|< в начало << назад к содержанию    

Заключение

В заключение нашего обзора философии Фомы Аквинского мне хотелось бы подчеркнуть важное значение метафизики. Метафизическое созерцание незаменимо не только как наиболее благородное проявление мудрости, но и потому, что, основанное на философии сущности, оно, единственное из всех дисциплин, способно сказать нечто о Боге - независимо от Откровения, опираясь исключительно на естественные силы разума.

Каким бы ограниченным ни было такое познание, оно тем не менее вполне заслуживает внимания. Действительно, здесь мы прикасаемся к самому центру познавательных способностей человеческого интеллекта. Вопреки разного рода скептическим направлениям, не желающим выйти из порочного круга идеализма и созерцания Я, вопреки разного рода фидеистским течениям, широко распространенным среди тех верующих, что признают лишь такое познание Бога, какое дает им Откровение, необходимо настойчиво говорить о том, что с помощью метафизики реального св. Фомы мы способны достичь истинного естественного познания Бога. И тогда метафизика становится поистине scientia divina, богословием «раскрытого», доступного тем, кто еще не готов совершить делание веры и принять содержание самого Откровения.

Ставка просто огромна В наши дни философская мысль св. Фомы может играть роль первостепенной важности. Здравому уму Бог раскрывается как некая необходимость, освещающая бездонные глубины окружающей нас реальности. Благодаря сущности, понимаемой как абсолютная основа всякой реальности, мы можем достичь «философского камня» всякого метафизического поиска - Сущего, существующего посредством Самого Себя. Человек, искатель и созерцатель этого Сущего, обретет в исполненном покоя видении св. Фомы высочайшее достоинство, в котором соединятся тело и душа, природа и благодать.

Метафизика, как естественное богословие, открывает доступ к тайне Божьей неисчислимому множеству людей, потерявшим всякую связь с Богом Откровения.

|< в начало << назад к содержанию