5. "СЛАВА БОЖИЯ, ПОЧИВШАЯ НА ЛИКЕ ХРИСТА" (см. 2 Кор 4.6)
Христос — единственный путь
Христос — единственный путь для того, кто стремится проникнуть в тайну Божью. Христос не есть лишь часть пути, который мы должны покинуть, дабы продвинуться дальше, с целью познать Бога более глубоко и прийти к некоему чувственному образу или понятию более истинному. Христос есть весь целостный путь, путь навсегда. Троичная тайна не открывается через усовершение наших естественных представлений о Боге (в этом случае тайна Христа играла бы роль, так сказать, подсобную, была бы неким "стимулятором" для нашего ума и воображения). Тот, кто желает приобщиться к славе Божьей, никогда не должен отвращать свой взор от Христа. Христос не есть лишь своего рода иллюстрация, помогающая понять нечто абстрактное: Бог пожелал возможно более полно открыться нашим человеческим, естественным и сверхъестественным способностям, нашему уму и нашему воображению. В своем самораскрытии Бог идет до конца. Это и есть пришествие Христа Иисуса и явление Духа в Церкви. Тот, кто пытается усмотреть нечто помимо этого, тем самым превращает делание Христа и Духа в своего рода притчи. Было бы неправильным после общего рассмотрения этого Божественного делания, пытаться перевести его на "высший", более "истинный" уровень. Наоборот, необходимо углубиться в это делание, приобщиться к нему. Богопознание несводимо к чисто умовому познанию. Богопознание — это нечто жизненное, оно есть предмет не только метафизического, но и исторического познания. Лишь тому открывается троичная тайна, кто в своем познавательном усилии объединяет и ум, и душу и тело, кто, погружаясь в Священную историю, "соделался причастником Божеского естества" (2 Петр 1.4).
Слава Божья открывается лишь тому, кто созерцает лик Христов. Тот, кто странствует в поисках Лика Божьего, в конце пути обретет не что иное, как Лик Христов. Христианин, пытающийся представить образ — человеческий или иной — Отца и Духа, изменяет, хотя и бессознательно, духу Откровения, впадает в искушение, причина которого — ложное понимание слова личность, попустительствует идолопоклонству: ведь "идол" и означает "образ".
Тринитарная иконография
В этом отношении многое можно было бы сказать об иконографии Троицы. Зачастую она принимала формы совершенно чудовищные. Иногда доходили до того, что изображали Бога в виде головы с тремя лицами, четырьмя глазами и тремя носами! Поэтому, по приказу Рима, подобные трехликие статуи были преданы огню. В результате мода на эти нечестивые изображения была серьезно подорвана. Все же необходимо признать, что в ряде случаев Тринитарная иконография вполне допустима. Прежде всего тогда, когда не изображается Бог, но раскрывается один из аспектов тринитарного догматического учения. Например, на иконе изображается три во всем тождественных персонажа — так выявляется представление о равенстве "личностей-ипостасей"; иногда же изображается старец, человек в зрелых летах и отрок — так дается представление о порядке происхождения "личностей-ипостасей". Но, подчеркнем, представленное на иконе есть лишь тот или иной аспект догматического учения — равенство и порядок происхождения, — а не Божественные "личности-ипостаси". К сожалению, человек легко теряет из виду это различие и часто забывает, что нельзя отождествлять Бога ни с равносторонним треугольником, ни тем более с тремя человеческими личностями.
На Западе образчик одного из лучших изображений Троицы находится, пожалуй, на фронтоне собора в Везле. Здесь представлен Христос-Вседержитель, от его рук исходят лучи, падающие на Церковь и проникающие ее (эти лучи указывают на Духа Святого), из-за спины Христа выступает таинственное облако (оно символизирует тайну Отца, см. Мк 9.7).
Восточная Церковь, со своей стороны, проявила великую мудрость и глубокое богословское чутье, признав законными только такие изображения Троицы, которые связаны с теми или иными библейскими эпизодами, так или иначе указывающими на неизобразимость троичной тайны: три ангела, явившиеся Аврааму (эти ангелы не суть Божественные личности-ипостаси), или, еще лучше, Крещение Христа или его Преображение.
Дух ведет нас ко Христу
Следовательно, нужно взирать на Иисуса Христа. Но если мы хотим взирать на него должным образом, необходимо созерцать его в Церкви, так сказать, через призму Святого Духа. По-настоящему встретить Христа можно лишь в Церкви. Не говоря уже о другом, это верно и в плане чисто историческом: почти все сведения об Иисусе из Назарета мы почерпнули из церковных документов. Но, прежде всего, именно Дух дает нам возможность сохранять память о Христе: "Дух Святой ...научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам" (Ин 14.26). Именно через Духа мы воспринимаем Откровение: увидеть во Иисусе Сына Божьего можно лишь под воздействием Духа Святого. Действительно: "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор 12.3). Без Духа не было бы и Откровения, ибо, поистине, Откровение возможно лишь тогда, когда оно воспринято, а не только предложено, подобно тому как нет слушания, если нет слушателя. Вместе с тем Дух, который побуждает нас слушать, побуждает нас отвечать. Исповедание Господства Христа, его славы, его Божества есть знамение того, что мы находимся под воздействием Божественного Духа, ибо лишь Бог может узреть Бога в самой тайне Божественного Отцовства и Сыновства, во всем том, что раскрывает его внутреннюю жизнь. Так же Любовь в своей глубинной реальности познается лишь Любовью, ибо Любовь непостижима для того, кто не любит. Только тот, кого влечет за собой сам Дух Божий, может хотя бы отчасти постичь глубину Божественной жизни, ибо: "Дух все проницает, и глубины Божий... Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего" (1 Кор 2.10-11).
Часто мы пытаемся представить лик Духа, но наши усилия остаются безуспешными. Но как может быть иначе? Всякий лик есть нечто внешнее по отношению к нам, а Дух есть нечто самое глубокое нашего бытия. Мы ищем лик перед собой, тогда как — если можно так выразиться — находится позади нас и как бы подталкивает нас, все наше существо, по направлению к Лику Иисуса Христа.
В свободе и любви
Дух Святой освобождает нас, раскрывая нам, что Христос есть "единый Господь". Это освобождает нас от всех так называемых господств мира сего. Именно Дух влечет нас к любви Христовой, которая приобщает нас к той любви, какую питает Отец к Сыну, и к той любви, что питает Христос к Отцу и к людям. Через Духа мы любим Бога, любим его вместе с ним: "Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим 5.5). Это речение апостола Павла поддается всем возможным грамматическим толкованиям: это и наша любовь к Богу, и Божья любовь к нам, и любовь Бога к самому себе, и любовь Отца к Сыну, и любовь Бога к миру. Подобная сложность характерна для самого греческого оригинала, поэтому нет нужды при переводе делать какой-то особый выбор, так как это обеднило бы богатство речения.
Коротко говоря. Дух есть последнее вторжение Божественной любви и силы в самые глубины человеческого существа. Одновременно Бог любит в нас самого себя. Так что мы получаем Духа, который посылается нам Отцом и Христом. И в этом едином делании любви Бог Отец любит нас, любит Христа и любит самого себя, ибо Сын есть образ Отца, а нам предопределено "быть подобными образу Сына Отчего, дабы он был первородным между многими братьями" (см. Рим 8.29).
Дух влечет нас к познанию Христа, так как любовь и познание всегда идут вместе. Таким образом, мы влекомы любовью, которая раскрывает нам лик Христа. И тогда что мы познаем в Пришествии Христовом? Христос воспринял человеческую природу и в своем человеческом существовании послушался Богу, которого называл своим Отцом, любил его. Христос утверждал, что по отношению к нему Отец — начало, любовь и освобождение. Всем своим существом — как в своей жизни, так и в своей смерти — Христос обращен к Отцу, которого апостол Павел часто называет "Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа".
В этом есть нечто ошеломляющее, поражающее нас: Христос — Бог, но разве понятие "Божество" априори не вызывает в нас представления о "господстве" и об "абсолютном начале"? Несомненно. Но это потому именно, что мы бессознательно усматриваем в сотворении мира нечто характерное для Бога, а также потому, что мы созерцаем все Божественное именно изнутри творческого делания. Как если бы Бог нуждался в творении для того, чтобы стать самим собой... Как если бы Откровение не открыло нам нечто более глубокое и бесконечно значительное...
Религиозное значение слова "отец"
Наименование "Бог-Отец" само по себе не есть христианское открытие. Речение "Бог-Отец" как наименование Бога принадлежит наиболее древнему религиозному словарю человечества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что, этимологически, Юпитер обозначает Бога Отца. Новый Завет вполне мог заимствовать это наименование из Ветхого Завета, в котором Бог именуется "Отцом" около тридцати раз: "Отец Израиля", "Отец царя", "Отец праведника"...
Каков же религиозный смысл слова "отец"? У людей современной западной цивилизации оно сразу же вызывает представление о рождении. Но так было не всегда. Вспомним, например, о столь распространенном некогда наименовании "Отец отечества". Сегодня мало кто решился бы употребить его — из-за боязни вызвать насмешливые улыбки. В плане религиозно-историческом слово "отец" указывает прежде всего на мощь: отец — тот, кто обладает действенной силой, тот, кто в рамках рода или клана "творит историю". Представление о рождении, которое, как нам кажется, есть первичное значение понятия отец, в древности играло роль второстепенную. В религиях креационистского типа оно и вовсе не встречается в тех случаях, когда речь идет о происхождении мира: разве отношения между Творцом и тварью не противоречат полностью отношениям естественного родства? Это означает, что можно быть подлинным Отцом, никак не будучи при этом Родителем.
У слова "отец" есть значение не только семейное, но и политическое: оно указывает на "древнего", "старшего" по отношению к более молодым и на его нравственный и общественный авторитет. Например, римских сенаторов называли "отцами".
Отец — источник возрастания
Слово ''отец" может обладать и неким эмоциональным оттенком. Оно может указывать на отеческое попечение и любовь к детям. Но и здесь необходимо соблюдать осторожность, чтобы не впасть в анахронизм: современное представление о семье и о внутрисемейных отношениях возникло гораздо позже, чем слово "отец". "Pater familias" — это прежде всего глава семьи и дома. Глава семьи пользуется своим авторитетом не только для того, чтобы подчинить себе других, но также ради процветания дома. И прежде всего это не "аффективный" термин, но термин, указывающий на авторитет в этимологическом смысле этого слова: то, что порождает рост, вызывает развитие. Слово "отец" связано также и с представлением о любви, но эта любовь измеряется непосредственно теми конкретными усилиями, которые совершает отец ради процветания семьи или общества. Одной лишь нежности еще не достаточно, чтобы стать "Отцом отечества", а для того чтобы стать "Отцом Церкви", необходимо содействовать ее благоденствию и распространению. Чтобы стать "Отцом государства" как римские сенаторы в древности, необходимо обладать искусством управления, а чтобы стать "Отцом народа", необходимо освободить народ.
Освободитель Израиля
Израиль — избранный народ — чает получить освобождение именно от Ягве, потому-то он и называет его своим Отцом: "Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; ты, Господи, Отец наш, от века имя твое — "Искупитель наш" (Ис 63.16). Отметим здесь некое противопоставление родителя — Авраама и отца — Ягве.
Израиль стал народом благодаря Ягве, поэтому он видит в нем своего Отца. И это становление было не рождением, но чудесным освобождением: Исход, бегство из Египта. Несомненно, такое понимание отцовства весьма далеко от идеи патернализма, по отношению к которой наши современники выказывают столько недоверия.
Невидимый Отец
К тому же не дело человека искать образ Бога-Отца. Израилю было запрещено делать изображения Бога. И он, Израиль, знал, что лишь при этом условии он мог относиться к Богу как к Отцу. У Ягве нет какого-либо конкретного образа, и, как говорит Библия, тот, кто увидит его "переднее", погибнет. Бог-Отец пребывает в глубочайшей тайне: Творца можно созерцать лишь через творение, освободителя через освобождение, и отца — через сына. Мы непрестанно поддаемся искушению и пытаемся соделать из Бога нечто вроде сверхчеловека, некое существо, подобное нам. И в этом отношении мы настолько соблазняемся, что наивно и бессознательно видим в нем существо мужского пола... Но Отец — безначальный Бог. Это означает, что, как бы далеко мы ни продвинулись в богопознании, мы никогда не достигнем конца, никогда не достигнем такой высоты, с которой смогли бы единым взором охватить всю его тайну. Бог — "безграничный, безбрежный океан", тайна бесконечной мощи, бесконечного начала, он способен наделить полнотой любое бытие, преодолеть все препятствия, он — неиссякаемый источник всякой свободы и всякого освобождения.
Такова суть Бога от вечности. Мы уже говорили, что одно из значений слова "Бог" - "творец", но что в то же время творение не есть нечто необходимое для него.
Поэтому необходимо подняться еще выше и, так сказать, выйти за пределы тварного, чтобы найти имя и указать на "Того, кто есть" независимо от того, существует творение или нет. Это имя — Отец, и Христос с особой настойчивостью пользуется им, одновременно говоря о себе как о Сыне: "Отче... ты... возлюбил меня прежде основания мира" (Ин 17.24).
В Новом Завете Бог зовется Отцом. Но это не потому, что он — Отец мира и людей или даже Израиля. И хотя новозаветная терминология во многом совпадает с языческой и ветхозаветной, все же новое Откровение о тайне Отца превосходит все сказанное о нем ранее.
Новый Завет называет Бога Отцом прежде всего и главным образом потому, что он есть "Отец Господа нашего Иисуса Христа". Такое отцовство превосходит и охватывает всякое иное, дарованное. Это отцовство — вечное, оно принадлежит самому существу Божьему. Бог — наш Отец именно потому, что, будучи Отцом вечного Сына, он, по своей благодати, усыновляет нас, превращает в своих сыновей в Сыне и тем как бы расширяет свое вечное Отцовство, охватывает им человека — существо сотворенное, погруженное в историю.
Иисус говорит о себе как о Сыне по преимуществу. В этом смысле он возвышается над всеми иными "сынами Божьими", идет ли речь о мире, о человечестве или об Израиле. Христос — "Единородный Сын" Божий. И в нем, через его сыновство, явленное людям во время его земной жизни, раскрывается Отец: "Видевший меня видел Отца" (Ин 14.9). По необходимости термины "отец" и "сын" взаимно раскрывают друг друга, подобно тому как сыновство раскрывает смысл отцовства. Следовательно, не через рассмотрение мира или человечества или даже через историю Израиля мы раскрываем Божественное Отцовство в его вечной глубине. В конечном счете мы раскрываем его именно созерцая Христа, Единородного Сына и Образ Отца.
Таинственная преизобильность Божья
Говоря о сыновстве, также необходимо соблюдать осторожность, чтобы не впасть в антропоморфизм или не прийти к анахроническим интерпретациям. Человеческая природа Христа сотворена Богом. В этом смысле Христа соединяют с Богом отношения не рождения, но сотворения. Христос — истинный человек. Но он также истинный Бог, следовательно, он не сотворен: вечный Сын Отчий, он "рожден, не сотворен". Что означает такое вечное рождение? Каким образом Сын рождается от Отца? Мы не в состоянии это представить. Худший путь — пытаться сравнивать рождение Сына с человеческим рождением. Иларий Пиктавийский говорит: "Такое рождение есть тайна Отца и Сына. Если кто-либо скажет, что он не понимает эту тайну из-за слабости своего ума, хотя и понимает взятые по отдельности слова "Отец" и "Сын", то он впадет в еще большую скорбь, когда узнает, что я пребываю в точно таком же неведении. Да, я не знаю и не стремлюсь узнать и все же не скорблю. Архангелы не ведают, ангелы об этом не слышали, века это не содержали, пророк не постиг, апостол не вопросил, а сам Сын об этом ничего не сказал. Итак, перестаньте скорбеть". Иларию вторит Кирилл Иерусалимский: "Верь через веру, что у Бога есть Сын, и не пытайся напрасно узнать, каким образом. Какие бы усилия ты ни прилагал, все равно ничего не узнаешь. Вначале скажи мне, что есть рождающий, и тогда сможешь сказать мне, что он родил. Если ты не в состоянии постичь природу рождающего, не изнуряй себя, пытаясь понять способ этого рождения. Для твоего благочестия достаточно знать, что у Бога есть Единственный Сын — Единородный из природы Бога". Что же касается Григория Нисского, то он с негодованием обращается к тем, кто лишен малейшего мистического чувства и старается всю Божественную трансцендентность подвергнуть беспощадному анализу человеческого ума, осветить ее с помощью своих рассуждений: "Как он рожден? С негодованием, которого заслуживает подобный вопрос, я повторяю: рождение Бога прославляется безмолвием. Для тебя уже достаточно много знать, что он рожден. А каким образом, понять это не дано ни ангелам, ни еще меньше тебе. Ты желаешь, чтобы я объяснил тебе, как? Слушай! Таким образом, который известен рождающему Отцу и рожденному Сыну. Прочее скрыто в облаке и недоступно твоей близорукости!"
Все, что мы можем сказать относительно этой таинственной преизобильности Божьей, следующее: Сын имеет начало в едином Отце, и это — не через сотворение. Мы говорим о Божественном рождении лишь потому, что понятия "Отец" и "Сын" как бы подсказывают нам это слово, и потому, что Новый Завет иногда (хотя и очень редко) пользуется этим словом, говоря о Сыне (прежде всего тогда, когда речь заходит о его мессианском достоинстве). Мы говорим, что "Отец" есть по преимуществу имя Бога. Так мы указываем на то, что Бог, который существовал бы даже без творения, не существует без Сына: Отец и Сын — со-вечны, Отец никогда не был без Сына, и его невозможно представить без Сына, как невозможно представить отцовство без сыновства.
Сын и раб
Конечно, слово Сын указывает на идею рождения. Но было бы ошибочным держаться исключительно этой идеи или даже придавать ей некое первенствующее значение. И мы видим, что в Новом Завете сын противопоставляется рабу: сыновство противопоставляется рабству. Сын зовется сыном потому, что он свободен и свою свободу обретает в Отце.
Человеческая свобода Иисуса (уже мы о ней говорили) подобна некоему таинству Божественной свободы: Иисус — Сын, его свобода—в Отце, и над этой свободой не может восторжествовать никакое рабство, в частности рабство греху и смерти. Именно поэтому достоинство Сына полностью раскрылось в день Воскресения. В Послании к Римлянам говорится "...о Сыне... который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу Святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем..." (1.3-4). В Воскресении Христа раскрывается Отец, ибо в Воскресении раскрывается освобождающая мощь Бога. Итак, Христос есть "образ Бога невидимого" (Кол 1.15). Это не означает, что он, Христос, — более или менее точная копия с модели. Он — "образ", но в семитическом смысле этого слова: он — образ, потому что в нем подлинно, в силе, присутствует Отец, который в тайне Иисуса раскрывает всю полноту Божественной силы в делании освобождения. Мы, по слову Павла, были призваны от небытия к существованию. И это для того, чтобы мы услышали слова: "К свободе призваны вы, братья" (Гал 5.13). И в этом двойном, подлинно действенном призвании Христос играет роль некоего орудия, ибо "через него вся быша" и Бог послал его, "дабы нам получить усыновление" (Гал 4.5). И далее: "Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин 8.34-36).
Сыновняя любовь
В понятии "Сын" идея свободы сопрягается с идеей любви: Сын "возлюблен Богом". Иногда нас приводит в некоторое недоумение и смущение именно то, что "возлюбленный" есть одновременно совершенно послушный. Поистине, Христос отвечает на любовь Отца любовью, которая воплощается в послушании: "Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело его" (Ин 4.34). "Пославший меня есть со мною. Отец не оставил меня одного, ибо я всегда делаю то, что ему угодно" (Ин 8.29).
Во всяком случае, подчеркнем это, послушание есть никак не рабство, но полное раскрытие любви. Ибо любовь настолько свободная, что ни в чем не страшится послушания, и есть настоящая любовь Сына. И послушание, которое настолько проникнуто любовью, что не страшится свободы, и есть послушание Сына. И если мы иногда противопоставляем послушание свободе, то именно в силу нашего недостаточного понимания того, что любовью движет стремление к общению воль: я желаю того, чего желает другой. Часто мы смешиваем идею свободы с идеей освобождения, тогда как свобода и есть цель освобождения. Ибо почему мы стремимся к свободе? Не потому ли, что мы стремимся осуществить наше желание, то есть отдать себя тому, кого мы любим? Мы желаем быть свободными, дабы смочь отдать себя тому, кого любим и за кого отвечаем: "Наиболее ошеломляющий парадокс, свойственный понятию свободы, заключается в том, что свобода органически связана с собственным отрицанием. Лишь свободное существо по-настоящему ответственно, то есть уже не свободно" (Е. Левинас).
Освобождающая сила
Итак, лик Христа излучает славу Бога, являет его полную трансцендентность. Бог не имеет никакой нужды в мире, для того чтобы быть Любовью и источником Свободы. В тайне Отца и Сына Бог есть начало собственной свободы — свободы творческой и вечно юной. Тот, кого рождает Отец, — Сын, а не раб, Дух свободы, а не рабства. С Пришествием Христа в наш мир Божественная свобода раскрылась как вторжение некоей освобождающей силы. Божественная жизнь преизбыточествует. И в этом Бог верен самому себе, ибо у Отца и Сына - единая воля. Через послушание Христа здесь, на земле, Бог являет свою верность как по отношению к самому себе, так и по отношению к нам, людям: наша человеческая неверность никак не может нанести урона его верности, и, как пишет Павел, "Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим 5.8).
Итак, для того чтобы любить, Бог не имеет никакой нужды в сотворенном мире. Бог любит самого себя в том смысле, что Отец любит Сына, который есть его выражение, его совершенный образ, образ, в котором он созерцает самого себя. И этот Образ "возвращает" Богу его же любовь, ибо "Образ Бога невидимого" есть не что иное, как Образ Любви, так как "Бог (равно: Отец) есть Любовь" (1 Ин 4.8). Пришествие Христа в наш земной мир есть вторжение Божественной любви, которая как бы пленяет, захватывает творение, погружая его в свои неисследимые глубины. Ибо эта Любовь и есть не что иное, как сам Творец. Бог есть всемогущий Творец, исполненный всякой славы, — именно потому что прежде всего и независимо от чего бы то ни было он есть неисчерпаемая Любовь, Любовь безграничная и безбрежная.
Полнота радости
Он также — полнота радости: "Да имеют они в себе радость мою совершенную" (см. Ин 17.13). Афанасий Александрийский пишет:
"И вся земля исполнилась ведения Его. Ибо одно ведение об Отце — чрез Сына, и о Сыне — от Отца, и радуется о сем Отец, и тою же радостию веселится Сын во Отце, говоря: Аз бех, о Нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его (Притч 8.30). Это опять показывает, что Сын не чужд Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо вот не нас ради получил бытие, как говорят нечестивые, и Он вовсе не из не-сущих; Бог не вне Себя приобрел виновника радости, напротив того, сказанное служит признаком собственности и подобия. Посему было ли когда, чтобы не радовался Отец? А если всегда радовался, то всегда было, о чем радовался. О чем же радуется Отец, — не о том ли, что видит Себя в собственном Своем образе, который есть Слово Его? Если же и о сынех человеческих веселяшеся, совершив вселенную, как написано в тех же Притчах (8.32), то и это имеет тот же смысл. Ибо и в этом случае веселился не по причине прибывшей у Него радости, но потому, что снова видит дела творимые по образу Его; почему и здесь предлогом к радости служит Богу Образ Его. О чем и Сын веселится, — не о том ли, что видит Себя во Отце?"