ГЛАВА IX
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ
Три первые просьбы Молитвы Господней касались святости Имени Божия, пришествия Его Царствия и исполнения Его воли. В следующих просьбах Господь снисходит к нуждам человека и учит нас с упованием изливать их перед Отцом. Первая из человеческих нужд - хлеб.
Заметим, что в данном случае слово "хлеб" может иметь несколько значений. Прямой его смысл очень прост. Речь идет прежде всего о пище и обо всех тех материальных благах, без которых мы не могли бы прожить.
Позиция христианина по отношению к материальным нуждам должна быть следующей. Прежде всего, мы не должны думать, что нажитые нами деньги и вещи причитаются нам и что мы приобретаем их благодаря собственной сноровке. Средства существования - это дар Божий. Если они у нас есть, то только потому, что Бог допускает это и бдит над нашими нуждами. Итак, имея их, мы должны благодарить Бога, не имея же - молиться об их ниспослании. С другой стороны, мы не должны чрезмерно заботиться о материальных благах. Господь призывает нас глядеть на полевые лилии, которые ни трудятся, ни прядут. Он учит нас искать прежде Царства Божия и правды Его: все остальное приложится нам. Конечно, это вовсе не значит, что мы должны бросить работу и рассчитывать на помощь ближних. Кроме тех случаев, когда человек получает особое призвание, он должен принимать необходимые меры для обеспечения средств своего существования. Это - дело нашей чести и благоразумия, особенно если мы несем ответственность за содержание семьи. Однако следует избегать боязливости, свидетельствующей о недостатке упования на Бога. Находясь в трудном материальном положении, мы должны молить Бога о том, чтобы Он поспешил к нам на помощь и вел нас по пути избавления от всех невзгод. Наконец, мы должны помнить, что наш хлеб - это также хлеб наших братьев и что имеющий его - слуга тех, кто в нем нуждается. Христианское "преломление хлеба" означает не только таинство, но и обязанность делиться с другими материальными благами. Позиция дара - одна из основных черт христианского образа жизни. Однако милостыня не освобождает нас от двух существенных обязанностей. Первая из них состоит в том, чтобы не извлекать выгоды из бесчестных предприятий (к примеру таких, которые допускают безнравственность или экономическую эксплуатацию) и не вкладывать в такие предприятия деньги. Вторая заключается в борьбе за установление такого общественного порядка, который гарантировал бы каждому человеку необходимый прожиточный минимум и не ставил бы бедных в зависимость от щедрости богатых. Впрочем, даже если такой общественный порядок будет достигнут, всегда останется открытым широкое поле для личной благотворительности. Богу угодно, чтобы благотворительность содержала в себе элемент жертвенности и чтобы мы давали не только от избытка, но и от того, в чем нуждаемся сами.
Хлеб, о котором мы молим Бога, - это не только хлеб материальный, ибо сказано: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". Итак, мы должны обращаться к Богу с такой молитвой: "Дай нам Слово Твое, дай нам жить Словом Твоим". Слово - это прежде всего богодухновенное Священное Писание. Бог говорил через пророков и ветхозаветных авторов, через апостолов и евангелистов Нового Завета. Он препоручил Церкви заботу о сохранении и безошибочном толковании Библии. Каждый христианин с помощью Святого Духа может и должен найти в Писании лучшую духовную пищу. Он должен не только читать Писание, но и размышлять над ним, ежедневно открывая хотя бы одну строку, которая становилась бы для него побуждением к действию и силой. В Евангелии он обретет одновременно свет,закон и утешение. Православный христианин найдет слово Божие также в иных источниках: в молитвах божественной литургии, в определениях экуменических соборов, в учении святых Отцов. Слово Божие может быть косвенным образом услышано и через человеческие дела, которые, конечно, нельзя назвать "богословием", но в которых люди Божий распознают то, что от Бога. Наконец, есть Слово Божие, произносимое в нас самих, в сокровенной глубине каждой души, в зависимости от ее нужд и жизненных обстоятельств. Углубляя нашу веру, напрягая внимание и пребывая в молчании, мы можем услышать это божественное Слово и вкусить от него. Оно научит нас, что делать, откроет перед нами сердце Бога и поможет нам вступить с Ним в задушевную беседу.
Хлеб, о котором мы молим Бога, - это также Хлеб жизни, сошедший с небес, Спаситель, коего Тело есть истинная пища, а Кровь - истинное питие. В Пресвятой Евхаристии мы призваны к тому, чтобы стать причастниками жертвы Страстей Господних и дара, которым стал для нас закланный Агнец. Причащаясь, мы соединяемся с Господом Иисусом Христом и с нашими братьями, и, несмотря на то, что нас много, составляем единый хлеб и единое тело. Мы должны молить Бога не только о том, чтобы Он дал нам Своего Сына, но и о том, чтобы мы научились принимать Его. Да бдит Он над тем, чтобы мы часто приступали к причастию инадлежащим образом готовились к его принятию! Сошествие Духа Святого на предлежащие хлеб и вино прелагает их в Святейшее Тело и Драгоценную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Духа на нас самих во время каждого причащения порождает в наших душах спасительные плоды, благодеяниями которых мы должны делиться со всеми встреченными нами людьми. Приняв святое Причастие, не следует поспешно выходить из церкви и немедленно вступать в разговор. Напротив, после литургии подобает задержаться на несколько минут в храме, чтобы побыть одному в тишине и молитвенном сосредоточении. Мы должны постичь бесконечную ценность этих минут, дающих нам возможность поклониться Господу, ощутить присутствие божественного Гостя в своей душе и соединить свое сердце с Его Сердцем. Таким образом каждый из нас может стать новым творением, человеком преображенным, который, выходя из церкви, смешивается с другими людьми, чтобы и они могли познать исполнившуюся в нас неизъяснимую тайну - тайну милосердия, выражающуюся в возрастании нашей любви. Не имея возможности приступить к таинству Причастия, мы должны духовно приблизиться к столу Господню и молить Бога, чтобы Он незримо совершил Свою Трапезу в нашей душе. Если мы будем питаться живой верой и святой жаждой Его Тела и Крови,Он не оставит наших воздыханий по евхаристическим дарам без ответа Своей благодати.
Хлеб, о котором мы молим Бога, - хлеб материальный, хлеб Слова, хлеб Жизни, - необходим нам ежедневно. Он - хлеб сего дня. Он также хлеб ожидаемого нами завтра. Он - прообраз того не имеющего видимой формы вечного хлеба, который есть пребывание в присутствии Бога и который должен стать нашей пищей на празднестве грядущего Царствия. Все эти значения в большей или меньшей степени заключены в сложном евангельском слове, часто переводимом нами как "насущный". Быть может, более точным переводом было бы: хлеб "сходящий" или хлеб "свыше". Как бы то ни было, материальный хлеб является знаком Христа, Хлеба истинного. Будем же повторять вслед за Его учениками: "Господи, подавай нам всегда такой хлеб!"