Издательство "Мысль"
Москва - 1979


АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ
(APOLOGIA DOCTAE IGNORANTIAE)

Иоганн Венк из Херренберга (род. ок. 1393/94, к 1414 кончил факультет логики и диалектики Парижского университета, «магистр свободных искусств», преподаватель в Гейдель-берге) выступил против Николая Кузанского - движимый, возможно, церковно-политической враждой как «базелец» (см. ниже прим. 11) и противник Рима - с инвективой De ignota letteratura («0 заслуживающем забвения полузнании», 1442/1443), где утверждал, что совпадение противоположностей разрушает «здание науки», а совпадение тварности с петварностью толкает к «ереси вальденцев, Экхарта и Уиклифа»: слиянию верующего с Богом. Уже в «Предположениях» (см. ниже прим. 28) и в диалоге «О сокрытом Боге» (9 слл.) Николай, однако, независимо от Венка уточняет, что Бог «не корень противоречивых [понятий]» и его трансцендентная простота выше любых совпадений. Венк, судя по тому, что известно о его утерянном трактате «Лицо школы знающего незнания» (1449 - 1455), позднее приблизился к идеям «непостижимого постижения». Думали, что «Апология» (1449) написана или подготовлена учениками. Но Николай включил ее в собрание своих работ, и Бернард Вагинг, преданный ему настоятель Тегернзейского аббатства св. Квирина, в «Похвальном слове знающему незнанию» рекомендует читать «Апологию» как «написанную... всезнающим мужем, автором самого «Ученого незнания»».


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корпеть над аристотелевским учением - занятие поздней схоластики. Внутренний вкус - см. Прост, о мудр. I, 10 слл. Отличается как зрение от слуха - ср. ниже 20; Об уч. незн. III 11, 247.

2 Платон. Апология Сократа 20 е слл.

3 Auctores. Об авторитете см. ниже 7; Прост, о мудр. I, 2 слл.; Прост, об уме 6, 88.

4 1 Тим. 6, 16 в сочетании с 1 Иоан. 1, 5.

5 Так думал и Николай, см. О даре 1, 92.

6 Филой Александрийский. Quaest. et solut. eorum quae in Gen. sunt IV 9 (дошло в лат. пер.).

7 Теология - здесь «таинственное боговидение». Сокровище - Матф. 13, 44; см. Прост, о мудр. I, 19 - 20.

8 Матф. 11, 25 («славлю Тебя... что Ты утаил это от мудрых и разумных»).

9 Ср. Прост, о мудр. I, 4.

10 Иоганн Гельнхузен (ум. 1443), с 1430 по 1439 настоятель цистерцианского аббатства в Маулъброне, друживший и с Николаем, и с Венком; последний писал ему, между прочим, о несовместимости «отрешенной жизни» Экхарта с учением Фомы, ср. ниже прим. 63.

11 На Базельском соборе (с 1432 по 1439 и далее) задававшие тон иерархи выступили против власти папы; к 1439 были «вечно прокляты» из Рима как «схизматики».

12 Бог не может не знать себя· - · так Николай формулирует проблему «может ли Бог отречься от себя», см. Дионисий. О Бож. именах 8, 6; ср. 2 Тим. 2, 13.

13 Остановитесь и познайте - Пс. 45, 11. В пер. Семидесяти «остановитесь» - scholasate; греч. schole «покой, свободные занятия, научная школа» пo-лат, передавали через otium. Греческое название демонов Августин (явно по Платону, Крат. 398b) ведет от daemon «искушенный», подчеркивая, что знание без любви «надмевает» (см. Прост, о мудр. I, 1 и прим. 1).

14 Бог есть мир наш - Ефес. 2, 14.

15 Демоны как вестники (ангелы) и помощники - Платон. Апол. Сократа 31с и др.; Федон 107d; Федр 242Ь; Апулей. О божестве Сократа 6; Филон. Quaest. et solut. IV 183.

16 В числе, весе и мере - Премудр. 11, 21. Различение и согласование - см. О предп. II 3.

17 Авиценна. Метафизика. X 2.

18 Об уч. незн. I 19, 57; 25, 84.

19 Имеется в виду, однако, не сам Платон, а Прокл в толковании к «Пармениду».

20 Дионисий. О Бож. именах 7, 1.

21 1 Кор. 13, 12: «Теперь мы видим через зеркало в загадке [символе, образе, намеке], а тогда [будем] - лицом к лицу».

22 Дионисий. О Бож. именах 7, 3; О мистич. теол. 1, 3 (см. Об уч. незн. I 16, 43); Августин. Гомилия 117 (38).

23 Дальше (Рим. 8, 26): «... как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

24 Августин. Письмо к Пробу 130 (121), 15.

25 См. т. I, с. 288 - 303.

26 Видел и свидетельствует - Иоан. 3, 32; о восхищении Павла 2 Кор. 12, 1 слл.

27 Иероним (О знаменит, людях 2) упоминает соч. Филона «Об Александре и о том, что бессловесные существа обладают своим разумом».

28 В «Ученом незнании» (I 4, 12; 6, 15 - 16; 22, 67) иногда создается впечатление, что бог есть совпадение противоположностей; начиная с «Предположений», появляется формула «на есть, ни не есть, ни - есть и не есть» (I 5, 21; 6, 24; II 1, 78). По Дионисию - О Бож. именах 5, 10; 7; 9, 1.

29 «Исповедь» XIII 37 («всегда действуешь и всегда покоишься»).

30 Об уч. незн. III 6, 216.

31 Mansi XI 326; 595 (Деяния 6; 14).

32 О даре 2, 98; 3, 104; 4, 109 - 111.

33 Фома. Сумма против язычн. I 26. Дионисий. О небесн. иер. 4, 1; О Бож. именах 1, 5.

34 См. Об уч. незн. I 1, заголовок.

35 1, 1 - 2 (цитату см. «О неином» 14, 57).

36 Премудр. 13, 5.

37 В пути - см. Об уч. незн. III 11, 248.

38 1, 3. См. Исх. 19, 16 - 20; 24, 15 - 18.

39 Первый комментатор Дионисия - Максим Исповедник, но цитата явно из Псевдо-Беды (Коммент. на Боэция «О Троице», PL 95, 398Ь), где она приписана Василию (Кесарийскому?).

40 Пс. 17, 12.

41 Явно из Псевдо-Беды (см. прим. 39), который так обобщает Амвросия, «О вере к Грациану» I 5; 13.

42 Дальше: «...в своей книге на немецком языке... где говорится: «Человек должен стремиться очистить и освободить себя от своего образа и образа какой бы то ни было твари, не зная никакого отца, кроме Бога; тогда... все его бытие, жизнь, память, знание, любовь - от Бога, в Боге и Бог»» (см. Экхарт. Daz buoch der goetlichen troestunge. DW 5,S. 12, 21 - 13, 4). Идеи такого слияния считались осужденными церковью.

43 Епископ Страсбургский Иоганн Дюрбхейм осудил в 1317 г. бегардов и лоллардов, в частности, за мнение, что «человек может так соединиться с Богом, что всякая его способность, желание и действие будут тождественны божественным».

44 II 2, 100.

45 Об уч. незн. I 21, 66.

46 Там же I 7; 19 - 20 и др.

47 Ср. там же I 19, 57 и прим. 55. Муж ума яснейшего - Тьерри Шартрский (там же II, прим. 42; 46).

48 Ср. Деян. 17, 29.

49 Из символа веры, приписывавшегося Афанасию Александрийскому (так наз. Quicumque).

50 I 24, 78.

51 I 6, 10 («Что мне, если кто не понимает»).

52 «...из праха земного» (Быт. 2, 7).

53 Подробней см. О даре 2, 98.

54 Особенно II 2 - 3; 9, 149.

55 Opus propositionum, пролог (LW I, p. 176 слл.).

56 Универсалистами, «обобщителями», Венк называет Экхарта и Николая, думая, что у них бог есть бытие, а бытие - обобщенное понятие сущего, так что бог - Сын соединяется с человечеством вообще, не с человеком Христом. Бог во всем - Рим. 11, 36; Кол. 1, 16.

57 Дионисий. О Бож. именах 1, 7.

58 Иоанн Андрей (1270 - 1348). Novella in Decretales Gregorii IX. I. De summa Trinitate et fide catholica. Damnamus, 36 - 37 (Denzinger, № 808).

59 Рим. 1, 29; 7, 6 и 2 Кор. 3, 6 - 7.

60 Но Феодор - представляющее автора лицо в диалогах Гонория Августодунского Clavis physicae, выдержках из Эригены «О разделении природы».

61 Может быть, Бертольд Мосбургский, автор толкования на «Первоосновы теологии» Прокла.

62 Ср. Выше от кроме максимального... до ...что и прообраз. Ср. Евр. 1, 3 («образ ипостаси Его»).

63 См. Венк, De ign. lett. 31: «...сколько яда для познания и нравственности принесло это отвлеченнейшее умствование, названное ученым незнанием, на народном языке - abgeschaiden leben, где чувства исчезают [намек на Уч. незн. I 10, 27] и Божие прославление умаляется». Abgeschaiden leben (abstracta vita) - выражение Экхарта, отрешенная жизнь ума, которую томист и аристотелик Венк считал обманчивой и недолжной.

64 I 16, 43 и прим. 41.

65 О небесн. иер. 6, 1 («ничего не выдвинем от себя... в меру сил изложим...»).

66 Ι 14, 38 - 39.

67 От Он добавил... до ...величие - вставка Этьена д'Этапля в парижском издании 1514 г. У Августина место не найдено.

68 Ср. I 23, 71; 24, 80 - 81; 26, 87 - 88.

69 В гл. 5 (цитату см. «О неином», прим. 2).

70 Об уч. незн. I 22, 67 - 69.

71 1 Тим. 6, 15.

72 По-видимому, к Иринею. Письма 29, 32, 64 и 76 Амвросия к нему - о Христе.

73 О Бож. именах 7, 4.

74 Пс. 82, 19; Евр. 2, 10; Иоан. 1, 16.

75 Ср. Рим. 8, 35 - 39.

76 Совпадение этих слов с формулой Бернарда Вагинга из «Похвального слова знающему незнанию» - одни из поводов считать «Апологию» написанной не (только) рукой Николая.