св. Иоанна Франциск попадает в плен к перузианцам.
1203 Франциск возвращается из плена.
1204 Болезнь и выздоровление Франциска.
1205 Франциск в поисках славы отправляется в Апулию. В Сполето он видит таинственный сон, под влиянием которого на следующий день возвращается в Ассизи.
1205–1206 В церкви св. Дамиана Франциск слышит таинственный голос с креста: „Франциск, иди и исправь дом Мой, который превращается в руины”. Перелом в душе Франциска и полное обращение. В присутствии епископа Ассизи Франциск отдает деньги и одежду своему отцу, отвергающему его новый образ жизни. Франциск прислуживает прокаженным в Губбио.
1206–1208 Франциск реставрирует церкви: св. Дамиана, св. Петра и Божией Матери Ангельской.
24.02.1208 Во время мессы Франциск слышит слова Евангелия, позволяющие ему лучше осознать его призвание.
16.04.1208 К Франциску приходят первые ученики: Бернард да Квинтавалле и Петр Каттани.
23.04.1208 К Франциску присоединяется брат Эгидий.
весна 1208 Франциск вместе с братом Эгидием отправляется в Марке с первой миссией. К ним присоединяется брат Филипп. Брат Бернард и брат Эгидий отправляются с миссией во Флоренцию.
осень 1208 Вторая миссия Меньших братьев.
1209 В начале года все братья возвращаются в Порциункулу. К Франциску приходят новые ученики.

1209 или 1210

Франциск вместе с двенадцатью учениками отправляется в Рим и получает от папы Иннокентия III устное утверждение Устава Меньших братьев.
1211 В конце года Франциск отправляется на Восток. Во время шторма корабль терпит крушение у берегов Далматии. Франциск вместе с товарищами через Анкону возвращается в Италию.
18/19.03.
1212
Пострижение св. Клары в Порциункуле. Образование второго ордена — Кларисок.
8.05.1213 Граф Орландо дарит Франциску гору Альверну.
1213–14
(1214–15)
Франциск отправляется в Испанию. Он решает идти проповедовать в Марокко, но внезапная болезнь заставляет его вернуться в Порциункулу.
1215 IV Латеранский Собор, на котором, вероятно, присутствовал св. Франциск, где, по-видимому, произошла его первая встреча со св. Домиником.
5.05.1217 Капитул в Порциункуле, на котором принято решение направить миссионеров за границу. Брат Эгидий был определен для проповеди в Тунисе. Брат Илия должен был направиться в Сирию. Франциск стал во главе миссии, направляющейся во Францию. Прибыв во Флоренцию, Франциск встретил кардинала Гуголина, который убедил его остаться в Италии.
11.06.1218 Папа Григорий III в булле «Cum dilecti», обращаясь к епископам, подтверждает правоверность проповеди Меньших братьев.
26.05.1219 «Капитул Пятидесятницы». Распространение ордена в Германии и Франции. Направление братьев в Марокко.
24.06.1219 Франциск вместе с товарищами отплывает в Египет.
29.08.1219 Франциск становится свидетелем неудачного штурма Дамиетты. Он направляется вместе с братом Иллюминатом к султану.
5.11.1219 Франциск присутствует при взятии крестоносцами Дамиетты.
1220 Братья, направленные в Марокко, погибают мученической смертью. Папа Гонорий III назначает кардинала Гуголина протектором Ордена Меньших братьев. Франциск складывает с себя миссию генерала Ордена и доверяет ее Петру Каттани.
1221 Умирает Петр Каттани. Франциск составляет т.н. «Первый Устав», не утвержденный Римской курией.
30.05.1221 Капитул «соломенных хижин». Избрание генералом Ордена брата Илии.
1221–1222 Франциск проповедует в южной Италии.
15.08.1222 Франциск произносит проповедь на городской площади в Болонии, чтобы примирить враждующих болонцев.
1223 Франциск составляет т.н. «Второй Устав».
29.11.1223 Папа Гонорий III утверждает «Второй Устав».
24/25.12.
1223
Франциск празднует Рождество в Греччио.
2.06.1224 Генеральный капитул. Направление братьев в Англию.
15.08.–29.09.1224 Франциск проводит 40-дневный пост на горе Альверне, где 14 сентября получает стигматы.
1224–1225 Франциск, путешествуя на осле, произносит проповеди в Умбрии и Марке.
1225 Франциск проводит около двух месяцев в саду св. Клары у св. Дамиана, где сочиняет «Гимн брату Солнцу». Уступая просьбам брата Илии, Франциск соглашается обратиться к врачу из-за болезни глаз. По настоянию кардинала Гуголина Франциск направляется в Риети для обследования папским врачом.
1226 Франциск остается на лечение в Сиене. Затем он гостит у епископа Ассизского. Предчувствуя, что приближается конец его жизни, Франциск просит, чтобы его перевезли в Порциункулу.
3.10.1226 Франциск умирает в субботу. На следующий день, в воскресенье, его похороны в церкви св. Георгия.
16.07.1228 Папа Григорий IX провозглашает Франциска святым.
25.05.1230 Мощи св. Франциска переносятся в базилику, построенную в его честь.

Краткая хронология истории Францисканского Ордена

1227–1232 Генералат Иоанна Паренти.
1228 Канонизация св. Франциска.
1230 Булла Григория IX «Quo elongati», где изложено толкование Устава и Завещания св. Франциска.
1232–1239 Генералат Илии Кортонского.
1231 Умер св. Антоний Падуанский, Учитель Церкви.
1236 Открытие первой францисканской кафедры в Парижском университете.
1240–1244 Генералат Аймона Фавершенского, англичанина.
1253 Утверждение папой Иннокентием IV Устава св. Клары. Кончина св. Клары.
1257–1274 Генералат св. Бонавентуры.
ок. 1260 Кончина бл. Фомы Челанского — первого биографа св. Франциска.
1288–1292 Понтификат Николая IV, первого папы-францисканца.
1293 Начало францисканской миссии в Китае.
1308 Кончина бл. Дунса Скота, великого францисканского теолога и философа.
1333 Основание францисканского монастыря при Гробе Господнем.
1403 Начало францисканской миссии в Африке.
1444 Кончина св. Бернардина Сиенского, «столпа обсервантизма».
1471–1484 Понтификат папы-францисканца Сикста IV, известного теолога.
1493 Начало францисканской миссии в Америке.
1517 Булла Льва X «Ite vos», разделение Ордена на францисканцев-конвентуальных и францисканцев-обсервантов.
1552 Кончина св. Матфея Басчио, основателя Ордена францисканцев-капуцинов.
1560 Утверждение Ордена капуцинов.
1585–1590 Понтификат Сикста V, францисканца-конвентуала.
1619 Францисканцы-капуцины получают своего отдельного генерала.
1623 Лука Уаддинг осуществляет первое печатное издание сочинений св. Франциска.
1633 Францисканцы возвращаются в Китай.
1769–1774 Понтификат Климента XIV, францисканца-конвентуала.
1877 Открытие францисканского научно-исследовательского центра в Кваракки.
1897 «Unia Leoniana». Объединение папой Львом XIII всех отделений обсервантов в один Орден.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.        Барин А. Франциск Ассизский. — СПб., 1913.

2.        Белоголов И. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению Римской Католической Церковью в России. — Пг., 1915.

3.        Бицилли П.М. Салимбене. — Одесса, 1916.

4.        Бонавентура. Путеводитель души к Богу. Перевод и комментарии В.Л. Задворного. — М., 1993.

5.        Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. — М., 1989.

6.        Винтер Э. Папство и царизм. — М., 1964.

7.        Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917–1968. — М., 1977.

8.        Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. — М., 1989.

9.        Гаспари А. История итальянской литературы. — Т. 1: Итальянская литература средних векрв. — М., 1895.

10.     Герье В. Франциск — апостол нищеты и любви. — М., 1908.

11.     Герье В. Западное монашество и папство. — М., 1913.

12.     Герье В. Расцвет западной теократии. — М., 1916.

13.     Данте А. Божественная комедия. — М., 1982.

14.     Добиаш-Рождественская О.А. Культ св. Михаила в латинском Средневековье. — Пг., 1917.

15.     Ельчанинов А.В. Житие святого Франциска Ассизского. — М., 1906.

16.     Задворный В.Л. Св. Папа Римский Климент и его культ в Древней Руси. // Истина и Жизнь. — М., 1994. — № 10.

17.     Калмыкова А. Он видел Господа: Св. Антоний Падуанский. // Истина и Жизнь. — М., 1994. — ·№ 3.

18.     Карпини, Джованни да Плано. История монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. Пер. А.И. Малинина под ред. Н.П. Шастиной. — М., 1957.

19.     Кернер Р. Возрождение католической общины и храма в Астрахани. // Истина и Жизнь. — М., 1993. — №·5.

20.     Конради В.Г. Книга о святом Франциске. — СПб., 1912.

21.     Кореняко В. Путешествие Плано Карпини. // Истина и Жизнь. — — М., 1993. — №·11–12.

22.     Кореняко В. Путешествие Рубрука. // Истина и Жизнь. — М., 1994. — №·3.

23.     Кореняко В. Джованни Монтекорвино — треть века в Китае. // Истина и жизнь. — М., 1995. — № 1.

24.     Котляревский С.А. Францисканский орден и Римская курия в XIII—XIV веках. — М., 1901.

25.     Никоновская летопись. / ПСРЛ. — Т. 13. — М., 1965.

26.     Отец францисканец в Смоленске. // Истина и Жизнь. — М., 1993. — ·№ 3.

27.     Пименова Э.К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. — СПб., 1896.

28.     Пирлинг П. Из Смутного времени. Статьи и заметки. — СПб., 1902.

29.     Пирлинг П. Исторические статьи и заметки. — М., 1913.

30.     Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. — М., 1895.

31.     Сапожникова Т., Зандберг Д. Св. Клара. — М., 1916.

32.     Сахаров П. Св. Франциск Ассизский. Быть простыми, смиренными и чистыми. // Истина и Жизнь. — 1993. — ·№ 10.

33.     Свешникова Е.П. Франциск Ассизский. — М., 1912.

34.     Соловьев М. Франциск Ассизский. — М., 1887.

35.     Стикко М. Святой Франциск Ассизский. — Милан, 1990.

36.     Толстой Д.А. Римский католицизм в России. — СПб., 1876. — Т. 1–2.

37.     Тургенев А.И. Акты исторические. — СПб., 1841–1842. — Т. 1–2.

38.     Устрялов Н. Сказания современников о Димитрии Самозванце. — СПб., 1859. — Ч. 1–2.

39.     Франциск Ассизский. Песнь благодарения во всех тварях Божиих. Пер. С. Аверинцева. // Благовестник. — М., 1994. — № 2.

40.     Франциск Ассизский. Сказания о бедняке Христове. — М., 1911.

41.     Хольц Л. История христианского монашества. — СПб., 1993.

42.     Цветаев Д.В. История сооружения первого костела в Москве. — М., 1885.

43.     Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI—XVII веков. — М., 1886.

44.     Цветочки святого Франциска Ассизского. — М., 1990. (Репринт изд. 1913 г.)

45.     Шевеленко А.Я. Доктор Мариинский и доктор Всеобъемлющий. // Вопросы истории. — 1994. — №·9.

46.     Шевырев С. О первых поэтах Италии, предшествовавших Данту. // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1837. — №·3.

47.     Чаплицкий, о. Бронислав. Католики на Северном Кавказе. // Истина и Жизнь. — М., 1994. — ·№ 6.

48.     Шмурло Е. Римская курия на русском православном Востоке в 1609–1654 гг. — Прага, 1928.

49.     Шмурло Е. Русские католики конца XVII века. / Записки Русского научного иститута в Белграде. — Белград, 1931. — Вып. 3.

50.     Abraham W. Powstanie organizacji Kosiola lacinskiego na Rusi. — Lwуw, 1904.

51.     Acta S.C. de Propaganda fide Ecclesiam Catholicam Ukrainae et Bielorusiae spectantia. Ed. A. Welikyj. — Romae, 1953–1954. — Vol. 1–2.

52.     Bonaventura, Sanctus. Opera omnia. — Vol. 11. — Quaracchi, 1882–1902.

53.     Bonaventure, Saint. Le Christ Maоtre. — Ed. G. Madec. — Paris, 1990.

54.     Bonaventure, Saint. Les six jours de la creation. — Ed. M. Ozilou. — Paris, 1991.

55.     Bougerol J.G. Introduction а l’йtude de Saint Bonaventure. — Paris, 1988.

56.     Desbonnets N. Le mouvement franciscain. / Franciscains. La famille multiple de Saint Franзois. — Paris, 1981.

57.     Duhem P. Le systиme du monde. — Paris, 1954. — T. 3–5.

58.     Egger W., Lehmann L., Rottretter A. Duchowose franciszkanska. — Wroclaw, 1992.

59.     Englebert O. Zycie sw. Franciszka z Asyzu. — Niepokalanуw, 1991.

60.     Fonti francescane. — Padova, 1983.

61.     Fonzo F. di, Odoardi J., Pompei A. Bracia Mniejsi Konwentualni. Historia i zycie (1209–1276). — Niepokalanуw, 1991.

62.     Franciscus. Opuscula Sancti Patris Francisci Assisiensis. Ed. C. Esser. — Roma, 1978.

63.     Franciszek z Asyzu. Pisma sw. Franciszka z Asyzu. Tlum. o. K. Ambrozkiewicz. — Warszawa, 1976.

64.     Frankowska M. Scientia w ujeciu Rogera Bacona. — Wroclaw, 1969.

65.     Gemelli A. Franciszkanizm. — Warszawa, 1986.

66.     Gebhard E. L’Italie mystique. — Paris, 1904.

67.     Gilson E. Jean Duns Scot: Introduction а ses positions fondamentales. — Paris, 1952.

68.     Gilson E. La philosophie au Moyen вge. —Paris, 1976. — T. 2.

69.     Gilson E. La philosophie de Saint Bonaventure. — Paris, 1984.

70.     Gratien P. Histoire de la fondation et l’йvolution de l’Ordre des Frиres Mineurs au XIII siиcle. — Paris, 1928.

71.     Gulik G. van, Eubel C. Hierarchia catholica medii et recentioris aevi. — Ed. 2. — Cur. L. Schmitz-Kulenberg. — 1923.

72.     Jacopone da Todi. Laude. — Roma, 1974.

73.     Joergensen J. Saint Franзois d’Assise, sa vie et son oeuvre. — Paris, 1912.

74.     Kantak K. Franciszkanie Polscy. — Krakуw, 1938.

75.     Klasztory bernardynskie w Polsce w jej prowincjach historycznych. / Red. H. Wyczawski. — Kalwaria, 1985.

76.     Kelly J.N.O. The Oxford Dictionnary of Popes. — Oxford, 1986.

77.     Lйon A. Histore de l’Ordre des frиres mineures. Saint Franзois d’Assise et son oeuvre. — Paris, 1953.

78.     Lindberg D. John Peckam and the Science of Optics. — Madison, 1970.

79.     Luz P. de. Histoire des Papes. — Paris, 1960. — T. 1–2.

80.     Mathieu L. La Trinitй crйatrice d’aprиs Saint Bonaventure. — Paris, 1992.

81.     Morin F. Saint Franзois d’ Assise et les franciscains (1182–1226). — Paris, 1853.

82.     Die neusten zustande der Katolischen Kirche beider Ritus in Polen und Russland seit Katharina II. dis auf unsere Tage... von einem Priester aus der Kongregation des Orationius des heil Philippus Neri. Miteinem Bande Dokumente. — Augsburg, 1841.

83.     Nowak E. Duszpasterstwo wojskowe katolickie i prawoslawne w Rossji 1832–1914. — Wilno, 1934.

84.     Plezia M. L’apport de la Pologne а l’exploration de l’Asie Centrale au milieu du XIII siecle. // Acta Poloniae Historica. — Warszawa, 1970. — № 2.

85.     Poirier L. Les Franciscains rйcollets en Nouvelle-France, 1615–1848. — Montrйal, 1986.

86.     Steenberghen F. van. La philosophie au XIII siиcle. — Louvain, 1966.

87.     Tatarkiewicz W. Historia filozofii. — Warszawa, 1968. — T. 1.

88.     Theiner A. Monuments historiques relatifs auz rиgnes d’Alexis Michaйlowitch, Fйodor III, et Pierre le Grand, czars de Russie. — Rome, 1859.

89.     Thode H. Saint Franзois d’Assise et les origines de l’art de la Renaissanse en Italie. — Paris, s. a.

90.     Timmermans F. Franciszek z Asyzu.

91.     Zynel A. Slonce czlowieczego rodu. — Warszawa, 1989.


Редакционная коллегия серии «ФРАНЦИСКАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

о. Яцек Сорока OFM Conv., председатель
о. Григорий Церох OFM Conv., зам. председателя
В.Л. Задворный

Издается по благословению Архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Апостольского Администратора
для католиков латинского обряда Европейской части России

Москва. 19 марта 1995 г. в торжество св. Иосифа Обручника № 32/95

|< в начало << назад к содержанию