Источник: "http://orth.narod.ru"
1 by YMCA — PRESS, 1979. Paris
2 АНАХРОНИЗМ — с 1943 г. Патриархом был Сергий. Алексий сменил его только в 1945 г. Ошибочно названы и «Епархиальные ведомости». С 1943 г. выходит «Журнал Московской Патриархии».
3 Эта перестановка в фамилии впервые встретилась мне в подписи к фотографии в «Ниве», но затем она закрепилась и долгие годы фигурировала в документах В. Ф.
4 В «Мемуарах» Валентин Феликсович отметил этот эпизод всего одной фразой: «С нами ехала девушка-прислуга, недавно родившая ребенка».
5 Премию Хойнацкого В. Ф. не получил, так как не смог предоставить в Варшавский университет необходимого количества экземпляров книги: она была быстро раскуплена врачами.
6 По положению главный врач городской больницы являлся как бы главным хирургом города.
7 Это произошло в начале 1920 г. (Мемуары).
8 Якоб Христофорович Петерс (1886—1942). Чекист, «правая рука Дзержинского». («Герои Октября», 1967, т. 2, стр. 234). С 1920 член ЦК Туркестанского бюро РНП(б), нач. ЧК республики. Потом в Москве член Коллегии ОГПУ. Арестован в 1938 г. Дата смерти — 1942 г.— условна.
9 В действительности два десятка раненых и обожженных бойцов стали жертвой взрыва пороховых погребов в тыловом городе Бухаре. Причину взрыва установить не удалось.
10 Ян Эрнестович Рудзутак (1887–1938). Видный деятель большевистской партии. Расстрелян 29 июля 1938 г.
11 Речь идет о расстриге протоиерее Ломакине, который активно нападал на Войно-Ясенецкого не только устно, но и в печати.
12 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд. т. 7. стр. 173.
13 С. С. Велицкая умерла в Одессе в 1962 г. в доме выращенного ею Валентина Валентиновича Войно-Ясенецкого.
14 Письмо членам Политбюро имеет гриф: «Строго секретно» и пометку Ленина: «Товарищу Молотову для членов Политбюро. Просьба ни в коем случае копий не снимать. а каждому члену Политбюро (товарищу Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе». Письму дал отвод Томский. Политбюро указало т. Ленину на неприемлемость методов, рекомендованных Макиавелли (именно его и имел в виду Ленин, когда говорил об одном «умном писателе по государственным вопросам») на пятом году Советской власти. Изъятие церковных ценностей было тем не менее произведено впоследствии Дзержинским и Уншлихтом без всякого обсуждения в верхах. Письмо имеется в «самиздате».
15 Письмо, из которого автором приведены отрывки, в Полном собрании сочинений В. И. Ленина отсутствует. Директор Центрального партийного архива при Институте марксизма-ленинизма И. Н. Китаев сообщил нам, что ему известен этот документ, перепечатанный, однако, из эмигрантской газеты «Русская мысль» за 1971 год. От официального ответа по существу (имеется или нет оригинал в архиве) И. Н. Китаев уклонился, (Прим. ред.)
16 Беседа Анатолия Эммануиловича Левитина (Краснова) с А. Н. Введенским происходила в 1943 г. Беседа эта приведена в монографии «Очерки по истории русской церковной смуты», т. 1, авторы: Анатолий Левитин и Вадим Шавров. Рукопись. М., 1963.
17 На Патриарший престол Тихон был избран в октябре 1917 года на Церковном Соборе в Москве.
18 О том, что он мог бы стать коммунистом, если бы власти не преследовали Церковь, Валентин Феликсович говорил не раз. Свои симпатии он подтвердил во время войны 1941—1945 гг., в пору примирения Сталина с Православной Церковью. Публицистические статьи архиепископа Луки в те годы и по духу, и по лексике мало чем отличались от передовиц газеты «Правда». Волевой архиерей в общем-то симпатизировал «твердому порядку». И само выражение «большевизм», надо полагать, звучало для него так же, как оно звучало в устах знаменитого борца с малярией профессора Рональда Росса; тот свой метод полного изничтожения комара-переносчика назвал «большевизмом в санитарии».
19 Обе старые комсомолки Е. Я. Ким (1907 г. р.) и М. П. Овчинкина (1904 г. р.) живут ныне в Москве. Личное сообщение 22.8 и 25.8.1972. Е. Я. Ким считает Октябрьскую революцию вполне закономерной, закономерны также коллективизация, индустриализация и победа в Великой Отечественной воине. 1937 год и массовые аресты Е. Я. Ким считает исторической случайностью.
20 Ленинградское отделение архива АН СССР, фонд 259, оп. 2, №1190. Письмо написано на вырванном тетрадном листке, сверху чернилами поставлен крест. 75 лет И. П. Павлову исполнилось 14/26 сентября 1924 г. В ответ на поздравление Войно-Ясенецкого И. П. Павлов написал в Туруханск:
«Ваше Преосвященство и дорогой товарищ!
Глубоко тронут Вашим теплым приветом и приношу за него сердечную благодарность. В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих — по-человечески, остается одна жизненная опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве.
Искренне преданный вам Иван Павлов».
По свидетельству физиолога профессора Бабкина, в 1917 г. в одной из вступительных лекций к курсу физиологии для студентов Военно-медицинской академии великий экспериментатор сказал: «Если то, что делают большевики с Россией,— эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы предоставить даже лягушку». Как видно из приведенного выше письма, и восемь лет спустя, в 1925 г., общественные взгляды И. П. Павлова не слишком изменились. (Проф. В. П. Бабкин «И. П Павлов. Биография». Чикаго, 1951. Глава «Павлов и большевики» — англ.)
21 Дальнейшая судьба священника М. Ф. Римши сложилась трагически. Его арестовали за неподчинение властям, неподчинение выразилось в том, что священник отказался присутствовать при вскрытии мощей Василия Мангазейского в раке бывшего Туруханского монастыря. Такие вскрытия-надругательства были любимым развлечением безбожников 20-х. Претерпев 12 лет ссылки и лагерей, о. Мартин в 1936 г. написал дочери. что хотел бы приехать в Красноярск. Она к этому времени считала отца давно погибшим. «При встрече,— вспоминает Вера Мартиновна,— отец показал мне целую пачку почтовых квитанций. Лука, оказывается, все это время делал ему ежемесячные переводы по 30, а чаще по 50 рублей». Умер М Ф. Римша в 1941 г. в доме своей дочери.
22 Константинов ошибается: в 1925 г. отец, мать и старший сын Войно-Ясенецкого жили не в Симферополе, а на Украине, в Черкассах.
23 Арсений Кузьмин Константинов, который в Туруханске встречался с Войно-Ясенецким уже после возвращения из Плахина ничего о готовящемся бунте не помнит. В своем кругу туруханцы, правда, жаловались на то, что город оставлен властями без хирурга, но об открытых протестах не могло быть и речи. «Такое выступление запуганных обывателей я считаю невероятным».— пишет Константинов. (Письмо из Красноярска от 25 октября 1973 г.).
24 Автор записок допускает неточность: между 1926-м и 1930-м годами Лука Туркестанский кафедрой не управлял.
25 Научных работ опубликовал он за границей не менее шести. В официальной библиографии Войно-Ясенецкого числится 36 опубликованных работ по хирургии, сам же он определял их число в 42. Очевидно, составители библиографии не учитывали статей, подписанных церковным именем.
26 Теодицея — философский термин. Введен Лейбницем (1710) для выражения задачи, как примирить существование зла в мире с благостью мудростью и всемогуществом Бога.
27 А. А. Сольц. Арестован в 1934–1935 гг. Погиб, если верить БСЭ. в 1940 г. Где и как — неизвестно.
28 Уже после завершения этой главы удалось дознаться у ленинградских журналистов, что Борисоглебский «исчез» не в 1932-м, а во время войны. Будучи писателем армейской газеты на Карельском перешейке, он проявил себя трусом, паникером. Был арестован и, очевидно, умер в тюрьме зимой 1941–1942 гг.
29 Об этом подробно в главе «Пролог-Житие».
30 Н. П. Горбунов (1892 г. р.), по образованию инженер. Член партии с 1917 г. С ноября 1917 г. — личный секретарь В. И. Ленина. С 1920-го — Управляющий делами Совнаркома. С 1935-го — академик, непременный секретарь АН СССР. Расстрелян 7 сентября 1937 г.
31 Впоследствии проблемой этой занимались такие хирурги и морфологи, как В. Н. Шевкуненко, В. И. Стручков, В. В. Кованов. А. П. Сорокин. Т. Н. Аникина. Т. Д. Никитин. В 1969-м и 1973-м годах по проблеме «мягкий остов» состоялись всесоюзные симпозиумы.
32 Имеются в виду строки из стихотворения М. Гартмана (в переводе Михайлова) «Белое покрывало»:
Зачем же в белом мать была?
О, ложь святая! Так могла
Солгать лишь мать, Полна боязни,
Чтоб сын не дрогнул перед казнью.
33 Мемуары. Тетрадь 3-я. Войно-Ясенецкий везде называет органы тайной полиции — ГПУ, хотя за годы его арестов учреждение это несколько раз меняло свою вывеску.
34 Письмо из Красноярска в Сталинабад 22 ноября 1943 г. Валентин, младший сын Луки, врач-терапевт, работал в то время в Узбекистане и заразился возвратным тифом. Состояние его было одно время угрожающим.
35 А. С. Пушкин. Собр. соч., М., 1962, т. 10, стр. 309.
36 У. Черчилль. Вторая мировая война. В 6 томах. (Перевод с английского.) М., 1958. (Продаже не подлежит.) Т. 1, стр. 367—368. Самому Черчиллю 65 лет к этому времени уже исполнилось, но это, как известно, не помешало ему вскоре возглавить правительство и довести войну до победного конца.
37 Р. Шервуд. Рузвельт и Гопкинс. М., 1958, т. II, стр. 20—21. Создается впечатление у Шервуда последняя фраза прозвучала не так, как в русском переводе, Скорее всего в подлиннике значилось: «Я не знаю, каким образом Литвинову удалось уговорить Сталина и Политбюро...» Это явствует из всего контекста.
38 А. Краснов. Закат обновленчества (из воспоминаний. Рукопись. 74 стр. Март 1962 г. Краснов был в это воемя секретарем Введенского и ехал в эвакуацию в том же вагоне. ВЦУ — Всероссийское Церковное Управление — самозваная организация, которая в начале 20-х годов при поддержке ОГПУ пыталась захватить руководство Русской Православной Церковью. Говоря о генерале МГБ, Краснов допускает неточность: в начале войны функции тайной полиции в стране осуществлял Наркомат внутренних дел (НКВД).
39 «Правда о религии в России», стр. 26—27. Митрополит Сергий повторяет версию советской пропаганды, которую вскоре после войны Сталин изложил Гопкинсу в следующем виде: «Во время революции русская коммунистическая партия провозгласила свободу религии. Русский Патриарх и вся существовавшая тогда Церковь предали советское правительство анафеме, призывая верующих ие платить налоги, уклоняться от призыва в Красную Армию, сопротивляться мобилизации, не работать и т. д. Советскому правительству оставалось только, по сути дела, объявить войну Церкви» (Шервуд, Рузввльт и Гопкинс. М., 1958, т. 2, стр. 640).
40 Комментируя эти слова Сталина, бывший редактор «Журнала Московской Патриархии» А. В. Ведерников заметил: «Если бы они (митрополиты) были бы евреями, они бы схватились за сталинское предложение и мы бы сейчас смогли бы давать детям религиозное образование. А они растерялись прошляпили» Личное сообщение 30.4.1971.
41 Архиепископ Уфимский Андрей (1874–1948?), родной брат академика-физиолога А. А. Ухтомского; видный деятель церковной жизни. В ] 923 г. в Ташкенте Андрей рекомендовал рукоположить в епископы о. Валентина Войно-Ясенецкого (см. главу 2).
42 Постановление принято Собором епископов в Москве 8 сентября 1943 г. Опубликовано «Журналом Московской Патриархии» в № 1.
43 Письмо сыну Михаилу 5 августа 1945 г. В этом письме Лука приводит текст приветствия от наркомздрава Третьякова. Нарком, в частности, писал: «Советское правительство, лично великий и мудрый наш вождь, товарищ Сталин, отметил ценность Ваших научных работ для Советской страны, для советской науки».
44 Эмпиема—гнойный процесса легких и окружающих тканях.
45 Дома. занимаемые епархиальными управлениями, удивительно схожи между собой по всему Советскому Союзу. В Воронеже и Вологде, в Ташкенте и Тамбове вы их обнаружите на неизменно глухой улочке с плотно завешенными окнами и накрепко запертыми дверями. Традиция эта сложилась, очевидно, в 20-е–30-е годы при полной тогдашней незащищенности Церкви. Только за крепкими засовами архиерей мог уберечь себя и свое имущество. Внутреннее убранство русских православных епархий тоже довольно однотипно и бесстильно. В горницах с маленькими окошками расставлена старенькая, чаще всего купеческого пошиба мебель, портрет Патриарха и фотографии епископов-предшественников, С портретами и лампадой резко диссонируют ядовито-желтые канцелярские столы, телефон, пишущая машинка.
46 Лука писал сыну Михаилу 27 декабря 1945 г.: «Наконец дождался награды, но это скорее обида: только медаль «За доблестный труд», тогда как хирурги моего ранга и мои ученики получили ордена. Но и тут причина, видимо, в моем сане».
47 Лука сообщает Михаилу 14 мая 1944 г.: «Алеша уже написал вам, что мне присуждена Сталинская премия. Только никто не знает, когда опубликуют список лауреатов и почему задерживается опубликование».
48 Военные хирурги так и не получили этот важный для них труд в пору, когда он был им особенно необходим,
49 «Журнал Московской Патриархии», 1848, № l. По поводу этой статьи Лука писал сыну Михаилу: «В октябре (1947 г.) я получил от редакции ЖМП срочную телеграмму с просьбой написать для 12 и 1 №№ журнала две статьи о поджигателях войны, было ясно, что заказ исходит от Карпова, и я был в затруднении: писать вовсе не хотелось, но отказаться было трудно. Явно основывались на том, что меня усиленно пропагандировали за границей, и нужно было мое имя. Скрепя сердце послал две статьи, из которых вторая, гораздо лучшая, не была пропущена цензурой. Получив об этом сообщение, я отказался от печатания первой. Получил телеграмму: «Огорчены вашим ультиматумом, не можем ставить условия руководству, просим согласиться печатание первой статьи». Я ответил: «В последний раз соглашаюсь».
50 Разговоры о войне, которые для чиновников сталинского пропагандистского ведомства были лишь средством нагнетания массового страха, Лука воспринимал БУКВАЛЬНО. 29 января 1949 г. он писал сыну Михаилу: «Думаю, что если начнется война. то атомные налеты будут внезапны и в Колтуши уехать не успеешь». И 30.12.1949 г. снова: «Хотелось бы мне, чтобы вы остались во Львове, пока не выяснится, возьмут ли верх силы мира над поджигателями войны. Боюсь и за Валю (сын Валентин жил в Одессе), и Алеше опасно в Колтушах».
51 Отец Виталий Карвовский, бывший секретарь Крымской епархии. Личное сообщение 28.10.1970 г. Симферополь. Тема «бедных» многие годы присутствует в переписке Луки с детьми. «Не забыл ли ты о женщине, просившей денежную помощь, живущей где-то вблизи Адмиралтейства?» (1956 г.); «Проверку просительницы денежной помощи уже произвел мой знакомый, и оказалось мошенничеством, в котором, однако. виновата не она. а ее негодный племянник» (1954 г.) и т. д.
52 Распоряжение № 16-1 от 24.1.1947 г. В 10-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом Моим Небесным».
53 Из писем к Михаилу. 6.10.1946 г.: «После пятичасовых служб Воздвижения уложила меня на десять дней в постель вследствие слабости сердца. Выла очень резкая аритмия». 1.3.1947 г.: «Ретиво начал я пост, первые три дня проводил по семь-восемь часов в Церкви, всегда проповедовал, а на четвертый день большая усталость, усиление аритмии, сижу дома».
54 Проф. Михаил Герасимович Ананьев (на посту замминистра с 1947 по 1950 г.).. Личное сообщение. 17.12.1970 г. Москва. Ананьев утверждает, что с ходатайством за проф. Войно-Ясенецкого он как депутат Верховного Совета обращался к В, М. Молотову. Из Совета Министров после этого последовало указание — статьи Войно напечатать.
Лука разъяснял сыну Михаилу (19 марта 1949 г.): «...Врачи ничего не знают о региональной анестезии, а только об анестезии по Вишневскому... Инъекции к нервам нужны не только для обезболивания при операциях... они нужны при отморожениях, при шоке, и, вероятно, область их терапевтического применения будет расширяться».
55 В русской религиозно-философской литературе прослеживаются три точки зрения на роль познания. И. Киреевский, А. Хомяков, митр. Филарет считали разум, науку сферой мышления, которая чужда и даже противоположна вере. У веры и разума, говорили они,— разные области приложения. Н. Бердяев, о, Сергий Булгаков, о. Павел Флоренский полагали тем не менее, что с помощью разума, интуиции человек способен постичь некоторые стороны Божества. Но в целом сущность Бога для нас непознаваема. Приблизить к Нему может только вера. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России получили развитие также взгляды, приближающиеся к западному (католическому) подходу в этом вопросе (Вл. Соловьев и др.). Богословские представления Войно-Ясенецкого складывались под влиянием преподавателя Университета Св. Владимира в Киеве протоиерея о. Павла Светлова. (Ему Валентин Феликсович, будучи студентом, сдавал университетские экзамены.) В двухтомном «Курсе апологетики» Светлов утверждал, что человеческий разум способен постигнуть все.
56 Насколько мне известно, последняя по времени диссертация такого рода «Критика методологии современного православного фидеизма» защищена неким В. М. Агеевым в Красноярском пединституте весной 1971 г.
57 Архиепископ Воронежский (ныне Тамбовский) Михаил Чуб (1912 г. р.). Личное сообщение. 28 ноября 1970 г. Москва. Лука писал сыну 16 ноября 1954 г.: «Ко мне приезжал и дважды служил со мной викарий Ленинградского митрополита Григория, епископ Лужский Михаил. Он очаровал всех наших удивительной любовью ко мне... Прими его с почтением и любовью...»
58 «Приходит на мысль, что, м. б., недалеко то время, когда и совсем служить не смогу, и тогда особенно думаю о беспомощных Вере, Нине с детьми, особенно Вите (сестра.— М.П.), о Софии Сергеевне, которой вряд ли кто-нибудь поможет, а я посылаю по триста рублей и Евгении Васильевне по сто рублей. До сих пор посылаю Анне Ташкентской» (внучке.— М.П.). Из письма Михаилу, 1955 г.
59 Профессора А. Н. Бакулев и П. А. Куприянов (первый — Президент Академии медицинских наук СССР, второй — Председатель Общества хирургов страны) писали в предисловии к третьему изданию: «До выхода в свет труда В. Ф. Войно-Ясенецкого, пожалуй, никому не удалось провести с такой последовательностью анатомо-топографический принцип в изучении нагноительных процессов, т. е. тот принцип, который был впервые выдвинут великим Н. И. Пироговым, «Очерки» — капитальный и оригинальный труд... Уже много лет сочинение Войно-Ясенецкого является настольной книгой врачей. Тысячи хирургов прибегали к ней в минуты сомнений и раздумий в хирургической клинике».
60 П. П. Царенко (1897 г. р.). Личное сообщение. 29.10.1970, Симферополь. Царенко действительно никогда больше не бывал у Крымского архиепископа, но пытался досадить Луке неоднократно. Так, в 1959 году сочинил от имени симферопольских студентов-медиков «Открытое письмо». На письмо это Лука ответил следующее:
«Многоуважаемый Петр Петрович! В ответ на недоумение Ваших студентов по поводу моего архиерейского служения им следовало бы сказать, что очень странно отрицать то, чего на знают и не понимают, и судить о религии только по антирелигиозной пропаганде. Ибо, конечно, среди них вряд ли найдется кто-нибудь, читавший Священное Писание. Наш великий физиолог Павлов, академик Владимир Петрович Филатов, каноник (т.е. священник) Коперник, преобразовавший всю астрономию, Луи Пастер умели же совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога.
Глубоко религиозным я был с самого детства, и вера не только не уменьшалась. как они думают, по мере приближения к старости (мне скоро будет 82 года), а все более и более усугублялась... Свои «Очерки гнойной хирургии» я написал, уже будучи епископом.
1959 г.
С почтением Архиепископ Лука».
61 Перечисляя оказанные ему к 80-летию знаки внимания. Лука писал сыну в 1957 году, что получил поздравления «от Патриархов Московского и Грузинского, от 30-ти архиереев и от еврейской общины, которая почитает меня за доброе отношение к евреям». Небезынтересна статья арх. Луки «Психология еврея, современника Иисуса Христа» (1949–1952 гг.), которую Владыка закончил следующими словами: «Что же скажем о народе еврейском?.. Можно ли ко всему народу отнести слова Евангелиста Иоанна: «Пришел к своим, свои Его не приняли»? Конечно, ныне это относится к тем только, которые кричали: «Распни Его!». А это было меньшинство народа. Народ же в массе своей уверовал в Христа, и от него ведет свое начало весь род христианский. И правильно будет сказать, что народ Израильский оказался достойным своего избрания Богом».
62 Вот типичный для Алексия диалог с митрополитом Антонием:
— Вы недавно из Рима?
— Только что. Ваше Святейшество.
— И что же, город, наверно, сильно изменился с тех пор, как я бывал там мальчиком?
— Изменился, Ваше Святейшество.
— А как поживают девочки Голицына? Я играл с ними в детстве. Им теперь, наверное, уже лет тридцать?
— Шестьдесят, Ваше Святейшество,
— Шестьдесят? Ах, да, конечно... Как, однако, бежит время...
63 «Я не участвовал в приеме англичан,— писал Лука сыну 5.12. 43.— Не могу писать, в чем дело: когда-нибудь расскажу. Это было причиной моего возвращения в Красноярск».
64 «Формой приспособленческой деятельности православия является спекуляция его в вопросе о патриотизме. Церковники стремятся доказать извечный патриотизм православия, неразрывную связь его с интересами народа... Но подобные действия Церкви в прошлом... большей частью совпадали со стремлением царской власти и, как правило. глубоко противоречили интересам народа... Церковники стараются всячески преувеличить роль церкви в годы Великой Отечественной войны. Они утверждают, что якобы церковь своими призывами и молитвами создавала нравственные условия для победы. что вера была источником силы нашего государства... Однако не следует преувеличивать патриотическую деятельность церкви. Победа была одержана героизмом и самоотверженностью советского народа. Ее источником являлись наш государственный строй, морально-политическое единство, дружба народов СССР, советский патриотизм и правильная политика нашей партии». («Академия наук СССР. Вопросы религии и атеизма». Сборник статей, том XII. М., 1964, стр 120–122.)