|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

4. ФОРМУЛЫ

С категорией эманации заканчивается диалектика первого символа – символа бытия, или бытийного символа. Остается теперь только резюмировать ее в максимально сжатых и не содержащих ничего лишнего тезисах.

I.

1. Бытие есть бытие.

Если бытие есть только бытие и больше ничто другое, то это значит, что бытие вообще не есть нечто, т.е. что оно есть ничто, или небытие.

Точно так же: если бытие есть бытие, т.е. в этом суждении бытие-предикат не есть бытие-субъект, то, поскольку оно не есть бытие, <но> есть небытие, оказывается, что бытие есть небытие.

2. Но бытие не только есть бытие, но оно еще и просто есть.

Если бытие есть, существует, оно обязательно отличается от того, что не есть бытие, т.е. от небытия. Следовательно, если бытие есть, то существует и небытие.

Другими словами, небытие тоже существует, т.е. небытие есть бытие.

Точно так же: если небытие есть небытие, то это значит, что оно есть нечто, т.е. небытие есть нечто; а в таком случае небытие есть бытие.

Или: если небытие есть небытие, то небытие в предикате отличается от небытия в субъекте; а то, что отличается от небытия, есть бытие; следовательно, небытие есть бытие.

3. Итак, – бытие есть небытие, и небытие есть бытие (другими словами, "бытие" и "небытие" являются тут понятиями одного и того же содержания и одного и того же объема). Это значит, что бытие и небытие совпадают.

Совпадение бытия и небытия, вообще говоря, есть граница, откуда получается тождество трех диалектических установок – бытия, небытия и совпадения бытия с небытием – при любой их взаимной перестановке. А именно: бытие есть (и не есть) и бытие, и небытие, и их совпадение; небытие есть (и не есть) и небытие, и бытие, и их совпадение; совпадение бытия с небытием есть (и не есть) и оно само, и бытие отдельно, и небытие отдельно.

Совпадение бытия с небытием в бытии, т.е. полагание бытием для себя своей собственной границы, есть число.

Совпадение бытия с небытием в небытии, т.е. полагание бытием границы для небытия, есть инобытие.

Совпадение бытия с небытием, данное в самом себе, т.е. как полагание границей границы для себя самой, есть становление. Другими словами, становление есть совпадение бытия с небытием в бытии и бытия с небытием в небытии, т.е. совпадение числа (или расчлененной распростертости) с инобытием, откуда и – нерасчлененная распростертость становления.

II.

1. Но бытие, превращаясь в небытие, остается самим собою, т.е. встречается в небытии с самим собою, воплощается в небытии целиком и полностью.

Это значит, что оно очерчивает некоторую замкнутую границу в небытии и тем самым образует наличное бытие, или ставшее.

Ставшее, резко отличаясь от всего иного, т.е. от всякого небытия, образует качество (или нечто). Этому качеству противопоставляется наличие самих его границ, т.е. конечное. А поскольку это конечное не исключает чистой качественности, но вмещает ее со всем его становлением, то ставшее оказывается актуальной бесконечностью.

2. В становлении (см. I. 3) бытие переходит в инобытие, но и инобытие в бытие. Оно тоже, перейдя в бытие, остается там самим собою, т.е. встречается в бытии с самим собою, воплощается в бытии целиком и полностью.

Это значит, что небытие, подчиняясь бытию, когда последнее описывает определенные границы, в момент появления ставшего вновь освобождается от этого подчинения, но оказывается включенным в эти границы.

Отсюда ставшее получает новое определение, но – уже через небытие, включенное в него самого, что заставляет его вступить в соотношение с самим собою.

А это означает, что внешнее небытие уже не используется для определения ставшего, и ставшее производит свое определение из самого же себя, т.е. становится абсолютной определенностью, индивидуальностью, или для-себя-бытием.

III.

1. Однако становление (см. I. 3) есть не только переход бытия в небытие и небытия в бытие, но и существенное единство этих процессов, совпадение их в одном едином процессе.

Это значит, что процесс бытие – небытие – бытие (а это есть ставшее) должен быть наложен на процесс небытие – бытие – небытие (т.е. на абсолютную определенность). Или: абсолютная неопределенность должна проделать процесс бытие – небытие – бытие.

Переход абсолютной определенности, или для-себя-бытия, в небытие есть новое становление, но уже специфическое (а именно, становление не вообще, но – абсолютной определенности). Обретение же им в этом небытии снова себя, т.е. возвращение к самому себе, закрепляет это становление в твердых и определенных "ставших" пределах.

Другими словами, это есть эманация.

2. Эманация, следовательно:

включает в себя всякое возможное инобытие абсолютной определенности и отождествляет себя с ним;

остается при этом абсолютно независимым ни от какого инобытия;

является пределом всех возможных проявлений вещи в инобытии;

обосновывает и делает возможным всякое общение вещи со всяким ее инобытием;

несет с собою все предыдущие категории, обеспечивая их появление – в том или ином виде – в том или другом инобытии.

IV.

Эманация бытия есть, таким образом, первый символ бытия вообще, обеспечивающий и делающий возможным появление и всякого другого символа вообще.

Вместе с тем это есть, разумеется, и первый символ самой абсолютной самости.

Это именно символ – бытийный (в отличие от других символов, более сложных, как-то: смысловой, или сущностный; интеллигентный, или самосознательный; личностный, природный, социальный, мифический).

Эманация, будучи первым символом вообще, или бытийным символом, символом бытия, может быть охарактеризована и любой категорией из тех, которые его конструируют. Поэтому можно сказать, что эманация есть символ наличного бытия, качества, или символ актуальной бесконечности, или абсолютной определенности, или – просто – символ становления (в котором положены и развиты все его составляющие категории).

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|