|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

КНИГА VI

О САНКЦИЯХ В ЦЕРКВИ

Канн. 1311-1399

ЧАСТЬ I

О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ В ЦЕЛОМ

ТИТУЛ I

О НАКАЗАНИИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЦЕЛОМ

Кан. 1311 - Церковь обладает прирождённым и присущим ей правом налагать штрафные санкции на верных Христу, совершающих правонарушение.

Кан. 1312 - § 1. Штрафные санкции в Церкви суть следующие:

1 врачующие наказания, или цензуры, перечисленные в канн. 1331-1333;

2 искупительные наказания, о которых говорится в кан. 1336.

§ 2. Закон может установить и другие искупительные наказания, лишающие верного Христу какого-либо духовного или материального блага и отвечающие сверхъестественной цели Церкви.

§ 3. Кроме того, применяются профилактические наказания и покаяния: первые — преимущественно для предотвращения правонарушений, а вторые — по большей части для того, чтобы заменить собою наказание или усугубить его.

ТИТУЛ II

О ШТРАФНОМ ЗАКОНЕ И О ШТРАФНОМ ПРЕДПИСАНИИ

Кан. 1313 - § 1. Если после того, как было совершено правонарушение, закон изменится, то следует применять закон, более благоприятный к виновному.

§ 2. Если последующий закон отменяет предшествующий или хотя бы наказание, то оно тотчас же прекращается.

Кан. 1314 - По большей части наказание налагается по выносимому судебному решению, то есть оно распространяется на виновного лишь после того, как будет на него наложено. Однако существует и наказание по заранее вынесенному судебному решению, под которое подпадают в силу самогo факта совершённого правонарушения, если это ясно установлено законом или предписанием.

Кан. 1315 - § 1. Кто обладает законодательной властью, тот может издавать и штрафные законы; кроме того, своими законами он может оградить подобающим наказанием Божественный закон или церковный закон, изданный вышестоящей властью, оставаясь при этом в пределах своих полномочий — территориальных или персональных.

§ 2. Закон может сам определить наказание или оставить его определение на благоусмотрение судьи.

§ 3. К наказаниям, установленным универсальным правом за какое-либо правонарушение, партикулярный закон может прибавить и другие наказания; однако делать это следует только в случае острейшей необходимости. Если же универсальный закон грозит неопределённым или факультативным наказанием, то партикулярный закон может вместо этого установить наказание определённое или обязательное.

Кан. 1316 - Пусть диоцезные Епископы заботятся о том, чтобы по мере возможности в одном и том же государстве или регионе издавались единообразные штрафные законы, если будет необходимо издавать таковые.

Кан. 1317 - Наказания следует устанавливать в той мере, в которой они действительно необходимы для более успешного обеспечения церковной дисциплины. Лишение статуса клирика не может устанавливаться партикулярным законом.

Кан. 1318 - Законодатель не должен грозить наказаниями по заранее вынесенному судебному решению — разве что за отдельные умышленные правонарушения, способные ввести в особо тяжкий соблазн или не поддающиеся успешному наказанию по выносимому судебному решению; не следует ему также устанавливать и цензур, особенно отлучения — разве что с крайней умеренностью и только за тягчайшие правонарушения.

Кан. 1319 - § 1. В той мере, в какой то или иное лицо в силу власти управления может издавать предписания в области внешней подсудности, оно может также угрожать через предписание определёнными наказаниями — кроме постоянных искупительных.

§ 2. Штрафное предписание следует издавать только после зрелого рассмотрения вопроса и соблюдая то, что установлено в канн. 1317 и 1318 в отношении партикулярных законов.

Кан. 1320 - Местный Ординарий может карать монашествующих наказаниями во всех вопросах, в которых они подлежат его власти.

ТИТУЛ III

О СУБЪЕКТЕ, ПОДЛЕЖАЩЕМ ШТРАФНЫМ САНКЦИЯМ

Кан. 1321 - § 1. Наказанию не подлежит никто, если только внешнее нарушение закона или предписания, совершённое тем или иным лицом, не будет тяжко вменяемым вследствие злоумышления или вины.

§ 2. Наказание, установленное законом или предписанием, распространяется на того, кто сознательно нарушил этот закон или это предписание. Тот же, кто совершил же это по небрежению, не проявив должного тщания, не наказывается, если закон или предписание не предусматривают иного.

§ 3. Если совершено внешнее нарушение, то предполагается вменяемость, если не явствует иного.

Кан. 1322 - Те, кто обычно не в состоянии пользоваться здравым рассудком, считаются неспособными к правонарушению — даже в том случае, если, преступая закон или предписание, они казались здоровыми.

Кан. 1323 - Никакому наказанию не подлежит тот, кто, нарушив закон или предписание:

1 ещё не достиг шестнадцатилетнего возраста;

2 не по своей вине не знал о том, что он нарушает закон или предписание; к неведению приравниваются также невнимательность и ошибка;

3 действовал по физическому принуждению или непреднамеренно, в силу случайности, которой он не мог предвидеть или же, предвидя её, не сумел избежать;

4 действовал, принуждаемый обоснованным страхом — пусть даже обоснованным лишь относительно — либо по необходимости или вследствие значительного неудобства, если только совершённый им акт не был по существу злонамеренным и не причинил вреда душам;

5 действовал, законно защищая себя самого или кого-либо другого от несправедливо нападающего, соблюдая должную сдержанность;

6 не был способен ко здравому суждению, причём в силе остаются предписания канн. 1324, § 1, 2, и 1325;

7 не по своей вине полагал, что имеет место одно из обстоятельств, о которых говорится в пп. 4 или 5.

Кан. 1324 - § 1. Лицо, совершившее правонарушение, не освобождается от наказания, однако наказание, установленное законом или предписанием, должно быть смягчено или заменено покаянием, если правонарушение было совершено:

1 тем, кто лишь частично обладал здравым рассудком;

2 тем, кто не обладал здравым рассудком вследствие опьянения или иного подобного умственного расстройства, которое можно было вменить ему в вину;

3 в пылу сильной страсти, который, однако же, не полностью вытеснил собою и устранил способность к сознательному суждению и согласие воли, если только сама страсть не была вызвана или взлелеяна добровольно;

4 несовершеннолетним, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

5 тем, кто действовал, принуждаемый обоснованным страхом — пусть даже обоснованным лишь относительно — либо по необходимости или вследствие значительного неудобства, если правонарушение было по существу злонамеренным и причинило вред душам;

6 тем, кто действовал, законно защищая себя самого или кого-либо другого от несправедливо нападающего, но не соблюл должной сдержанности;

7 действовавшим против того, кто тяжко и несправедливо провоцирует;

8 тем, кто ошибочно, однако по собственной вине, полагал, что имеет место одно из обстоятельств, о которых говорится в кан. 1323, 4 или 5;

9 тем, кто не по своей вине не знал о том, что с данным законом или предписанием связан наказание;

10 тем, кто действовал с неполной вменяемостью, которая, тем не менее, оставалась веской.

§ 2. То же может сделать и судья при наличии иного обстоятельства, уменьшающего тяжесть правонарушения.

§ 3. В обстоятельствах, о которых говорится в § 1, виновник не подвергается наказанию по заранее вынесенному судебному решению.

Кан. 1325 - Неведение грубое???, притворное??? или намеренное??? никогда не может учитываться при применении предписаний канн. 1323 и 1324; то же относится и к опьянению, и к другим помешательствам рассудка, если они были умышленно вызваны для совершения правонарушения или для смягчения вины, а также к страсти, вызванной или взлелеянной добровольно.

Кан. 1326 - § 1. Судья может наложить более суровое наказание, нежели установлено законом или предписанием:

1 того, кто после осуждения или объявления наказания продолжает совершать правонарушения, так что на основании сопутствующих обстоятельств можно благоразумно умозаключить о его злонамеренном упорстве;

2 того, кто возведён в то или иное достоинство, а также того, кто злоупотребил своей властью или должностью ради совершения правонарушения;

3 виновника, который, зная о наказании, установленном за неумышленное правонарушение, предвидел исход событий, но не принял тех мер к его предотвращению, какие принял бы каждый добросовестный человек.

§ 2. Если в случаях, указанных в § 1, предусмотрено наказание по заранее вынесенному судебному решению, то оно может быть дополнено другим наказанием или покаянием.

Кан. 1327 - Кроме тех случаев, о которых говорится в канн. 1323-1326, партикулярный закон может установить и другие обстоятельства, снимающие вину, смягчающие или отягчающие её — как в виде общей нормы, так и для отдельных правонарушений. Равным образом и в предписании могут быть определены обстоятельства, освобождающие от установленного в нём наказания, смягчающие его или отягчающие.

Кан. 1328 - § 1. Кто ради совершения правонарушения что-либо сделал или, напротив, что-то упустил, но помимо своей воли не совершил правонарушения, тот не подлежит наказанию, установленному за совершённое правонарушение, если законом или предписанием не предусмотрено иного.

§ 2. Если действия или упущения по своей природе ведут к совершению правонарушения, то допустившее их лицо может подлежать покаянию или профилактическому наказанию, если только, начав совершать правонарушение, оно по своей воле от этого не отступится. Если же возникнет соблазн, какой-либо иной тяжкий ущерб или опасность, то виновный, даже если он остановится по своей воле, может быть наказан справедливым наказанием, однако более лёгким, нежели то, что было установлено за совершённое правонарушение.

Кан. 1329 - § 1. Если для главного виновника правонарушения установлены наказания по выносимому судебному решению, а его сообщники, участвующие в правонарушении по совместному замыслу, не поименованы ясно в законе или предписании, то они подлежат тем же самым наказаниям или другим, той же либо меньшей тяжести.

§ 2. Под наказание по заранее вынесенному судебному решению подпадают сообщники, не поименованные в законе или предписании, если без их участия правонарушение не могло бы совершиться, а наказание по своей природе распространяется на них. В противном случае они могут подвергнуться наказанию по выносимому судебному решению.

Кан. 1330 - Правонарушение, состоящее в каком-либо заявлении либо в ином выражении воли, а также определённого учения или знания, следует считать не совершённым, если об этом заявлении или выражении никто не узнал.

ТИТУЛ IV

О НАКАЗАНИЯХ И ПРОЧИХ КАРАХ

ГЛАВА I

О ЦЕНЗУРАХ

Кан. 1331 - § 1. Отлучённому запрещается:

1принимать какое бы то ни было священнослужительское участие в совершении Жертвоприношения Евхаристии и в любых других богослужебных обрядах;

2совершать таинства либо сакраменталии и принимать таинства;

3исполнять какие бы то ни было церковные должности, служения и обязанности, а также осуществлять акты управления.

§ 2. Если отлучение было наложено или провозглашено, то виновный:

1должен быть удержан, если он пожелает нарушить предписание § 1, 1, или же это литургическое действо следует прекратить, если тому не воспрепятствует веская причина;

2недействительным образом осуществляет акты управления, которые по норме § 1, 3настоящего канона являются незаконными;

3не может пользоваться пожалованными ему ранее привилегиями;

4не может действительным образом обрести достоинство, должность или иное служение в Церкви;

5не может присваивать плодов достоинства, должности, какого бы то ни было служения, равно как и пенсии, получаемой им в Церкви.

Кан. 1332 - Лицо, подвергшееся интердикту, связано запретами, о которых говорится в кан. 1331, § 1, 1 и 2; если же интердикт был наложен или объявлен, то следует соблюдать предписание кан. 1331, § 2, 1.

Кан. 1333 - § 1. Суспенсия, которая может распространяться лишь на клириков, запрещает:

1 все или некоторые акты власти, проистекающей из рукоположения;

2 все или некоторые акты власти управления;

3 осуществление всех или некоторых право или обязанностей, связанных с должностью.

§ 2. В законе или предписании может быть установлено, что после осуждающего или деклараторного судебного решения лицо, подвергшееся суспенсии, не может действительным образом осуществлять акты управления.

§ 3. Запрет никогда не касается:

1 должностей или власти управления, не подлежащих власти настоятеля, установившего наказание;

2 прaва на проживание, если виновник обладает им в силу своей должности;

3 прaва на управление имуществом, которое может принадлежать должности, занимаемой лицом, подвергшимся суспенсии, если наказание при этом назначается по заранее вынесенному судебному решению.

§ 4. Суспенсия, запрещающая получение доходов, денежных приношений, пенсий и тому подобного, предполагает обязательство возмещения всего того, что было получено незаконно — пусть даже чистосердечно.

Кан. 1334 - § 1. Сфера применения суспенсии в пределах, установленных предыдущим каноном, определяется либо самим законом или предписанием, либо судебным решением или декретом, которым налагается наказание.

§ 2. Закон — но не предписание — может установить суспенсию по заранее вынесенному судебному решению, не прибавив никакого определения или ограничения. Такого рода наказание влечёт за собою все последствия, перечисляемые в кан. 1333, § 1.

Кан. 1335 - Если цензура запрещает совершение таинств либо сакраменталий или осуществление актов управления, то всякий раз, когда это будет необходимо, чтобы помочь верным, которым грозит смерть, этот запрет приостанавливается. Если же цензура по заранее вынесенному судебному решению не была объявлена, то запрет, кроме того, приостанавливается всякий раз, когда какой-либо верный выскажет просьбу о таинстве, сакраменталии или об акте управления; просить же об этом позволяется по любой уважительной причине.

ГЛАВА II

ОБ ИСКУПИТЕЛЬНЫХ НАКАЗАНИЯХ

Кан. 1336 - § 1. Искупительные наказания, которые могут воздействовать на виновника постоянно, а также на определённый или неопределённый срок, кроме тех, что может установить закон, суть следующие:

1 запрет или предписание проживать на определённом месте или территории;

2 лишение власти, должности, обязанностей, правомочия, привилегии, милости, звания, отличия, даже сугубо почётного;

3 запрет пользоваться тем, что перечислено в п. 2, либо запрет пользоваться этим в определённом месте или вне определённого места; однако эти запреты никогда не приводят к недействительности;

4 перевод на другую должность порядке наказания;

5 лишение статуса клирика.

§ 2. Наказаниями по заранее вынесенному судебному решению могут быть лишь те искупительные наказания, что перечисляются в § 1, 3.

Кан. 1337 - § 1. Запрет на проживание в определённом месте или на определённой территории может касаться как клириков, так и монашествующих; предписание же проживать в определённом месте касается секулярных клириков, а также монашествующих — в пределах их конституций.

§ 2. Чтобы наложить предписание проживать в определённом месте или на определённой территории, необходимо согласие Ординария этого места, если речь не идёт об обители, предназначенной также для клириков, не принадлежащих к данному диоцезу, которые отбывают там покаяние или находятся там для исправления.

Кан. 1338 - § 1. Лишения и запреты, перечисляемые в кан. 1336, § 1, 2 и 3, никогда не распространяются на власть, должности, обязанности, права, привилегии, правомочия, милости, звания, отличия, не подлежащие власти руководителя, налагающего наказание.

§ 2. Нельзя лишить власти, проистекающей из рукоположения: можно лишь запретить осуществлять её саму или некоторые её акты; нельзя также лишить учёных степеней.

§ 3. По отношению к запретам, указанным в кан. 1336, § 1, 3, следует соблюдать норму, изданную относительно цензур в кан. 1335.

ГЛАВА III

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЯХ И ПОКАЯНИЯХ

Кан. 1339 - § 1. Ординарий может лично или через другое лицо увещать того, кто близок к совершению правонарушения, а также того, на кого после проведённого расследования падает тяжкое подозрение в совершённом правонарушении.

§ 2. В порядке, сообразном с особыми условия данного лица или факта, Ординарий может также вынести порицание тому, чьё поведение порождает соблазн или тяжко нарушает общественный порядок.

§ 3. Об увещании и порицании всегда должно быть известно из какого-либо документа, который следует хранить в секретном архиве курии.

Кан. 1340 - § 1. Покаяние, которое может быть наложено в области внешней подсудности, представляет собою обязательство совершить какое-либо религиозное, благочестивое или милосердное деяние.

§ 2. За тайное правонарушение никогда не следует накладывать публичного покаяния.

§ 3. По своему благоусмотрению Ординарий может добавить покаяние к профилактическому наказанию увещанием и порицанием.

ТИТУЛ V

О ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ

Кан. 1341 - Ординарию следует лишь тогда позаботиться о проведении судебной или административной процедуры с целью наложения или объявления наказания, когда он убедится, что ни братским увещанием, ни порицанием, ни другими средствами пастырского попечения нельзя в достаточной степени устранить соблазн, восстановить справедливость и исправить виновного.

Кан. 1342 - § 1. Если обоснованные причины мешают проведению судебного процесса, то наказание может быть наложено или объявлено внесудебным декретом, а профилактические наказания и покаяние могут налагаться декретом в любом случае.

§ 2. Через декрет не могут налагаться или объявляться постоянные наказания, а также те наказания, которые по устанавливающему их закону или предписанию запрещается применять через декрет.

§ 3. То, что в законе или предписании говорится о судье в отношении наложения или объявления наказания в суде, следует применять и к настоятелю, налагающему или объявляющему наказание внесудебным декретом, если не явствует иного и если речь не идёт о предписаниях, касающихся только порядка ведения дела.

Кан. 1343 - Если закон или предписание даёт судье власть налагать наказание или не налагать его, то судья может также согласно своей совести и благоразумию смягчить наказание или заменить его покаянием.

Кан. 1344 - Даже если закон использует предписывающие выражения, судья, руководствуясь своей совестью и рассудительностью, может:

1 отложить наказание на более подходящее время, если предвидится, что преждевременное наказание виновного приведёт к большему злу;

2 воздержаться от наложения наказания, а также наложить более мягкое наказание или прибегнуть к покаянию, если виновный исправился и устранил соблазн либо был уже достаточно наказан гражданской властью или, как предвидится, будет ею наказан;

3 если виновный впервые совершил правонарушение за всю безупречно прожитую им жизнь и если нет настоятельной необходимости устранить соблазн, то судья может приостановить обязанность нести искупительное наказание, однако таким образом, что, если виновный в пределах срока, установленного судьёй, вновь совершит правонарушение, то он понесёт наказание, причитающееся за оба правонарушения, если к этому моменту не пройдёт время, необходимое для прескрипции штрафного иска за первое из них.

Кан. 1345 - Если виновник не полностью обладал здравым рассудком или совершил правонарушение, движимый страхом, необходимостью, страстью, либо же под воздействием опьянения или другого подобного умственного расстройства, то судья также может воздержаться от наложения какого-либо наказания, если сочтёт, что можно успешнее способствовать исправлению виновника иным способом.

Кан. 1346 - Когда виновный совершил несколько правонарушений, и совокупность наказаний по выносимому судебному решению, которые ему следует понести, представляется чрезмерно большой, то на благоусмотрение судьи предоставляется возможность смягчить наказания в справедливых пределах.

Кан. 1347 - § 1. Цензуру нельзя наложить действительным образом, если предварительно виновника хотя бы один раз не предупредили о том, что ему следует прекратить неповиновение, предоставив ему подобающее время для того, чтобы он образумился.

§ 2. Следует считать, что виновный прекратил неповиновение, если он подлинно раскаялся в совершённом правонарушении и, кроме того, предоставил подобающее возмещение за причинённый ущерб и соблазн или хотя бы серьёзно пообещал это сделать.

Кан. 1348 - Если виновный освобождается от обвинения или на него не налагается никакого наказания, то Ординарий может содействовать его пользе и общественному благу уместными увещаниями или иными средствами пастырского попечения, а при необходимости — и профилактическими наказаниями.

Кан. 1349 - Если наказание является неопределённым и закон не предусматривает иного, то судья не должен налагать особо тяжких наказаний, особенно цензур, если этого с необходимостью не потребует тяжесть случая; постоянных же наказаний он налагать не может.

Кан. 1350 - § 1. При наложении наказаний на клириков всегда следует позаботиться о том, чтобы они не лишились того, что необходимо для их достойного содержания, если речь при этом не идёт о лишении статуса клирика.

§ 2. Пусть Ординарий постарается как можно лучше позаботиться о том, кто, утратив статус клирика, оказался в подлинной нужде вследствие этого наказания.

Кан. 1351 - Наказание распространяется на виновного повсюду, даже по прекращении правомочий того, кто установил или наложил это наказание, если ясно не предусмотрено иного.

Кан. 1352 - § 1. Если наказание запрещает принимать таинства или сакраменталии, то этот запрет приостанавливается на то время, пока виновнику угрожает смерть.

§ 2. Обязанность подвергнуться наказанию по заранее вынесенному судебному решению, о каковом наказании не было объявлено и не стало известно в том месте, где находится виновник, приостанавливается полностью или частично в той мере, в какой виновник не может его понести, не подвергаясь опасности тяжкого соблазна или бесчестия.

Кан. 1353 - Апелляция или обжалование судебных решений или декретов, налагающих или объявляющих какое-либо наказание, оказывает приостанавливающее действие.

ТИТУЛ VI

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАКАЗАНИЙ

Кан. 1354 - § 1. Кроме лиц, перечисляемых в канн. 1355-1356, снимать наказание могут также все те, кто может давать диспенсацию от закона, ограждённого наказанием, и освобождать от предписания, угрожающего наказанием.

§ 2. Кроме того, закон или предписание, устанавливающее наказание, может предоставить и другим власть освобождать от него.

§ 3. Если Апостольский Престол сохранил освобождение от какого-либо наказания за собой или за другими, то эта оговорка подлежит строгому толкованию.

Кан. 1355 - § 1. От установленного законом наказания, если оно было наложено или объявлено и не сохранено за Апостольским Престолом, могут освободить:

1 Ординарий, возбудивший судебное разбирательство для наложения или объявлению наказания либо наложивший или объявивший его декретом лично или через другое лицо;

2 Ординарий того места, где находится виновник, однако по предварительной договорённости с тем Ординарием, о котором говорится в п. 1, если только это не окажется невозможным в силу чрезвычайных обстоятельств.

§ 2. От наказания по заранее вынесенному судебному решению, установленного законом и ещё не объявленного (если оно не сохраняется за Апостольским Престолом) Ординарий может освободить своих подвластных, а также тех, кто находится на его территории или совершил на ней правонарушение. Это может сделать и всякий Епископ, но лишь в акте таинства исповеди.

Кан. 1356 - § 1. От наказания по выносимому или заранее вынесенному судебному решению, установленного предписанием, которое не было издано Апостольским Престолом, могут освободить:

1 Ординарий того места, в котором проживает виновник;

2 если наказание было наложено или объявлено — также Ординарий, возбудивший судебное разбирательство для наложения или объявлению наказания либо наложивший или объявивший его декретом лично или через другое лицо.

§ 2. Прежде чем освобождать от наказания, следует посоветоваться с лицом, издавшим предписание, если только это не окажется невозможным в силу чрезвычайных обстоятельств.

Кан. 1357 - § 1. При том, что в силе остаются предписания канн. 508 и 976, от необъявленной ещё цензуры по заранее вынесенному судебному решению, заключающейся в отлучении от Церкви или в интердикте, в области внутренней тaинственной подсудности может освободить исповедник, если кающемуся будет затруднительно оставаться в состоянии тяжкого греха в течение того времени, пока о нём не позаботится полномочный настоятель.

§ 2. Освобождая кающегося от наказания, исповедник должен под угрозой нового подпадения под наказание обязать его в течение месяца обратиться к полномочному настоятелю или к священнику, наделённому соответствующим полномочием, и подчиниться его распоряжениям. Тем временем пусть исповедник наложит подобающее покаяние и при необходимости предпишет возместить соблазн и причинённый ущерб. Упомянутое обращение может быть совершено также самим исповедником без указания имени кающегося.

§ 3. Та же обязанность обращения возлагается с момента выздоровления на тех, кто по норме кан. 976 был освобождён от цензуры — наложенной, объявленной или сохранённой за Апостольским Престолом.

Кан. 1358 - § 1. Освободить от цензуры можно лишь того правонарушителя, кто отказался от неповиновения по норме кан. 1347, § 2; тому же, кто это сделал, отказать в освобождении нельзя.

§ 2. Освобождающий от цензуры может поступить по норме кан. 1348 или же наложить покаяние.

Кан. 1359 - Если кто-либо подлежит нескольким наказаниям, то освобождение действительно лишь в отношении тех, что в нём указаны; что же касается генерального освобождения, то оно снимает все наказания, за исключением тех, о которых виновник злонамеренно умолчал в своём прошении.

Кан. 1360 - Освобождение от наказания, совершённое под воздействием обоснованного страха, является недействительным.

Кан. 1361 - § 1. Освобождение от наказания может быть предоставлено и отсутствующему, а также под условием.

§ 2. Освобождение в области внешней подсудности следует давать письменно, если веская причина не продиктует иного.

§ 3. Следует позаботиться о том, чтобы прошение об освобождении от наказания или само освобождение не подверглось огласке, если только это не будет полезно для защиты доброго имени виновника или необходимо для устранения соблазна.

Кан. 1362 - § 1. Криминальный иск погашается по прескрипции в течение трёх лет, если речь не идёт о:

1 правонарушениях, сохраняемых за Конгрегацией вероучения;

2 иске по правонарушениям, упомянутым в канн. 1394, 1395, 1397, 1398, который подлежит прескрипции в течение пяти лет;

3 правонарушениях, не наказуемых общим правом, если партикулярный закон установил иной срок прескрипции.

§ 2. Прескрипция исчисляется со дня совершения правонарушения либо, если правонарушение является непрерывным или вошло в привычку — со дня его прекращения.

Кан. 1363 - § 1. Если в сроки, указанные в кан. 1362 и отсчитываемые с того дня, в который обвинительный приговор вступил в законную силу, обвиняемый не был уведомлен о том исполнительном декрете судьи, о котором сказано в кан. 1651, то иск об исполнении наказания погашается по прескрипции.

§ 2. При условии соблюдения того, что подлежит соблюдению, предписание § 1 имеет силу и в том случае, если наказание было вынесено внесудебным декретом.

ЧАСТЬ II

О НАКАЗАНИЯХ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ТИТУЛ I

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ РЕЛИГИИ И ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ

Кан. 1364 - § 1. Отступник от веры, еретик или схизматик подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, причём остаётся в силе предписание кан. 194, § 1, 2; клирик же, кроме того, может подвергнуться и наказаниям, о которых говорится в кан. 1336, § 1, 1, 2 и 3.

§ 2. Если это будет продиктовано длительным неповиновением или тяжестью соблазна, то могут быть добавлены и другие наказания, не исключая лишения статуса клирика.

Кан. 1365 - Виновного в запрещённом участии в священнодействиях следует подвергнуть справедливому наказанию.

Кан. 1366 - Если родители или те, кто их заменяет, отдают детей для крещения или воспитания в некатолической религии, то их следует подвергнуть цензуре или иному справедливому наказанию.

Кан. 1367 - Кто выбрасывает Святые Дары либо похищает или удерживает их со святотатственной целью, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; клирик же, кроме того, может быть подвергнут и другому наказанию, не исключая лишения статуса клирика.

Кан. 1368 - Того, кто совершит клятвопреступление, сделав какое-либо утверждение или пообещав что-либо перед церковной властью, следует подвергнуть справедливому наказанию.

Кан. 1369 - Того, кто на публичном зрелище или собрании, в распространяемом публично печатном издании или как-либо иначе воспользовавшись средствами массовой коммуникации, совершает богохульство, наносит тяжкий ущерб добрым нравам, оскорбляет религию или Церковь либо возбуждает ненависть и презрение к ним, следует подвергнуть справедливому наказанию.

ТИТУЛ II

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЦЕРКОВНЫХ ВЛАСТЕЙ И СВОБОДЫ ЦЕРКВИ

Кан. 1370 - Кто прибегает к физическому насилию против Римского Понтифика, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же речь идёт о клирике, то в зависимости от тяжести правонарушения к отлучению может быть добавлено и другое наказание, не исключая лишения статуса клирика.

§ 2. Кто совершит то же самое по отношению к лицу, облечённому епископским саном, тот подлежит интердикту по заранее вынесенному судебному решению, а если речь идёт о клирике — то и суспенсии по заранее вынесенному судебному решению.

§ 3. Того, кто применяет физическое насилие по отношению к клирику или к монашествующему, выказывая презрение к вере, к Церкви, к церковной власти или к церковному служению, следует подвергнуть справедливому наказанию.

Кан. 1371 - Следует подвергнуть справедливому наказанию:

1 того, кто — кроме случая, предусмотренного кан. 1364, § 1 — проповедует вероучение, осуждённое Римским Понтификом или Вселенским Собором, либо упрямо отвергает то вероучение, о котором говорится в кан. 752, и стоит на своём, несмотря на увещания Апостольского Престола или Ординария;

2 того, кто каким-то иным образом не повинуется Апостольскому Престолу, Ординарию или настоятелю, на законных основаниях предписывающим или запрещающим что-либо, и после предупреждения упорствует в своём непослушании.

Кан. 1372 - Того, кто обжалует тот или иной акт Римского Понтифика, обращаясь ко Вселенскому Собору или к коллегии Епископов, следует наказать цензурой.

Кан. 1373 - Того, кто публично либо возбуждает враждебность или ненависть подвластных к Апостольскому Престолу или Ординарию из-за какого-либо акта власти или церковного служения, либо призывает подвластных к неповиновению им, следует подвергнуть интердикту или иным справедливым наказаниям.

Кан. 1374 - Того, кто вступает в объединение, злоумышляющее против Церкви, следует подвергнуть справедливому наказанию; того же, кто поддерживает такого рода объединение или руководит им, следует наказать интердиктом.

Кан. 1375 - Те, кто препятствует свободе служения, выборов, церковной власти или законного пользования священным или иным церковным имуществом либо запугивает избирателя, избранного или же лицо, осуществляющее власть или церковное служение, могут подвергнуться справедливому наказанию.

Кан. 1376 - Того, кто оскверняет священный предмет, движимый или недвижимый, следует подвергнуть справедливому наказанию.

Кан. 1377 - Того, кто отчуждает церковное имущество без предписанного разрешения, следует подвергнуть справедливому наказанию.

ТИТУЛ III

О САМОВОЛЬНОМ ПРИСВОЕНИИ ЦЕРКОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ ПРИ ИХ ИСПОЛНЕНИИ

Кан. 1378 - § 1. Священник, действующий вопреки предписанию кан. 977, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом.

§ 2. Подлежит наказанию по заранее вынесенному судебному решению, состоящему в интердикте — или, если речь идёт о клирике, в суспенсии:

1 тот, кто пытается совершать литургическое действие Евхаристической Жертвы, не будучи возведён в сан священника;

2 тот, кто — кроме случая, указанного в § 1, — не имея права давать отпущение посредством таинства, пытается его предоставить или выслушивает тaинственную исповедь;

§ 3. В тех случаях, о которых говорится в § 2, можно, в зависимости от тяжести правонарушения, добавить и иные наказания, не исключая отлучения.

Кан. 1379 - Того, кто — кроме случаев, о которых говорится в кан. 1378 — притворяется, будто он преподаёт таинства, следует подвергнуть справедливому наказанию.

Кан. 1380 - Того, кто совершает или принимает то или иное таинство посредством симонии, следует наказать интердиктом или суспенсией.

Кан. 1381 - § 1. Всякого, кто самовольно занимает церковную должность, следует подвергнуть справедливому наказанию.

§ 2. К самовольному занятию должности приравнивается её незаконное удержание после того, как то или иное лицо было лишено этой должности или прекратило исполнять свои обязанности.

Кан. 1382 - Епископ, без папского поручения посвящающий кого-либо в Епископы, а равно и принимающий такое посвящение, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом.

Кан. 1383 - Епископу, вопреки предписанию кан. 1015 рукоположившему чужого подвластного без законной отпускной грамоты, на год запрещается совершать рукоположение. Тот же, кто принял такое рукоположение, в силу самогo факта удерживается от принятого посвящения.

Кан. 1384 - Тот, кто — кроме случаев, предусмотренных канн. 1378-1383 — незаконно исполняет обязанности священника или иное священнослужение, может быть подвергнут справедливому наказанию.

Кан. 1385 - Того, кто незаконно извлекает выгоду из пожертвований на Мессы, следует подвергнуть цензуре или иному справедливому наказанию.

Кан. 1386 - Того, кто дарит или обещает что-либо с той целью, чтобы то или иное лицо, исполняющее церковные обязанности, незаконно совершило или не совершило что-либо, следует подвергнуть справедливому наказанию, равно как и лицо, принимающее эти подарки или обещания.

Кан. 1387 - Священника, который на исповеди или под её предлогом склоняет кающегося ко греху против шестой заповеди Декалога, следует, в зависимости от тяжести правонарушения, наказать суспенсией, запретами или лишениями, а в особо тяжких случаях — лишить статуса клирика.

Кан. 1388 - § 1. Исповедник, прямо нарушающий тайну исповеди, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за Апостольским Престолом; если же он нарушает её лишь косвенно, то его следует наказать в зависимости от тяжести правонарушения.

§ 2. Если переводчик и другие лица, о которых говорится в кан. 983, § 2, нарушают тайну исповеди, то их следует подвергнуть справедливому наказанию, не исключая отлучения.

Кан. 1389 - § 1. Того, кто злоупотребляет церковной властью или должностью, следует наказать в зависимости от тяжести его проступка или небрежности, не исключая лишения должности, если какой-либо закон или предписание уже не установили наказания за это злоупотребление.

§ 2. Того же, кто по небрежности, вменяемой в вину, незаконно совершает или не совершает какой-либо акт церковной власти, служения или должностных обязанностей в ущерб другому лицу, следует подвергнуть справедливому наказанию.

ТИТУЛ IV

О КЛЕВЕТЕ И ПОДЛОГЕ

Кан. 1390 - § 1. Кто ложно заявляет церковному настоятелю о том, что исповедник совершил правонарушение, о котором говорится в кан. 1387, тот подлежит интердикту по заранее вынесенному судебному решению, а если речь идёт о клирике — то также и суспенсии.

§ 2. Кто делает церковному настоятелю иные клеветнические заявления о правонарушении или как-либо иначе порочит доброе имя другого, тот может быть подвергнут справедливому наказанию, не исключая цензуры.

§ 3. Клеветника можно также принудить к предоставлению подобающего удовлетворения.

Кан. 1391 - В зависимости от тяжести правонарушения может подвергнуться справедливому наказанию тот, кто:

1 составляет подложный публичный церковный документ, а также тот, кто изменяет, уничтожает или утаивает подлинный церковный документ либо пользуется подложным или изменённым;

2 в церковных делах пользуется иным подложным или изменённым документом;

3 делает ложное утверждение в публичном церковном документе.

ТИТУЛ V

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОСОБЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Кан. 1392 - Клириков или монашествующих, занимающихся торговлей или совершающих сделки вопреки предписаниям канонов, следует наказать в зависимости от тяжести правонарушения.

Кан. 1393 - Тот, кто нарушает обязательства, возложенные на него наказанием, может подвергнуться справедливому наказанию.

Кан. 1394 - § 1. При том, что в силе остаётся предписание кан. 194, § 1, 3, клирик, пытающийся заключить брак, хотя бы только гражданский, подлежит суспенсии по заранее вынесенному судебному решению; если после предупреждения он не образумится и продолжит подавать соблазн, то его можно постепенно наказывать различными лишениями и даже лишением статуса клирика.

§ 2. Монашествующий, принесший постоянные обеты, но не являющийся клириком, который пытается заключить брак, хотя бы только гражданский, подлежит интердикту по заранее вынесенному судебному решению, причём остаётся в силе предписание кан. 694.

Кан. 1395 - § 1. Клирика, имеющего сожительницу — кроме случая, предусмотренного кан. 1394, — а также клирика, который, подавая соблазн, пребывает в ином внешнем грехе против шестой заповеди Декалога, следует наказать суспенсией; если же он продолжит совершать правонарушение и после предупреждения, то к суспенсии можно постепенно добавлять и другие наказания, вплоть до лишения статуса клирика.

§ 2. Клирика, каким-либо иным способом преступившего шестую заповедь Декалога, если это правонарушение было совершено с применением насилия или угрозы, либо публично, либо с несовершеннолетним, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, следует подвергнуть справедливому наказанию, при необходимости не исключая лишения статуса клирика.

Кан. 1396 - Того, кто тяжко нарушает обязательство проживать в определённом месте, возлагаемое в силу церковной должности, следует подвергнуть справедливому наказанию, не исключая и лишения данной должности после предупреждения.

ТИТУЛ VI

О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЖИЗНИ И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Кан. 1397 - Того, кто совершает убийство, а также того, кто силой или обманом похищает, удерживает, калечит или тяжко ранит какого-либо человека, следует покарать лишениями и запретами, предусмотренными кан. 1336, в зависимости от тяжести преступления. Убийства же лиц, о которых говорится в кан. 1370, караются установленными в нём наказаниями.

Кан. 1398 - Тот, кто совершает аборт, доведя дело до конца, подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению.

ТИТУЛ VII

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Кан. 1399 - Кроме случаев, предусмотренных настоящим законом или иным законами, внешнее нарушение Божественного или канонического закона лишь тогда может караться справедливыми наказаниями, когда к наказанию взывает особая тяжесть правонарушения и к нему побуждает необходимость предотвратить соблазн или устранить его последствия.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|