Источник: Символ №40, Декабрь 1998


* Jean Danielou, Dieu et nous. Editions Bernard Grasset © 1956 by Editions Bernard Grasset. © 1998, Символ. Русский перевод. Пер. с фр. Г. Смирнова. Под ред. А. Мосина.

** Царь ужасающего величия (лат.).

1 См. Joachim Wach, Types of religious experiences, p. 3-29.

2 Traite d'histoire des religions, p. 145.

3 La religion dans son essence et ses manifestations, p. 157. Сравните весьма тонкое разъяснение ученика П. Шмидта Фрица Борнеманна: Fritz Bornemann, «P. W.Schmidts Vorlesungen uber den Entwicklungsgedanken in der altesten reli-gionen», Anthropos, 1954. ss. 670-682

4 См. Jean Danielou, Les Saintspaiens de I'Ancien Testament, Le Seuil, 1956.

5 См. по поводу этого текста: Bertil Gartner, The speech of Paulus to Areopagus and natural religion, Upsala, 1955.

6 См. P. d'Elia, Il concetto di Dio in alcuni antichi testi cinesi, «Revista degli stu-die oriental!», 1954, p. 128.

7 Traite d'histoire des religions, 1949.

8 III, 10-1 См. Essai sur le mystere de 1'histoire, c. 150-164.

9 Указ, соч., с. 190.

10 О Божественных именах, I, 6 (пер. Г. Прохорова).

11 Указ, соч., с. 560-563.

12 Mircea Eliade, loc. cit., p. 366.

13 P. 21-33.

14 См. Essai sur le mystere de 1'histoire, p. 113-116.

15 См. Hugo Rahner, Les Mysteres Chretiens dans leur5 interpretation chretienne, trad. fr. Payot, 1953.

16 Указ. соч. с. 338-339.

17 См. «Le saint et le yogi», Etudes, dec. 1948, p. 30

18 Cм. Jacques Maritain, L 'experience mystique naturelle et le vide, Etudes carmelitaines, oct. 1938, p. 116-139.

19См. Jean Danielou, Platonisme et theologie mystique, 2e ed., p. 210-215 C harles Boyer, L'lmage de la Trinite dans saint Augustin, Gregorianum, 1946 p. 348-349.

20 См. Ис. 59, 10.

21 См. Charlotte Vaudeville, Etudes sur les souras et la composition du Ramayana de Tulsi-Das, 1955

22 Contre Celse, VIII, 42.

23 Jean Danielou, Les anges et leur mission, p. 25-36.

24 См. G. Quispel, Gnosis als Weltreligion, 1953; H. Ch. Puech, Le Manicheisme, 1949.

25 Simone Petrement, Le Dualisme dans I'histoire des philosophies et des religions, p. 12.

26 J. Danielou, Culturefranyaise et mystere. Esprit, 1941, p. 471 и след.

27Esprit de la philosophic medievale, 2e ed. p. 258.

28 Gilson, loc. cit., с. 258-259.

29 Vie de Moise, 404B.

30 См. Les Saints pa'iens de 1'Ancien Testament, c. 126.

31 Св. Григорий Нисский. Жизнь Моисея. 377А.

32 О Божественных именах. 1, 6 (пер. Г. Прохорова). Очевидно, что одни из этих имен прилагаются к Богу в собственном смысле, другие же - только метафорически (Summa Theol., la, Quest. 13, Art. 3).

33 Е. Borne, Le probleme de la philosophie chretienne // Esprit, 1932, p. 337.

34 D. Parodi, Du Positivisme a l'Idealisme, p. 12

35 Bulletin de la Societe franfaise de Philosophic. Seance du 4 Janvier, 1930, le Probleme de Dieu, p. 26.

36 Говоря о Боге мы пользуемся конкретными словами, чтобы обозначить Его существование, потому что мы имеем дело лишь со сложносоставными вещами, и пользуемся абстрактными словами, чтобы обозначить Его простоту (лат.) (I, quest. III, a. 3, ad. I). (Пер. А. Стерпена).

37 Loc. cit., p. 29.

38 Les Degres du savoir, p. 464.

39 Loc. cit., p. 26.

40 Loc. cit., p. 462.

41 Р. de Grandmaison. Le Dogme chretien, p. 297.

42 S.T. la, quest. 14, а. 11, ad. 2m.

43 Loc. cit., p. 298.

44 Maritain, loc. cit., p. 467.

45 Esprit de la philosophic medievale, 2e ed., p. 318.

46 Loc. cit., p. 446.

47 Loc. cit., p. 458.

48 Мaх Scheler, Formes el nature de la sympathie, p. 329.

49 P. de Regnon, Etudes sur le dogme de la Trinite, II, p. 167.

50 Там же, р. 224.

51 J. Maritain, loc. cit., p. 467.

52 О Божественных именах. Гл. 9 (пер. Г. Прохорова).

53 Там же.

54 La Messe la-bas, p. 17.

55 X, 27.

56 Lettres a un jeune poete, 1937, pp. 67-69.

57 См. Oscar Cullmann, Christ et le temps, p. 28.

58 См. Sacramentum futuri, p. 35-94.

59«Foi et mentalite contemporaine», Etudes, decembre 1954, p. 295.

60 См. об этом: Guillet, Themes bibliques, p. 38-4

61Jean Guitton, «La Philosophic du temoignage», Cahiers Joseph Lotte, 1939, p. 211-215.

62 «Для иудея истина противостоит не заблуждению, но обману» (Guillet, loc. cit., p. 41).

63 См. V. Taylor, The names of Jesus, p. 167.

64 См. Jean Danielou, «L'Esprit des beatitudes dans la vie d'un militant ouvrier», Masses ouvrieres, novembre, 1955, p. 39-4

65См. Les saints paiens de 1'Ancien Testament, p. 115-120.

66 См. Essai sur le mystere de I'histoire, p. 98-100.

67 См. Descamps, Les Justes et la justice dans le Nouveau Testament, p. 305.

68 См. Jean Danielou, Saintete et action temporelle, p. 9-12.

69 См. A. Neher, Amos, introduction a I 'etude du prophetisme, p. 215.

70 Этого не заметил Anders Nygren в своем труде «Eros et Agape» (I c 221-272 фр. пер.).

71 J. Guillet, lос. cit., p. 43-44.

72 Любопытно, что в греческой религии мы встречаемся с понятием «ревности» или зависти богов, которое приближается к приведенному: она состоит в том, что боги косо смотрят на человека, если он поднимается слишком высоко, и эта hibris вызывает их мщение. Однако в этом нет ничего общего с ревностью Бога в библейском смысле.

73 См. N.-H.Snaith, The distinctive ideas of the Old Testament, p. 21-50.

74 Elegies de Duino, I, 2-3.

75 См. J. Danielou, Jean Chrysostome, homelies sur I'incomprehensibi/ite de Dieu, introduction, p. 37-4

76 Le sacre, p. 38

77 Loc. cit, p. 47.

78 Loc. cit. p. 84.

79 Melanges theologiques, p. 15

80 Vie de Moise, «Sources chretiennes», 2e ed., p. 104.

81 Augustin, Confessions, X, 27.

82 Commentaire sur le Cantique, P. G., XLIV, 875 c.

83 Discours theologique, V, 2.

84 Adv. haer., IV, 38, 3.

85 Сотип. Job., XIII, 46.

86 R. Bernard, 1'Image de Dieu d'apres saint Athanase, p. 22-38; J. Danielou, Platonisme et theologie mystique, p. 48-6

87чудеса (лат.)

88 Dem. V, 45.

89 Adv. haer., IV, 14, 2.

90 Там же, IV, 14,3. См. Essai sur le mystere de l'histoire, p. 181-188.

91 Adv. haer., IV, 20, 7.

92 Theol. Wort. N. T. IV, 89 и сл.

93 The Names of Jesus, p. 65.

94 См. Verbeke, La Doctrine du Рпеита, р. 37 и сл.

95 La Doctrine du Рпеита, p. 529.

96 Гряди Святый Творче, Осени разум Твоих (лат.)

97 Origins du dogine de la Trinite, I, 523.

98 См. «Ecriture et Tradition», Dieu vivant, XXIII, p. 47 и сл.

99 «Эпоха Церкви составляет часть истории спасения» (с. 491).

100 См. Essai sur le mystere de l'hisloire, p. 17-2

101 См. О. Cullmann, Les Sacrements dans I'Evangile johannique, p. 35 и сл.

102 Early Christian сreeds, с. 25 и сл.

103 La premiere confession de foi chretienne, с. 15 и сл.

104 Dom Reynders, «Paradosis, le progres de 1'idee de Tradition jusqu'a saint Irenee», Rech. Theol. Anc. Med., 1933, p. 154-19

105 P. Holstein, «La Tradition des Apotres chez saint Irenee», Rech. Soc. Retlig., 1949, p. 229-270.

106 Congar, «Theologie», D. T. C., p. 452.

107 См. у J. Danielou, «Bulletin d'histoire des engines chretiennes». Rech. Sc. Relig., 1955, p. 579-58

108 В особенности такова ошибка Claude Tresmontant, в его Essai sur la репsee hebraique.

109 См. справедливые замечания Garrigou-Lagrange, «Thomisme», D. T. C., 852.

110 Отзвук этого мы находим даже в «Подражании Христу» Фомы Кемпийского.

111 «Theologie et saintete», Dieu vivant, XII, p. 18-19.

112 См. Barbel, Christos et Angelas, с. 181-269.

113 О Божественных именах. Гл. 13, 3 (пер. Г. Прохорова).

114 Henri de Lubac, Catholicisme, p. 251-273.

115 Miroir du salut eternel, 17.

116 «La mystique trinitaire du Bienheureux Jean Ruysbroek», R. S. R., 1953, p. 55.

117 Le Signe du Temple, p. 43-47.

118 Чудесным образом сотворил и еще более чудесным образом преобразовал (лат.). Пер. А. Стерпена.

119 G. W. Н. Lampe, The Seal of the Spirit, 1951, p. 26.

120 E. K. Barett, The holy Spirit and the Gospel Tradition, 1947, p. 39.

121 АС. XXX! II, 1088 А.

122 Didyme, De Trin., P. С. XXXIX, 672 С.

123 Dem. Apost., 7.

124 Com. Math. XII,20.

125 Corn. Rom., V. 8.

126 Les Merveilles de la grace divine, p. 86.

127P. G., XLVI, 101 D.

128 P. G., XLIX, 136 B.

129 P. G., XLIV, 430 С.

130P. G., XLIV, 1180 А.

131 Les Merveilles de la grace divine, p. 144.

132 In Joh., X, 13-14.

133 P. G., LXV, 656.

134 V. С., XLIV, 1317.

135 Cyrille d'Alexandrie, Com. Joh., XI, П.

136 Com. Joh., IX, 14-17.

137 P. de Regnon, Etudes sur la Trinite, IV, 484.

138 Enarr. Ps. XLI, 8.

139 Chateau interieur, 7 demeure.

140 CEuvres completes, Tralin, II, p. 52.

141 Критику этого мнения см. в: Galtier, L'habitation en nous des Trois Personnes, p. 16

142«Actuation creee par acte incree», R. S. R., 1928, p. 258-259.

143 Там же, с. 26

144 Royaume des amanls de Dieu, chap. IV, p. 135 (trad. fr.).

145 См. Ch. Boyer, «L'image de la Trinite, synthese de la pensee augustinienne», Gregorianum, 1946, p. 173-199,333-352.

146 Сотт. Cant., P. G.XIV, 1037 ВС; см. J. Danielou, Platonisme el theologie mystique, p. 329 и сл.

147 Montee du Carmel, 11,7.

148 Saint Jean de la Croix, praticien de la contemplation», Etudes carmelitaines, avril 1931, p. 94-95.

149Cantique spirituel, I,