Источник: Символ № 35, 1996

1Вообще, русской духовной литературной традиции свойственно некое тяготение к анонимности и уж во всяком случае условности авторства духовного литературного произведения. В этом отношении чрезвычайно показательны высказывания отца Павла Флоренского. В 1904 году в письме Андрею Белому он писал: «...приносят Ваше письмо, и в нем читаю некоторые из фраз, которые только что написаны мною; почти тождественные даже выражения. Это хорошо и радостно. В одной масонской рукописи я видел когда-то схематический рисунок мироустройства, а на рисунке надпись: abyssus abyssum invocat - бездна бездну призывает... Мне иногда думается: впоследствии, тогда, было бы хорошо устроить анонимность. Издает журнал братство - "моего" и "твоего" нету. Почему литературная собственность не есть собственность, "мое", особое? Может быть, это самое собственное, едва ли что так может действовать разделяюще, как литературное самолюбие. Своего не нужно. Не то, чтобы никогда и нигде его не должно было быть, чтобы оно само по себе было плохо. Конечно, нет; но все можно, но не все полезно. Литературная собственность может мешать. И мешает, часто мешала, была не полезной* (Вестник РХД, 1974, с. 158-159). Здесь же уместно напомнить и о спорах, продолжающиеся еще и в наши дни, относительно авторства другого сочинения - «Рассказа Странника», одним из редакторов которого был и преосвященный Вышенский затворник.

2Первую главу «Подвига христианина» мы даем в Приложении к публикуемой ниже «Брани духовной».