|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

КНИГА III

ОБ УЧИТЕЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ ЦЕРКВИ

Канн. 747-833

Кан. 747 - § 1. Церкви, которой Христос доверил сокровищницу веры, дабы с помощью Святого Духа она свято хранила истину, данную в Откровении, глубже её постигала, верно возвещала и излагала, принадлежит обязанность и исконное право проповедовать Евангелие всем народам, независимо от всякой человеческой власти, применяя при этом и собственные средства массовой коммуникации.

§ 2. Церковь вправе всегда и везде провозглашать нравственные принципы, в том числе и относящиеся к социальному порядку, а также выносить суждение обо всех человеческих делах в той мере, в какой этого требуют основополагающие права человеческой личности или спасение душ.

Кан. 748 - § 1. Все люди обязаны искать истину в том, что касается Бога и Его Церкви; познав же эту истину, они в силу Божественного закона должны и вправе принимать и соблюдать её.

§ 2. Никому и никогда не позволяется принуждать людей к принятию католической веры вопреки их совести.

Кан. 749 - § 1. Безошибочностью в учительстве в силу своей должности обладает Верховный Понтифик, когда он как высший Пастырь и Наставник всех верных Христу, обязанный укреплять своих братьев в вере, окончательным образом провозглашает учение о вере или нравах, которого надлежит придерживаться.

§ 2. Безошибочностью в учительстве обладает и Коллегия Епископов, когда Епископы осуществляют учительство, объединяясь на вселенском Соборе, где в качестве наставников и судий в вопросах веры и нравов они возвещают всей Церкви учение о вере или нравах, которого надлежит окончательно придерживаться; а также когда, будучи рассеяны по миру, но сохраняя связь общения друг с другом и с преемником Петра, они, аутентично уча вместе с тем же Римским Понтификом по вопросам веры и нравов, приходят к единому суждению, которого надлежит окончательно придерживаться.

§ 3. Лишь то учение следует признавать определённым безошибочно, которое открыто объявляется таковым.

Кан. 750 - Божественной и католической верой следует веровать во всё то, что содержится в писаном или переданном слове Божием, то есть в единой сокровищнице веры, порученной Церкви, и вместе с тем излагается как данное в Откровении свыше и торжественным учительством Церкви, и её ординарным и всеобщим учительством, а также проявляется во всеобщей приверженности верных Христу под водительством священного учительства. Поэтому все обязаны избегать учений, противоречащих вышеуказанному, каковы бы они ни были.

Кан. 751 - Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать Божественной и католической верой, или упорное сомнение в ней; отступничеством - полное отвержение католической веры; схизмой - отказ от подчинения Верховному Понтифику или от общения с подвластными ему членами Церкви.

Кан. 752 - Следует выказывать если и не согласие веры, то, во всяком случае, благоговейное послушание разума и воли тому учению о вере или нравах, которое Римский Понтифик или Коллегия Епископов возвещают, осуществляя аутентичное учительство, даже если они не намереваются провозгласить его окончательным образом. Поэтому пусть верные Христу стараются избегать всего того, что не сообразуется с этим учением.

Кан. 753 - Хотя Епископы, находящиеся в общении с главою и членами Коллегии - как по отдельности, так и собранные на конференциях Епископов или на поместных Соборах - и не обладают безошибочностью в наставничестве, однако для верных Христу, порученных их попечению, они являются аутентичными учителями и наставниками веры. Этому достоверному учительству своих Епископов верные Христу обязаны оказывать благоговейное послушание.

Кан. 754 - Все верные Христу обязаны соблюдать конституции и декреты, которые законная церковная власть издаёт, чтобы изложить то или иное учение или осудить ошибочные мнения; в первую очередь это относится к документам, издаваемым Римским Епископом или Коллегией Епископов.

Кан. 755 - § 1. Первостепенная задача всей Коллегии Епископов и Апостольского Престола - поддерживать и направлять экуменическое движение среди католиков, целью которого является восстановление единства всех христиан, содействовать коему Церковь обязана по воле Христа.

§ 2. Равным образом задача Епископов, а также, по нормам права, конференций Епископов - поддерживать это единство и в зависимости от различных потребностей и возможностей, диктуемых обстоятельствами, издавать практические нормы, учитывая предписания, изданные верховной властью Церкви.

Титул I

О СЛУЖЕНИИ СЛОВА БОЖИЯ

Кан. 756 - § 1. Обязанность проповеди Евангелия по отношению ко всей Церкви поручена прежде всего Римскому Понтифику и Коллегии Епископов.

§ 2. По отношению к отдельным Церквам эту обязанность осуществляет каждый Епископ вверенной ему Церкви, руководящий в ней и всем служением слoва в целом. Однако иногда несколько Епископов исполняют эту обязанность совместно, по отношению сразу к нескольким Церквам, по нормам права.

Кан. 757 - В обязанности, свойственные пресвитерам, являющимся сотрудниками Епископов, входит возвещение Евангелия Божия. Прежде всего эта обязанность по отношению к порученному им народу возлагается на приходских настоятелей и на других лиц, которым доверено попечение о душах. Диаконы в общении с Епископом и с его пресвитерием также обязаны заботиться о Народе Божием в служении слова.

Кан. 758 - Члены институтов посвящённой жизни в силу своего посвящения Богу особым образом подают свидетельство о Евангелии, и Епископ надлежащим образом принимает их помощь в проповеди Евангелия.

Кан. 759 - В силу крещения и миропомазания верные Христу миряне являются свидетелями евангельской вести словом и примером христианской жизни. Они могут быть также призваны к сотрудничеству с Епископом и пресвитерами в служении слова.

Кан. 760 - В служении слова, которое должно основываться на Священном Писании, Предании, литургии, учительстве и жизни Церкви, следует во всей полноте и верно излагать тайну Христову.

Кан. 761 - В возвещении христианского вероучения следует использовать различные доступные средства: прежде всего - проповедь и обучение катехизису, неизменно занимающие главное место; затем - изложение вероучения в школах, академиях, на конференциях и разного рода собраниях, а также его распространение посредством официальных заявлений, делаемых полномочной властью через прессу и другие средства массовой коммуникации по поводу тех или иных событий.

@ Ср. CD 13: почти дословно

Глава I

О ПРОПОВЕДИ СЛОВА БОЖИЯ

Кан. 762 - Поскольку Народ Божий объединяется прежде всего словом Бога живого, и этого слова можно с полным основанием требовать из уст священников, то проповедническое служение должно быть в большом почёте у священнослужителей, в первостепенные обязанности которых входит возвещение всем Евангелия Божия.

Кан. 763 - Епископы имеют право проповедовать слово Божие повсюду, не исключая церквей и молитвенных помещений институтов монашествующих понтификального права, если только в отдельных случаях местный Епископ им в этом прямо не откажет.

Кан. 764 - При том что предписание кан. 765 остаётся в силе, пресвитеры и диаконы обладают полномочием проповедовать повсюду, каковое следует осуществлять с согласия - по крайней мере, предполагаемого - ректора церкви, если только правомочный Ординарий не ограничит и не упразднит это полномочие и если по партикулярному праву на это не потребуется особого разрешения.

Кан. 765 - Для проповеди в своих церквях или молитвенных помещениях монашествующим требуется разрешение настоятеля, полномочного по нормам конституций.

Кан. 766 - Согласно предписаниям конференции Епископов и с соблюдением кан. 767, § 1, к проповеди в церкви или в молитвенном помещении могут быть допущены миряне, если в определённых обстоятельствах к этому вынудит необходимость или в отдельных случаях это будет продиктовано пользой.

Кан. 767 - § 1. Среди различных форм проповеди особое место занимает гомилия, представляющая собою часть литургии и сохраняемая за священником или диаконом. В течение литургического года в ней, основываясь на священных текстах, следует излагать тайны веры и нормы христианской жизни.

§ 2. На всех Мессах, совершаемых по воскресеньям и в предписанные праздники при стечении народа, гомилия обязательна, и без наличия веской причины опускать её нельзя.

§ 3. При достаточном стечении народа настоятельно рекомендуется произносить гомилию и на Мессах в будние дни, особенно в период Адвента и Великого Поста, а также по случаю какого-либо праздника или печального события.

§ 4. Задача приходского настоятеля или ректора церкви - следить за тем, чтобы эти предписания тщательно соблюдались.

Кан. 768 - § 1. Пусть проповедники слова Божия прежде всего излагают верным Христу то, во что им следует верить и что им нужно делать во славу Божию и ради спасения людей.

§ 2. Пусть они также преподают верным учение, предлагаемое учительством Церкви относительно достоинства и свободы человеческой личности, единства и крепости семьи и обязанностей в ней, а также относительно обязательств, возлагаемых на людей, соединённых в общество, и устройства преходящих дел в порядке, установленном Богом.

Кан. 769 - Христианское вероучение следует излагать применительно к уровню слушателей, сообразно с потребностями настоящего времени.

Кан. 770 - В определённые сроки, согласно указаниям диоцезного Епископа, приходским настоятелям следует устраивать те проповеди, что называются духовными упражнениями или священными миссиями, или же другие их формы, отвечающие их потребностям.

Кан. 771 - § 1. Душепастырям, особенно Епископам и приходским настоятелям, надлежит радеть о том, чтобы слово Божие возвещалось и тем верным, которые в силу условий их жизни не могут в достаточной мере пользоваться общим и ординарным пастырским попечением или полностью его лишены.

§ 2. Пусть они позаботятся и о том, чтобы евангельская весть доходила до неверующих, находящихся на данной территории, поскольку и на них, наряду с верными, следует распространить попечение о душах.

Кан. 772 - § 1. Что же касается совершения проповеди, то всем следует прежде всего соблюдать нормы, изданные диоцезным Епископом.

§ 2. Чтобы провести беседу о христианском вероучении по радио или телевидению, необходимо соблюдать предписания, установленные конференцией Епископов.

Глава II

О КАТЕХЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Кан. 773 - Важная обязанность, свойственная прежде всего душепастырям - заботиться о катехизации христианского народа, чтобы благодаря преподанию учения и опыту христианской жизни вера верных становилась живой, ощутимой и деятельной.

Кан. 774 - § 1. Забота о катехизации под руководством законной церковной власти должна возлагаться на всех членов Церкви соразмерно их возможностям.

§ 2. Родители прежде всех остальных обязаны словом и примером воспитывать детей в вере и практике христианской жизни. Эта обязанность возлагается и на тех, кто заменяет родителей, а также на восприемников.

Кан. 775 - § 1. При соблюдении предписаний, изданных Апостольским Престолом, диоцезный Епископ обязан издавать нормы катехетической подготовки и следить за тем, чтобы наличествовали соответствующие средства катехизации, подготавливать и сам катехизис, если это покажется уместным, а также поддерживать и координировать катехетические начинания.

§ 2. Если это представляется полезным, конференция Епископов обязана позаботиться об издании катехизисов для своей территории по предварительному утверждению Апостольского Престола.

§ 3. При конференция Епископов можно учредить службу по катехизации, главной обязанностью которой должно быть оказание помощи отдельным диоцезам в деле катехизации.

Кан. 776 - В силу своей должности приходской настоятель обязан заботиться о катехизации взрослых, молодежи и детей. С этой целью пусть он пользуется помощью духовенства, приписанного к приходу, членов институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни - учитывая характер каждого из этих институтов - а также верных Христу мирян, особенно катехистов; все они пусть не отказывают в этом и охотно оказывают свою помощь, если их не удерживают признаваемые законом препятствия. Пусть приходской настоятель поддерживает родителей и способствует им в их обязанности семейной катехизации, о которой говорится в кан. 774, § 2.

Кан. 777 - Учитывая нормы, установленные диоцезным Епископом, пусть приходской настоятель особо заботится о том, чтобы:

1проводилась надлежащая катехетическая подготовка к совершению таинств;

2 посредством катехетического воспитания, осуществляемого в течение подобающего срока, детей надлежащим образом готовили к первому принятию таинства покаяния и святейшей Евхаристии, а также к таинству миропомазания;

3 приняв первое Причастие, дети получали более широкое и углублённое катехетическое воспитание;

4 катехетическую подготовку получали и лица, физически или умственно отсталые - в той мере, в какой это будет возможно в их состоянии;

5 вера молодёжи и взрослых укреплялась, просвещалась и развивалась благодаря различным видам деятельности и разнообразным начинаниям.

Кан. 778 - Пусть настоятели монашествующих и обществ апостольской жизни заботятся о том, чтобы в их церквях, школах и других заведениях, тем или иным образом им вверенных, проводилась тщательная катехетическая подготовка.

Кан. 779 - Катехетическую подготовку следует проводить, используя все вспомогательные средства, учебные пособия и средства массовой коммуникации, которые покажутся наиболее действенными для того, чтобы верные соответственно их характеру, способностям и жизненному положению могли глубже познать католическое учение и успешнее воплотить его в жизнь.

Кан. 780 - Пусть местные Ординарии заботятся о том, чтобы катехисты получали должную подготовку для надлежащего исполнения своего служения: пусть им даётся непрерывное образование, чтобы они могли надлежащим образом постичь учение Церкви, а также теоретически и практически усвоить нормы, свойственные педагогическим дисциплинам.

Титул II

О МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ

Кан. 781 - Поскольку вся Церковь по своей природе является миссионерствующей, а дело благовествования следует считать основополагающей обязанностью Народа Божия, то всем верным Христу, сознающим свою ответственность в этом вопросе, надлежит принимать участие в миссионерской деятельности.

Кан. 782 - § 1. В полномочия Римского Понтифика и Коллегии Епископов входит верховное руководство начинаниями и деятельностью, относящимися к делу миссионерства и миссионерскому сотрудничеству, а также их координация.

§ 2. Пусть каждый из Епископов, обязанных опекать вселенскую Церковь и все Церкви, проявляет особую заботу о миссионерской деятельности, и прежде всего - побуждая, поощряя и поддерживая миссионерские начинания в своей отдельной Церкви.

Кан. 783 - Поскольку члены институтов посвящённой жизни в силу самогo <своего> посвящения предаются служению Церкви, на них возлагается особое обязательство: оказывать поддержку миссионерской деятельности тем способом, который свойствен их институту.

Кан. 784 - Миссионеры, то есть те, кого полномочная церковная власть направляет для осуществления миссионерской деятельности, могут избираться из числа как местных уроженцев, так и иных лиц: либо секулярных клириков, либо членов институтов посвящённой жизни или обществ апостольской жизни, либо прочих мирян, верных Христу.

Кан. 785 - § 1. К ведeнию миссионерской деятельности следует приобщать катехистов, то есть мирян, верных Христу, получивших должную подготовку и отличающихся подобающей христианской жизнью, которым под руководством миссионера надлежит заниматься изложением евангельского вероучения, а также устроительством богослужения и дел милосердия.

§ 2. Катехистов нужно воспитывать в предназначенных для этого школах, а там, где таковые отсутствуют - под руководством миссионеров.

Кан. 786 - Миссионерскую деятельность в собственном смысле слова, благодаря которой Церковь прививается в тех народах и сообществах, где она ещё не укоренилась, Церковь осуществляет прежде всего направлением проповедников Евангелия, покуда новые Церкви не будут полностью учреждены, то есть до тех пор, пока они не будут располагать собственными силами и достаточными средствами, которые позволят им самим вершить дело благовествования.

Кан. 787 - § 1. Пусть миссионеры свидетельством жизни и слова установят диалог с теми, кто не верует во Христа, чтобы соответственно их образу мышления и культуре этим людям открылись пути к познанию евангельской вести.

§ 2. Пусть они позаботятся о том, чтобы научить истинам веры тех, кого они сочтут готовыми к принятию евангельской вести, чтобы эти люди по их свободной просьбе могли быть допущены ко крещению.

Кан. 788 - § 1. Тех, кто изъявит желание принять христианскую веру, по завершении предкатехумената следует принять в число оглашенных, совершив надлежащие литургические обряды, а их имена должны быть вписаны в предназначенную для этого книгу.

§ 2. Посредством наставления в христианской жизни и первых шагов в ней оглашенных следует надлежащим образом посвятить в тайну спасения и ввести в жизнь веры, богослужения, любви к Народу Божию и апостольства.

§ 3. Задача конференции Епископов - издавать уставы, определяющие порядок катехизации, в которых следует привести требования, предъявляемые к оглашенным, и указать признаваемые за ними прерогативы.

Кан. 789 - С помощью надлежащего обучения новокрещёных следует воспитывать для того, чтобы они глубже познали евангельскую истину и исполняли обязанности, принятые при крещении; пусть они проникаются искренней любовью ко Христу и к Его Церкви.

Кан. 790 - § 1. Задача диоцезного Епископа на миссионерских территориях такова:

1 руководить всеми миссионерскими начинаниями и делами, поддерживать и координировать их;

2 следить за тем, чтобы заключались надлежащие соглашения с руководителями институтов, занятых миссионерской деятельностью, и чтобы отношения с ними шли на пользу миссии.

§ 2. Подчиняться предписаниям, изданным диоцезным Епископом, о которых говорится в § 1, 1, обязаны все миссионеры, а также монашествующие и их помощники, находящиеся в области его юрисдикции.

Кан. 791 - В отдельных диоцезах для поощрения миссионерского сотрудничества следует:

1 поддерживать призвания к миссионерству;

2 назначить священника для успешной поддержки миссионерских начинаний, особенно Папских Миссионерских Служб;

3 ежегодно отмечать день, посвящённый миссиям;

4 ежегодно собирать денежное пожертвование в пользу миссий, пересылаемое Святому Престолу.

Кан. 792 - Задача конференции Епископов - основывать и поддерживать учреждения, братски принимающие и окружающие подобающим пастырским попечением тех, кто прибывает на территорию данной конференции из миссионерских стран для работы или обучения.

Титул III

О КАТОЛИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Кан. 793 - § 1. Родители и заменяющие их лица обязаны и вправе воспитывать потомство; кроме того, родители-католики обязаны и вправе избирать такие средства и учреждения, при помощи которых они, согласно местным условиям, могли бы лучше позаботиться о воспитании своих детей.

§ 2. Родители вправе пользоваться также теми вспомогательными средствами, предоставляемыми гражданской властью, в которых они нуждаются в деле католического воспитания детей.

Кан. 794 - § 1. Особым образом обязана и вправе давать воспитание Церковь, которой свыше доверена миссия помощи людям, чтобы они могли достичь полноты христианской жизни.

§ 2. Душепастыри обязаны предоставлять всё необходимое для того, чтобы все верные могли получить католическое воспитание.

Кан. 795 - Поскольку подлинное воспитание должно привести к формированию цельной человеческой личности, устремлённому к её высшей цели и вместе с тем ко благу общества, то детей и молодых людей следует воспитывать так, чтобы они могли гармонично развить свои физические, нравственные и интеллектуальные дарования, обрести более совершенное чувство ответственности, научиться правильно пользоваться свободой и подготовиться к активному участию в жизни общества .

Глава I

О ШКОЛАХ

Кан. 796 - § 1. В числе прочих средств воспитания верным Христу следует особо ценить школы, оказывающие родителям первостепенную помощь в исполнении их обязанностей по воспитанию.

§ 2. Необходимо, чтобы родители тесно сотрудничали со школьными учителями, которым они доверили обучение своих детей. В свою очередь, и учителям в исполнении своих обязанностей следует тесно сотрудничать с родителями, внимательно их выслушивать, организовывать и высоко ценить их объединения и собрания.

Кан. 797 - Необходимо, чтобы в выборе школы родители пользовались подлинной свободой. Поэтому верные Христу должны ревностно заботиться о том, чтобы гражданское общество признавало за родителями эту свободу и, соблюдая справедливость в распределении, обеспечивало её и посредством материальной помощи.

Кан. 798 - Пусть родители отдают своих детей в те школы, которые обеспечивают католическое воспитание. Если же они не в состоянии этого сделать, то им надлежит позаботиться о надлежащем католическом воспитании детей вне школы.

Кан. 799 - Пусть верные Христу добиваются того, чтобы законы гражданского общества, руководящие образованием молодёжи, и в школах обеспечивали ей религиозное и нравственное воспитание, согласное с убеждениями родителей.

Кан. 800 - § 1. Церкви принадлежит право основывать школы любого профиля, вида и уровня, а также руководить ими.

§ 2. Пусть верные Христу поддерживают католические школы, в меру сил оказывая помощь в их основании и содержании.

Кан. 801 - Пусть институты монашествующих, которым свойственна воспитательная миссия, стараются, оставаясь верными этой своей миссии, заниматься католическим воспитанием также через свои школы, основанные с согласия диоцезного Епископа.

Кан. 802 - § 1. Если отсутствуют школы, в которых даётся воспитание, проникнутое христианским духом, то задача диоцезного Епископа - позаботиться о создании таких школ.

§ 2. Там, где это может оказаться полезным, диоцезный Епископ пусть позаботится о том, чтобы основывались также профессиональные и технические школы, равно как и другие, которые необходимы в силу особых потребностей.

Кан. 803 - § 1. Под католической школой понимается та, которой руководит полномочная церковная власть или церковное публичное юридическое лицо, либо та, которая признаётся таковой письменным документом церковной власти.

§ 2. Необходимо, чтобы образование и воспитание в католической школе основывалось на принципах христианского вероучения, а преподаватели отличались приверженностью этому вероучению и порядочностью в жизни.

§ 3. Ни одна школа, даже если в действительности она является католической, не может носить звания католической без согласия на то полномочной церковной власти.

Кан. 804 - § 1. Власти Церкви подчинено католическое обучение и религиозное воспитание, которое даётся в любых школах или совершается через средства массовой коммуникации. Задача конференции Епископов - издать общие нормы для этой области деятельности, а диоцезного Епископа - руководить ею и следить за ней.

§ 2. Пусть местный Ординарий позаботится о том, чтобы лица, назначаемые преподавателями закона Божьего в школах, даже некатолических, придерживались верного учения и отличались свидетельством христианской жизни и педагогическим мастерством.

Кан. 805 - В своём диоцезе местный Ординарий имеет право назначать и утверждать в должности преподавателей закона Божьего, а также отстранять их от должности или настаивать на их отстранении от неё, если того потребуют причины, относящиеся к религии или нравам.

Кан. 806 - § 1. Диоцезному Епископу принадлежит право следить за католическими школами, расположенными на его территории, и инспектировать их - в том числе и те, которые основаны или руководятся членами институтов монашествующих. Он также вправе издавать предписания, касающиеся общего управления католическими школами. Такого рода предписания имеют силу и в отношении школ, руководимых членами тех же институтов и обществ, хотя при этом сохраняется автономия в отношении внутреннего режима этих школ.

§ 2. Пусть руководители католических школ под наблюдением местного Ординария заботятся о том, чтобы преподавание в этих школах с научной точки зрения было поставлено по крайней мере на том же уровне, что и в других школах данного региона.

Глава II

О КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

И ДРУГИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Кан. 807 - Церковь вправе учреждать университеты и руководить ими. Они способствуют повышению человеческой культуры и более полному развитию человеческой личности, а также для осуществлению учительского служения самoй Церкви.

Кан. 808 - Ни один университет, даже если в действительности он является католическим, не может носить звания или титула католического университета без согласия на то полномочной церковной власти.

Кан. 809 - Если это будет возможно и целесообразно, пусть конференции Епископов позаботятся о том, чтобы существовали университеты или хотя бы факультеты, должным образом распределённые по территории конференций, в которых при сохранении их научной автономии различные дисциплины изучались и преподавались бы с должным уважением к католическому вероучению.

Кан. 810 - § 1. Власть, уполномоченная согласно уставу, обязана позаботиться о том, чтобы преподавателями в католические университеты назначались лица, которые, кроме своей научной и педагогической пригодности, отличались бы приверженностью безупречному вероучению и порядочностью в жизни. Если они не будут отвечать этим требованиям, их следует отстранить от должности, соблюдая порядок действий, определённый уставом.

§ 2. Конференции Епископов и заинтересованные диоцезные Епископы обязаны и вправе следить за тем, чтобы в этих университетах верно соблюдались принципы католического вероучения.

Кан. 811 - § 1. Пусть полномочная церковная власть позаботится о том, чтобы в католических университетах был учреждён богословский факультет, институт или хотя бы кафедра богословия, где преподавание велось бы и для студентов-мирян.

§ 2. В каждом католическом университете должны читаться лекции, посвящённые прежде всего тем богословским вопросам, которые связаны с дисциплинами, преподаваемыми на его факультетах.

Кан. 812 - Необходимо, чтобы лица, преподающие богословские дисциплины в любого рода высших учебных заведениях, имели мандат полномочной церковной власти.

Кан. 813 - Пусть диоцезный Епископ окружает студентов пастырским попечением - даже посредством учреждения особого прихода или хотя бы через священников, постоянным образом для этого назначенных - а также заботится о том, чтобы при университетах, в том числе и некатолических, имелись католические университетские центры, оказывающие молодёжи помощь, прежде всего духовную.

Кан. 814 - Предписания, установленные относительно университетов, равным образом применимы и к другим высшим учебным заведениям.

Глава III

ЦЕРКОВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ

Кан. 815 - В силу её долга возвещать истину, данную в Откровении, у Церкви есть собственные церковные университеты и факультеты, предназначенные для изучения священных дисциплин или тех, что связаны со священными, а также для того, чтобы давать студентам научное образование в этой области.

Кан. 816 - § 1. Церковные университеты и факультеты могут создаваться только в силу учреждения, совершённого Апостольским Престолом, или по данному им же разрешению. Ему принадлежит и право высшего руководства этими учебным заведениями.

§ 2. Каждый церковный университет и факультет должен иметь собственный устав и программу обучения, утверждённые Апостольским Престолом.

Кан. 817 - Академические степени, имеющие в Церкви канонические последствия, может давать лишь университет или факультет, учреждённый или утверждённый Апостольским Престолом.

Кан. 818 - Предписания, устанавливаемые в канн. 810, 812 и 813 относительно католических университетов, имеют силу и в отношении церковных университетов и факультетов.

Кан. 819 - В той мере, в какой этого потребуют интересы диоцеза, института монашествующих и даже самoй вселенской Церкви, диоцезные Епископы или полномочные настоятели институтов монашествующих должны направлять в церковные университеты и факультеты молодежь из духовенства и монашествующих, отличающуюся своими дарованиями, добродетелями и способностями.

Кан. 820 - Пусть руководители и преподаватели церковных университетов и факультетов заботятся о том, чтобы различные университеты и факультеты по возможности помогали друг другу, а также о том, чтобы осуществлялось взаимное сотрудничество между их университетом или факультетом и другими университетами и факультетами, даже не являющимися церковными, дабы совместные труды способствовали более успешному развитию наук посредством проведения встреч, координации научных исследований или иными способами.

Кан. 821 - Конференции Епископов, а также диоцезному Епископу следует заботиться о том, чтобы там, где это возможно, создавались высшие учебные заведения религиозных наук, в которых преподавались бы как богословские дисциплины, так и другие, имеющие отношение к христианской культуре.

Титул IV

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

И, В ЧАСТНОСТИ, О КНИГАХ

Кан. 822 - § 1. Пусть пастыри Церкви, пользуясь в осуществлении своего служения приcущим Церкви правом, стараются применять средства массовой коммуникации.

§ 2. Заботой тех же пастырей пусть будет наставление верных в их обязанности сотрудничать ради того, чтобы средства массовой коммуникации оживотворялись духом человечности и христианства.

§ 3. Все верные Христу, особенно те, кто каким-либо образом участвует в организации или использовании средств массовой коммуникации, пусть стараются оказывать помощь в пастырской деятельности, чтобы Церковь могла плодотворно исполнять своё служение и с помощью этих средств.

Кан. 823 - § 1. Дабы сохранялись в неприкосновенности истины веры и добрые нравы, пастыри Церкви обязаны и вправе следить за тем, чтобы печатное слово или использование средств массовой коммуникации не причиняло ущерба вере или нравам верных Христу. Кроме того, они обязаны и вправе требовать, чтобы на их рассмотрение выносились печатаемые христианами издания, затрагивающие веру или нравы, а также осуждать сочинения, способные принести вред истинной вере и добрым нравам.

§ 2. Осуществлять обязанность и право, о которых речь идёт в § 1, уполномочены Епископы - как взятые по отдельности, так и объединённые на поместных Соборах или на конференциях Епископов - по отношению к верным Христу, порученным их попечению; что же касается всего Народа Божия, то здесь полномочной является верховная Власть Церкви.

Кан. 824 - § 1. Если не постановлено иного, то местным Ординарием, у которого, согласно канонам настоящего титула, следует просить разрешения или утверждения для издания книг, является собственный местный Ординарий автора или Ординарий того места, где будут издаваться книги.

§ 2. То, что в канонах настоящего титула постановляется о книгах, следует применять и по отношению к любого рода письменным сочинениям, предназначенным для широкой публикации, если не явствует иное.

Кан. 825 - § 1. Книги Священного Писания разрешается издавать только в том случае, если они были утверждены Апостольским Престолом или конференцией Епископов. Равным образом и для издания их переводов на современные языки той или иной страны требуется, чтобы они были утверждены той же властью и, кроме того, снабжены необходимыми и достаточными пояснениями.

§ 2. С разрешения конференции Епископов христиане-католики могут готовить и издавать переводы Священного Писания, снабжённые уместными пояснениями, даже совместно с отделёнными братьями.

Кан. 826 - § 1. В том, что касается богослужебных книг, следует соблюдать предписания кан. 838.

§ 2. Чтобы могли выйти в свет переиздания богослужебных книг или их переводов на современные языки той или иной страны, а равным образом и части этих книг, необходимо свидетельством Ординария того места, где издаются книги, подтвердить их соответствие уже утверждённому прежде изданию.

§ 3. Молитвенники, предназначенные для частного или публичного пользования верными, могут издаваться только с разрешения местного Ординария.

Кан. 827 - § 1. Катехизисы, равно как и другие сочинения, имеющие отношение к катехетической подготовке, а также их переводы, нуждаются для своего издания в утверждении местного Ординария, причём необходимо соблюдать предписание кан. 775, § 2.

§ 2. В качестве учебников, на которых основывается преподавание в начальных, средних и высших школах, могут использоваться лишь те книги на темы, связанные со Священным Писанием, богословием, каноническим правом, историей Церкви, с религиозными или нравственными дисциплинами, которые были изданы с утверждения полномочной церковной власти или были утверждены ею впоследствии.

§ 3. Рекомендуется, чтобы на суждение местного Ординария выносились книги, посвящённые вопросам, о которых говорится в § 2 - даже если эти книги не используются в качестве учебников - а также сочинения, содержание которых особенно важно с точки зрения религии или чистоты нравов.

§ 4. В церквях и молитвенных помещениях можно выставлять, продавать и дарить лишь те книги или иные печатные издания, толкующие о вопросах религии или нравов, которые были изданы с разрешения полномочной церковной власти или утверждены ею впоследствии.

Кан. 828 - Сборники декретов или актов, изданные какой-либо церковной властью, могут быть переизданы лишь в том случае, если предварительно будет получено согласие этой власти и если будут соблюдены предписанные ею условия.

Кан. 829 - Утверждение или разрешение на издание какого-либо произведения имеет силу в отношении оригинального текста, а не новых его изданий или переводов.

Кан. 830 - § 1. Хотя в силе остаётся право каждого местного Ординария поручать суждение о книгах утверждённым им лицам, конференция Епископов может составить список цензоров, отличающихся знаниями, приверженностью безупречному учению и благоразумием, услугами которых смогут воспользоваться диоцезные курии, а также учредить комиссию цензоров, с которой смогут советоваться местные Ординарии.

§ 2. Исполняя свои обязанности, пусть цензор, отказавшись от всякого лицеприятия, руководствуется только учением Церкви о вере и нравах, как оно излагается церковным учительством.

§ 3. Своё суждение цензор должен представить письменно. Если оно будет благоприятным, то Ординарий по своему благоусмотрению пусть даст разрешение на издание, указав своё имя, дату и место предоставления разрешения. Если же Ординарий не даст такого разрешения, ему следует сообщить автору о причинах своего отказа.

Кан. 831 - § 1. В газетах, журналах и периодических изданиях, открыто нападающих на католическую религию или добрые нравы, верные Христу могут публиковаться лишь при наличии уважительной и разумной причины, а духовенство и члены институтов монашествующих - только с разрешения местного Ординария.

§ 2. Задача конференции Епископов - установить нормы, по которым определяются условия, необходимые для того, чтобы клирикам и членам институтов монашествующих было позволено участвовать в радио- и телепередачах, имеющих отношение к католическому вероучению или нравственности.

Кан. 832 - Для того, чтобы члены институтов монашествующих могли издавать сочинения, рассматривающие вопросы религии или нравственности, им необходимо также разрешение их старшего настоятеля по нормам конституций.

Титул V

ОБ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ

Кан. 833 - Лично произносить исповедание веры согласно формуле, утверждённой Апостольским Престолом, обязаны:

1 перед председателем или его уполномоченным - все те, кто участвует в работе Вселенского или поместного Собора, синода Епископов и диоцезного синода с решающим или совещательным голосом; сам же председатель - перед Собором или синодом;

2 лица, возведённые в кардинальское достоинство согласно уставу священной Коллегии;

3 перед уполномоченным от Апостольского Престола - все те, кого возводят в сан Епископа, а также лица, приравниваемые в правах с диоцезным Епископом;

4 перед коллегией консультантов - диоцезный Администратор;

5 перед диоцезным Епископом или его уполномоченным - генеральные, епископские и судебные Викарии;

6 перед местным Ординарием или его уполномоченным - приходские настоятели, ректор, преподаватели богословия и философии в семинариях, приступающие к исполнению своих обязанностей, а также лица, возводимые в сан диакона;

7 перед Главным Канцлером, а в его отсутствие перед местным Ординарием или его делегатами - ректор церковного или католического университета, приступающий к исполнению своих обязанностей; перед ректором, если он священник, либо перед местным Ординарием или перед их уполномоченными - преподаватели дисциплин, имеющих отношение к вере или нравственности, приступающие к исполнению своих обязанностей, в каких бы университетах они ни преподавали;

8 настоятели в институтах монашествующих, составляемых духовенством, и в объединениях апостольской жизни - по нормам конституций.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|