§3434. ГОРОД ЯНГИКЕНТ (НТ, § 24)
Сведения францисканской миссии о судьбе двух городов с берегов Сыр-Дарьи являются несомненным свидетельством того, что во время странствия западные дипломаты побывали в этих городах. Информация, полученная ими на месте, вы глядит вполне реально и подтверждается независимыми восточными источниками. Однако сведения францисканцев интересны в другом отношении. Известно, что донесения миссии молчат о военной кампании Чингис-хана против хорезмшаха. Падение государства хорезмшаха - событие, всколыхнувшее весь мусульманский мир. Спустя 20 лет после этих событий францисканцы проехали через главные города Хорезма и, в частности, узнали о судьбе жителей Янгикента и Барчина. В донесениях предпринята попытка совместить легендарную панораму монгольских военных походов с некоторыми реальными наблюдениями. Выглядит эта попытка малоудачной, поскольку францисканцам несложно было бы выяснить, что Бату, которому приписывается командование этим походом, было тогда всего лишь тринадцать лет. Выявленное обстоятельство показывает, что донесения являются в первую очередь литературными сочинениями, и их авторы менее всего были озадачены воссозданием «реальной» истории рождения Монгольской империи. Поэтому к донесениям миссии следует подходить скорее как к литературным, но не историческим источникам. В частности, рассматриваемый ниже эпизод повествует об истории людей, а не политической истории государства хорезмшаха.
После разгрома Барчина, передает брат Иоанн, «люди из некоего города, который называется Яникинт, услышав об этом, вышли им навстречу и добровольно сдались им. Поэтому их город не был разрушен, но многие из них были убиты, а другие - переселены. Взяв в городе добычу, его наполнили другими людьми и пошли на город Орнас» (LT, V. 26). Согласно официальной истории, во время похода в Среднюю Азию против государства хорезмшаха «Чингис-хан приказал Чагатаю и Угедею с несколькими туманами войска осадить город [Отрар], Джочи он соизволил определить идти с несколькими войсковыми отрядами на Дженд и Янгикент, а группе эмиров - в сторону Ходженда и Бенакета» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 198). Скорее всего, жители Янгикента действительно добровольно сдались на милость победителям, ибо так же поступили жители соседнего Дженда, узнав о трагической судьбе Сыгнака.
Рашид ад-Дин пишет о монгольской дипломатии при завоевании городов Средней Азии: «Согласно повелению завоевателя вселенной Чингис-хана, царевич Джочи <...> отправился к Дженду. Прежде всего он дошел до города Сугнак, принадлежащего к округам Дженда и расположился на берегу Сейхуна [Сыр-Дарьи]. Он послал предварительно [в Сугнак] посольство во главе с Хусейн-хаджи, который в качестве купца издавна состоял на службе Чингис-хана, находясь в числе его приближенных, - чтобы он после отправления посольства, в силу своего знакомства и сродства [с населением], посоветовал жителям тех окрестностей [не сопротивляться] и призвал бы их к подчинению [монголам], дабы их кровь и имущество остались невредимыми. Когда тот отправился в Сугнак, прежде чем он успел перейти от выполнения посольства к увещеванию, негодяи, подонки и всякая чернь подняли шум и, крича "Аллах велик!", его умертвили и сочли это за большую заслугу перед государем. Когда Джочи-хан услышал об этом обстоятельстве, то, приведя войско в боевой порядок, приказал биться с раннего утра до вечера. Они сражались несколько раз, пока завоевали его [город] силою и принуждением. Заперев врата прощения и снисходительности, монголы убили всех, мстя за одного человека. Управление той областью они отдали сыну убитого Хусейн-хаджи и ушли оттуда <...>. Слух об этом дошел до Дженда. Кутлуг-хан, верховный эмир, которого султан назначил охранять [от врагов] те пределы, ночью переправился через Сейхун и направился в Хорезм через пустыню. Когда до Джочи-хана дошло известие о том, что тот покинул Дженд, он послал с посольством в Дженд Чин-Тимура, склоняя жителей к себе и предлагая воздержаться от враждебных действий [против монголов]. Так как в Дженде не было полновластного главы и правителя, то каждый человек поступал по своему усмотрению, сам рассуждал и сам придумывал наилучший выход. Простонародье подняло шум и напало на Чин-Тимура. Он унял их вежливо и сдержанно, осведомив их о событиях в Сугнаке и об убийстве Хусейн-хаджи, и обязался с ними договором: "Я не допущу, чтобы иноземное войско имело здесь какое-либо касательство!" Они обрадовались этому обещанию и не причинили ему никакого вреда [... Монголы] двинулись туда [к Дженду] и четвертого сафара 616 г. х. [4 апреля 1220 г.] расположились лагерем в виду города. Войско занялось рытьем рва и его подготовкой. Жители Дженда заперли ворота и начали сражение на крепостной стене. Так как они никогда не видывали войны, то дивились на монголов, что каким-де образом те смогут взобраться на стену крепости. Монголы подняли на стену лестницы и со всех сторон взобрались на крепостную стену и открыли ворота города. Они вывели всех жителей [за городскую стену]. С обеих сторон ни одному живому существу не было нанесено вреда ударами меча. Так как они отступили от войны, [то] монголы возложили руки снисхождения на их головы; они убили лишь несколько человек главарей, дерзко разговаривавших с Чин-Тимуром. В течение девяти суток они держали [горожан] в степи, город же предали потоку и разграблению» (Рашид ад-Дин. Т. I. Кн. 2. С. 199-200).
Городище Яны-кент (Yangï-känt387 - Янгикент, Джанкент, Шахрикент) - Новый город, развалины которого лежат в 20 километрах к юго-западу от Казалинска на левом берегу нижнего течения Сыр-Дарьи. В 1867 г. П. И. Лерх и М. К. Приоров составили его план и произвели раскопки. В 1868 г. их продолжил В. В. Верещагин. В 1946 г. городище обследовано Хорезмской археолого-этнографической экспедицией. В плане это прямоугольник, вытянутый с востока на запад (375 х 225 м). В северо-западном углу его находится квадратный бугор-цитадель (100 х 100 м) высотой 7-8 м. Высота внешних стен городища 8 м. Они имеют башни с бойницами. Найдены керамика и монеты. Датировка: X-XIV вв.388. О судьбе этого города в XIV в. сообщает ал-Омари389.
Слово кент, или кед, означало дом, усадьбу, группу домов одного хозяина. Согласно Йакуту, слово кят обозначало у хорезмийцев «вал в степи, хотя бы внутри этого вала ничего не находилось»; на Ягнобе кат - «дом»390. Согласно исследованию Бартольда, арабские «географы X в. при описании Туркестана приводят большое число сложных названий с кет и кед, причем эти названия, еще не встречающиеся в районе Мургаба, появляются в районе Зеравшана и в значительно большем числе в бассейне Сыр-Дарьи, особенно в районе Ангрена и Чирчика. Географ Истахри дает для области Илак, т. е. культурной полосы Ангрена, 14 названий городов и селений, из них 7 сложных с -кет; для области Чач, т. е. культурной полосы Чирчика, - 27 названий, из них 14 сложных с -кет. <...> Употребление слова кент в смысле «селение» сохраняется до сих пор в Хорезме и в Кашгарии»391.