|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Власть с точки зрения Бога

Бог, сотворив человека, не оставил его одиноким - «нехорошо быть человеку одному»22. Создатель «придумал», если так можно сказать, запланировал семью и все взаимоотношения, которые должны в ней господствовать. И действительно, когда человек пытается поправить Бога, из этого ничего хорошего не получается. Все человеческие «усовершенствования» порядка, предложенного нам Богом (Он лишь предлагает, а не навязывает, потому что мы созданы свободными), приводят к плачевным результатам, хотя иногда человеку и кажется, что он уже имеет власть над жизнью и смертью. Порой люди, восхищенные собственной мудростью, думают, что Бог им уже не нужен, ведь они даже ребенка могут вырастить в пробирке. Но это не так. Человек не в состоянии придумать ничего более мудрого, чем просто вписаться в подготовленный Богом план.

Напомним, что власть, которую должен осуществлять муж в семье, это власть от имени Христа. Это не должна быть власть, осуществляемая ради обеспечения удобств мужу, и не произвол мужа должен царить в доме. Он только во имя Христа должен следить, чтобы дом «шел» по хорошему пути.

В осуществлении власти муж обязан прежде всего придерживаться, если так можно выразиться, инструкции Бога, а не исполнять прихоти подвластных. Выполняя различные капризы членов семьи, мужчина может привести семью к развалу, завести в дебри, далекие от Божиего замысла. «Инструкция» Бога состоит из десяти пунктов. Эта «инструкция» - надеюсь, такое название никого не обидит - Десять Божиих заповедей. Их должен выполнять каждый человек, но здесь присмотримся к этим заповедям, соотнося их с темой осуществления власти мужа в семье.

Первые три пункта инструкции касаются личности Бога, потому что власть в семье принадлежит именно Ему. «Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Сказано однозначно. Не имеет значения никакой дуализм, никакое разделение власти. Муж осуществляет власть от имени Бога. Нельзя служить Богу и маммоне 23, а ведь этим божком для человека могут стать деньги, стремление к удовольствиям... Не случайно я привел именно эту фразу из Библии. По-видимому, у каждого из нас с этим есть свои проблемы, и существует много семей, в которых вовсе забыто, от чьего имени муж должен осуществлять власть и чему она должна служить. Не служим ли мы, действительно, только маммоне, прикрываясь красивыми лозунгами, что это необходимо семье, что все должны быть благодарны за наш тяжелый труд и т. п.?

Второй пункт инструкции гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». Наш Наивысший Руководитель не допускает фамильярных отношений с собой. Его не удастся использовать для собственных целей и своих манипуляций, например, говоря жене, что она должна чистить мужу ботинки и подавать тапочки, и еще что-нибудь, потому что мужу дана власть от Бога. Нельзя злоупотреблять именем Бога, иначе говоря, нельзя пользоваться Его именем для укрепления своей личной власти. Это уже последнее дело, если тот, кто осуществляет власть, напоминает всем, что Бог дал ему эту власть, и все должны пред ним падать ниц и его слушаться. Совершенно не так. Скорее, то, как он эту власть осуществляет, должно всем напоминать о Наивысшем Руководителе - добром, любящем и одновременно требовательном.

И третий пункт: «Помни день Господень (воскресенье): шесть дней работай, а седьмой посвяти Богу». Очень конкретное требование. Если оно находится рядом с такими словами, как «да не будет у тебя других богов, кроме Меня», то, по-видимому, это имеет огромную важность. И мы, мужья, отвечаем за то, как семья проводит святой день, становится ли он подлинным .

После этих трех самых важных пунктов (которые нельзя забывать) в инструкции говорится о том, как следует относиться к подвластным. На первый взгляд может показаться, что следующий пункт уже не подходит к теме, так как касается других взаимоотношений: «Почитай отца твоего и матерь твою». Можно бы подумать, что к осуществлению власти в семье необходимо допустить также и своих родителей, и тещу, и тестя. Но это не так. Эта возможность отвергнута однозначным утверждением: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей»24. Таким образом, власть родителей заканчивается в тот момент, когда сын или дочь покидает семью и создает свою собственную. И в этой семье родители никакой власти не имеют. Конечно, их помощь бывает неоценима, они могут быть добрыми советчиками, для них всегда есть место в доме, но им не дана никакая власть.

Как же тогда следует понимать заповедь «почитай отца твоего и матерь твою» в контексте взаимоотношений мужа с женой и детьми? Если я, муж и отец, обязан воспитывать и вести к Богу своих детей, то я должен дать им возможность выполнять заповеди. Если я буду отцом, недостойным почитания, то как мои дети смогут почитать своих отца и мать? Так что в четвертой заповеди скрыто указание: наши супружеские взаимоотношения и мы сами должны быть такими, чтобы наши дети (которых Бог дал нам для воспитания) могли без труда выполнять заповедь «почитай отца твоего и матерь твою». Речь идет о том, чтобы для детей было совершенно очевидным, что родителей нужно почитать, и чтобы они не видели в этом ничего сложного или неуместного.

Далее, заповедь «не убивай». Конечно же, она касается всего живого - не убивай никого. Просто ужасно, что здесь приходится добавлять: не убивай также собственных детей. Такая формулировка чудовищна, но ведь именно это происходит в мире. И если мужчина не защищает жизнь своего ребенка, то он трагически пренебрегает доверием, которое оказано ему в пределах его власти в семье. И тогда, если он даже справедливо требует уважения к себе и послушания, это просто невыполнимо. Разве можно потом удивляться, что жена не доверяет такому мужу, который не смог спасти от гибели своего ребенка или, еще хуже, сам вынес ему смертный приговор.

Как-то мне пришлось беседовать с женщиной, которая была готова принять решение о разводе. Жизнь казалась ей невыносимой, она жаловалась, что муж не ставит грязную посуду в раковину, ходит в грязных ботинках по только что вымытому полу и т. д. В поведении мужа ее раздражало все. И лишь после прямо поставленного вопроса она призналась, что муж трижды принудил ее сделать аборт. Рассказывая о своей жизни более часа, она ни разу не упомянула об этом, она не осознавала, что в этом может быть причина их супружеских проблем...

Подумать только, существуют страны, где в лонах более 80% женщин совершены убийства их детей... А ведь у каждого ребенка был отец. Так называемая проблема абортов, которая время от времени поднимается на страницах прессы, в парламентах и в разных дискуссионных кругах как проблема женщин, в первую очередь является проблемой безответственности мужчин, которые не могли или не хотели защитить собственного ребенка.

Не хотелось бы в данный момент рассуждать на эту тему, потому что она сложна, запутанна и связана с большими страданиями. Слово «убийство» здесь как нельзя более уместно, однако следует учитывать, что при таком всеобщем обмане людей, когда внушается, что аборт - это всего лишь небольшая операция, как, скажем, удаление зуба, тяжесть вины несколько иная, чем в случае хладнокровного убийства с полным осознанием содеянного. В любом случае, необходимо давать себе отчет в том, что такое событие, как убийство ребенка во чреве матери, не может не повлиять на психику женщины, на психику мужчины, а также на отношения между ними. Это влияние уже описано учеными как постабортный синдром. Многие самые знаменитые психологи пытаются его лечить, используя всевозможные методы, но есть и такие, которые утверждают, что ничего подобного нет, и игнорируют проблему. Но проблема существует. Да и по законам логики невозможно принять утверждение, что такое глубочайшее нарушение законов природы, как убийство ребенка во чреве матери, осуществляемое матерью и отцом, может пройти без каких-либо последствий для психики. И те, кто утверждает, что постабортного синдрома не существует, делают это из идеологических соображений или, скажем прямо, потому что с этим связаны большие деньги.

Люди иногда удивляются, что они не могут достичь гармонии в половой жизни. Это - отдельная тема. Но если для жены муж не является гарантом чувства безопасности, если жена боится того, чтo произойдет в случае зачатия ребенка, боится собственного мужа, то половые отношения не могут быть нормальными. Они, конечно, могут приносить приятные ощущения, но о глубоком единении, о настоящем чувстве безопасности, так необходимом женщине, не может быть и речи. Каждая жена хочет, чтобы ее муж однозначно сказал: «Если даже ребенок будет зачат в самый неподходящий момент, если даже врачи скажут, что он болен, я и тогда не позволю обидеть этого ребенка». И даже если она сама захочет убить ребенка, муж ее остановит. Лишь тогда женщина чувствует себя в безопасности. Многие ли жены в наших католических семьях испытывают рядом с мужем такое чувство безопасности? К сожалению, немногие. Впрочем, это подтверждают и социологические исследования.

Следующая заповедь. Однозначно: «Не прелюбодействуй». В принципе, об этом не нужно даже говорить, это так очевидно. Но Бог, понимая слабость человеческой натуры, испорченной первородным грехом, понимая несовершенство мужчины во владении собой, своими инстинктами, как Наивысший Руководитель однозначно говорит: «Не прелюбодействуй». Естественно, это инструкция и для мужа, и для жены, но для мужа здесь дополнительно скрыто указание: не допусти, чтобы твоя жена так психологически отдалилась от тебя, чтобы решилась лечь в постель к другому. Ты за это отвечаешь. Отвечаешь также за свои поступки, поэтому в случае прелюбодейства ты сам лишаешь себя власти в семье. Твоя власть уже не от Христа.

«Не кради». Ты должен заботиться о благосостоянии семьи, ее безопасности, но не таким путем. Существует огромный соблазн, чтобы придумать оправдание для мелких или крупных краж. Этого, конечно, делать нельзя. Заповедь сформулирована четко и ясно: «Не кради». Думаю, что в нашей стране это особенно щекотливая проблема. В нашей истории был период, когда воровство в определенном смысле было геройством (например, кража у немецких оккупантов). Но теперь ясно и безоговорочно следует сказать: не кради, уважай государственное и общественное имущество. Более того, в Катехизисе Католической Церкви говорится, что вопрос уплаты налогов нас тоже касается. Отдадим же кесарю кесарево.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это следующее указание, разъясняющее, как следует осуществлять власть. Нельзя строить свой авторитет на оговаривании других людей. Ведь ложное свидетельство произносят чаще всего для того, чтобы показать, что другие хуже меня или - о самом себе - что я лучше, чем есть на самом деле. Если даже в течение первых нескольких лет жизни детей их отец будет успешно притворяться, что он святой и хороший, а все вокруг плохие, в конечном итоге это не пройдет. В период созревания критически настроенный ребенок без труда заметит, что папа лицемерит.

То, что можем сказать человеку хорошего о нем, нужно сказать, но плохого о людях надо стараться не повторять. Мне понравились слова одной монахини из Бразилии, которая приехала к родственникам в Польшу. Она сказала, что о таком-то не будет ничего говорить. Когда мы стали «тянуть ее за язык», оказалось, что она приняла решение: ничего плохого о людях не говорить. И если она ничего хорошего о ком-то сказать не может, то предпочитает не говорить о нем ничего. Насколько прекраснее и лучше стал бы наш мир, если бы мы не распространяли зла своими языками. Зла в мире так много именно потому, что мы постоянно о нем говорим, показываем по телевидению. Везде зло, насилие, а хорошее почему-то не показываем, поэтому кажется, что его гораздо меньше.

«Не пожелай жены ближнего». Очень ясное указание. Если бы все мужчины честно выполняли эту заповедь и не желали жен своих ближних, то тем самым принудили бы - прошу прощения за выражение - всех жен к верности, потому что никто бы ими не интересовался, даже если бы они неизвестно как старались кого-нибудь соблазнить.

«Не пожелай имущества ближнего твоего». Снова просто сформулированное указание, но какой в нем глубокий смысл. Не желать вещей. Если отец в семье дает детям и жене свидетельство того, что вещи - это не самое главное, что нужно уметь ими владеть, нужно уметь их использовать, но нельзя жить для вещей, то тем самым дает одно из важнейших жизненных свидетельств, что «быть» важнее, чем «иметь». Такое свидетельство просто необходимо детям, которые теряются в нынешнем, насквозь пропитанном практицизмом мире. К сожалению, очень многие мужчины, мужья свидетельствуют, скорее, об обратном. Единственное, что они дают детям, это деньги, пусть даже заработанные честным, тяжелым трудом, но тем самым они, к сожалению, подтверждают уверенность, что «иметь» важнее, чем «быть». А ведь людей следует любить, а вещами владеть, пользоваться - и никогда наоборот.

Современный мир пытается уничтожить Божий замысел по отношению к семье. И, к сожалению, уничтожает все более успешно. Когда я говорю «мир», я имею в виду непосредственно дьявола, сатану, хотя многие стыдятся этого слова, считая его устаревшим. В этом состоит огромный успех и победа, одержанная сатаной, что люди перестали верить в то, что он существует, а зло уже не называют по имени. Так зло маскируется лучше всего. Сатана знает, что будущее мира зависит от семьи, и если он разрушит семью, то тем самым нарушит Божий порядок на свете. Посмотрим, каким образом сатана пытается испортить взаимоотношения в семье.

Прежде всего, взаимоотношения между мужчиной, который осуществляет власть от имени Христа, и самим «доверителем» - Христом, взаимоотношения между человеком и Богом. Всем известны и общеприняты такие понятия, как научное мировоззрение и религиозное мировоззрение, которые повсеместно употребляются в противопоставлении. Очень ловко. Получается, что религиозное мировоззрение ненаучно. Рационально мыслящий мужчина часто отдает предпочтение точной, научной формуле. А если религиозность ненаучна, то ее нужно стыдиться. Постоянно повторяемые фразы, что вера - это для женщин, что тот, кто верит, не думает, а тот, кто думает, не верит и т. п., все это приносит свои результаты.

Другой лозунг, который клином входит между Богом и человеком, особенно мужчиной, звучит так: религия - это личное дело каждого. Если тебе хочется, можешь в Бога верить, но не вздумай довериться Богу, не вздумай строить взаимоотношения с людьми так, как говорит Господь. Отношения в семье - это еще полбеды, но с сотрудниками на работе, с другими членами общества - ни в коем случае... А если кто-нибудь пытается, несмотря ни на что, в общественной жизни реализовать такие отношения, на него навешивают множество ярлыков, говоря о мракобесии, средневековье, чуть ли не о происках инквизиции. Все это нам знакомо. Но вдобавок появляются такие формулировки, как «покушение на свободу», «покушение на демократию», «воинствующий клерикализм или католицизм» и даже «отсутствие толерантности».

И какие же попытки вмешательства описывают такими формулировками? Попытку ввести принципы любви, потому что именно такие принципы предлагает Господь. Никому и ни в какие времена, ни при каком общественном строе принципы любви не приносили вреда, почему же при попытке ввести их в человеческие взаимоотношения поднимается истерический крик? Кто боится настоящей любви?..

Посмотрим, каким образом реализуются попытки разрушения отношений между мужем и женой, тех отношений, в которых мужчина должен осуществлять власть в семье. Думаю, что многие верующие женщины даже не дают себе отчета в том, насколько глубоко они пропитаны феминистскими или хотя бы коммунистическими идеями.

Позволю себе процитировать классиков. Фридрих Энгельс: «Детей воспитывают не родители, а передовики через старательно подобранных воспитателей. Все квартиры будут лишены кухни, поскольку пищу будут готовить централизованно». Заметим, что сегодня это входит в нашу жизнь. Ленин: «Женщина, несмотря на все освобождающие ее законы, до сих пор остается домашней рабыней, потому что ее сегодня угнетает, отупляет, унижает мелкое домашнее хозяйство. Настоящая свобода женщины и настоящий коммунизм начнутся лишь там и тогда, где и когда начнется массовая борьба получившего государственную власть пролетариата против этого мелкого домашнего хозяйства, а точнее, перестройка его в крупные социалистические хозяйства».

Затем появились идеи городов-коммун. Из социалистического трактата о проектировании жилищных комбинатов: «Нет сомнений, что при социалистической организации быта каждого жителя следует рассматривать одновременно как одинокого и как женатого или замужнюю. Потому что каждый сегодняшний одинокий завтра может оказаться женатым, а каждая супружеская пара завтра может оказаться одинокими людьми. Такое состояние возможно лишь при социалистической организации жизни, когда обязательства, прежде соединявшие супругов иногда вопреки их чувствам, главным образом совместное жилье и воспитание детей, в условиях общественного обслуживания бытовых потребностей, общественного воспитания детей постепенно теряют свое значение, пока совсем не перестанут существовать».

Многие верующие женщины пользуются такими услугами, как общественное питание, воспитание детей в учреждениях, заменяющих семью, и т. д. На самом деле это идеи сатаны. Не говоря уже о том, что встречаются дома, где нет стола, у которого вся семья собирается хотя бы раз в день для совместного приема пищи.

В Священном Писании ясно написано: «Но когда женщины исполняют свой долг материнства, то бывают они спасены»25 (1Тим 2, 15). И тут сатана ведет очередное наступление, настраивая женщин против рождения детей. Это проявляется сегодня на каждом шагу, каждый это видит и, думаю, что комментарии здесь излишни.

Понятие верности. В настоящее время верность выглядит совершенно карикатурно. Если известный артист говорит, что он живет с четвертой женой и что каждой из них он был верен... то это ужасно. Недавно в одной из газет увидел заголовок: «Я способна быть верной». Говорю сам себе: «Ну, ну, артистка тоже способна быть верной. Быть может, наконец появилось нечто положительное на эту тему в газете». Читаю. Вопрос артистке: «А мужчины, им Вы тоже храните верность?» - «Да, я способна быть верной каждому моему мужчине, ведь я сторонница моногамии. А впрочем, что такое верность? Наше внутреннее состояние. Любовь, верность - это такие очень сложные философские понятия. Любовь - понятие относительное...» И так далее, полный бред. Если для женщины понятие верности не имеет значения, если оно для нее непонятно, то это трагедия. И эта женщина еще утверждает, что в ее жизни самое важное место занимает сын, то есть материнство все же где-то пробилось сквозь неразбериху в мыслях. Но очевидно, что если важнее всех в доме сын, а не муж, то вскоре он станет домашним тираном, властелином, терроризирующим всю семью. А ведь именно такое направление принимают повсюду перемены в воспитании детей.

Во всем мире появилась тенденция обвинения родителей в превышении власти. Под разнообразейшими предлогами раздуваются целые истории о распространении сексуальных извращений, направленных против собственных детей, о якобы повсеместном избиении детей в семьях. В связи с этим, конечно же, необходимо как можно скорее вырвать детей из-под «пагубной» родительской власти. Не возвращает ли это нас к полузабытым коммунистическим идеям?

Вот совсем недавний случай. Девчонка, запутавшись в собственных чувствах, взбунтовалась - родители не разрешают ей встречаться со зрелым мужчиной, который, если говорить прямо, тянет ее в постель. И этот ребенок попал в какой-то центр общественной психологической помощи, который финансируется из наших налогов. Там ее выслушали и «помогли», сформулировав на основании односторонней версии событий иск в суд (тоже, кстати, за наши деньги) о лишении родителей родительских прав или хотя бы ограничении их. У бедного ребенка в голове все перепуталось. Родители в отчаянии. К счастью, попалась мудрая женщина-судья, так что по делу было принято однозначное решение: не может быть и речи об ограничении родительских прав. Но войдите в положение этих родителей, которых морально «добила» такая «общественная помощь», посоветовавшая их ребенку такой способ решения проблемы.

И последнее. Мне кажется, что на тему осуществления власти в семье согласно Божиему замыслу нам не хватает положительных примеров. Они есть, но их не показывают. В телевизионных фильмах показаны, в основном, отрицательные примеры. Поэтому очень важно, чтобы те, кто может поделиться своим опытом того, какое счастье и радость приносит семейная жизнь, построенная на фундаменте Божиего учения, смело свидетельствовали об этом. Свидетельствовали также о том, что власть, осуществляемая как служение, дает счастье и тому, кто ее осуществляет (стимулирует к еще большим усилиям), и так называемым подвластным, которые чувствуют себя не униженными рабами, но счастливыми, ощущая стабильную, мудрую заботу своего опекуна, властелина и повелителя. Это оказывало бы благотворное влияние на всех нас. Каждый из нас в меру своих возможностей должен давать такое свидетельство.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|