|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Глава 8

РИМ

Сын мой! Какой замечательный урожай готовит для нас Господь после того, как Папа по-настоящему (а не из сплетен) узнает нас, ему преданнейших, и благословит нас!

Мне хочется кричать, не заботясь о том, что подумают окружающие, то, что порой я восклицаю на молитве: "Ай, Иисус, какая нива!"

Письмо к Альваро дель Портильо, Сеговия 21 сентября 1941 года

В конце концов, в полночь причалили в генуэзском порту, а вечером 23 июня прибыли на автомобиле в Рим. Вот как об этом вспоминал Альваро дель Портильо: "Путь до Рима в маленьком арендованном автомобиле по дорогам, разрушенным войной, был бесконечно долгим и крайне утомительным. Но Отец ощущал сильный прилив радости, и ни на что не жаловался. Он ликовал от мысли, что сбудется, наконец, одно из самых заветных его желаний: «videre Petrum» - видеться с Петром (ср. Гал 1, 18). В пути он все время молился за Папу. Мы прибыли в Рим 23 июня, под вечер. Когда с Виа Аурелия впервые стал виден купол Собора Святого Петра, взволнованный Отец прочитал Апостольский Символ Веры. Нам удалось снять несколько комнат под самой крышей на площади Читта Леонина. С террассы дома были видны Собор Святого Петра и папский дворец. Увидев жилище Наместника Христова, Отец пожелал остаться на террасе для уединенной молитвы, в то время как остальные, утомленные путешествием, отправились отдыхать. Объятый любовью к Папе, взволнованный тем, что находится так близко от его жилища, Отец оставался на террасе всю ночь и молился, позабыв усталость, тяготы морского путешествия, плохое самочувствие и ужасную жажду, вызываемую его болезнью".

Отец Эскрива приехал в Рим, чтобы добиться вселенского статуса для Дела Божия. То, что Бог открыл ему 2 октября 1928 года, он стремился облечь в четкую юридическую форму в рамках церковного законодательства. Форму, которая закрепила бы мирской характер служения Богу членов Opus Dei. Чего я хочу? - писал он спустя годы. - Места для Дела в церковном праве в соответствии с природой нашего призвания, требованиями нашего апостольства и необходимостью его распространения. Полного признания нашего пути Учительством Церкви с ясным и точным сохранением нашего духовного облика.

16 июля 1946 года Папа дал отцу Эскриве личную аудиенцию, о которой он с восторгом вспоминал: Я всегда буду помнить о том, что именно Папа Пий XII благословил Opus Dei в то время, когда этот духовный путь многими считался ересью. 31 августа Хосемария смог вернуться в Мадрид, получив канонический документ под названием "Восхваление целей", подобного которому папский престол не выдавал уже почти столетие. Это был первый шаг на пути преодоления препятствий.

8 ноября 1946 года основатель окончательно перебрался из Мадрида в Рим, где и прожил до самой своей кончины 26 июня 1975 года.

Конечно, и в Риме его путь не был усеян розами. Некоторые священнослужители чинили ему постоянные препятствия. Впечатление, производимое их интригами, было, подчас, столь тягостным, что отец Хосемария даже как-то сказал, что потерял невинность, приехав в Рим. Но, несмотря ни на что, он сохранил неколебимую веру в Церковь. Вот что говорит по этому поводу Альваро дель Портильо: "Все его поступки свидетельствуют о глубоком духовном видении происходившего. Например, он часто читал Символ Веры перед могилой Главы Апостолов. Читал по-испански, как в детстве научила его мать, и, дойдя до слов: Верую в Святую Католическую Церковь - добавлял прилагательное римскую, а затем, как бы в скобках: несмотря ни на что. Однажды при мне он рассказал об этом государственному секретарю Ватикана Кардиналу Тардини, и тот спросил его: "Что это значит - «несмотря ни на что?»" Отец ответил: Несмотря на грехи - мои и ваши. Разумеется, он не хотел обидеть монсеньора Тардини. Никто не свободен от грехов, даже праведник падает семь раз в день. Но именно поэтому наш основатель всегда подчеркивал, что сотрудники Папы должны быть святы, преисполнены Святого Духа - дабы и во всей Церкви было больше святости... Он не признавал и не оправдывал ложное смирение отдельных священнослужителей, склонных к «самокритике» Церкви. И часто повторял, что Церковь непорочна, так как является Невестой Христовой. Подобный «меакульпизм»* , он так называл эту самокритику, причинял ему боль: он не допускал и мысли о том, что признание человеческих слабостей способно поставить под сомнение объективную святость Церкви".

8 декабря 1946 года Папа Пий XII дал еще одну аудиенцию основателю Дела Божия. А 24 февраля 1947 года Делу было посредством "Decretum Laudis" дано первое официальное признание Папского Престола, которое было окончательно утверждено 16 июня 1950 года.

Св. Хосемария Эскрива начал подыскивать здание для центра Opus Dei в Риме. В конце концов, в начале 1947 года, он нашел его: это было здание бывшего Посольства Венгрии при св. Престоле, за которое просили умеренную плату.

Но поскольку в здании все еще продолжал жить венгерский чиновник с семьей, хотя Венгрия порвала всякие отношения со Святым Престолом после прихода к власти коммунистов, - а откладывать переезд было уже больше невозможно, отец Эскрива вынужден был поселиться вместе с несколькими другими членами Opus Dei в маленькой комнате портье. Отец Хосемария для умерщвления плоти часто спал на полу, и в марте 1948 года, когда не было денег на отопление, из-за холода в комнате он начал страдать частичным параличем.

В феврале 1949 года жильцы в конце концов съехали и отец Эскрива смог вселиться в это здание, которое он назвал "Вилла Тевере", и воздвигнуть в нем "Римский Колледж Святого Креста". "Колледж", - объяснял он, - потому что это - собрание сердец, которые образуют - "consummati in unum" - единое сердце, пульсирующее единой любовью...; "Римский" - потому что мы, по душе и по духу, римляне. Потому что в Риме пребывает Папа, Наместник Христов, Иисус Сладчайший, идущий земным путем. "Святого Креста" - потому что 14 февраля 1943 года Господь увенчал Дело Крестом, подобно тому как довершают здание, закладывая последний камень... И потому, что Крест Христов вписывается в жизнь Opus Dei с самого его основания, как и в жизнь каждого из детей Божиих. А еще потому, что Крест - трон и символ царского достоинства Господа; и мы должны вознести его на вершину любой человеческой деятельности.

С этого времени тысячи членов Opus Dei из разных стран получили образование в этом центре и многие из них стали священниками. Но все в нем учившиеся, по возвращении на родину, содействовали укреплению в Деле Божием вселенского, католического духа. Слово "римский" был для отца Хосемарии синонимом "вселенский".

Именно для утверждения и распространения этого вселенского духа отец Эскрива воздвигнул в Риме 12 декабря 1953 года центр образования для женщин Opus Dei: "Римский Колледж Святой Марии".


В РИМЕ И ИЗ РИМА

Вплоть до начала пятидесятых годов жизнь основателя Opus Dei носит приключенческий характер, даже с некоторым авантюрным оттенком: переезды, грандиозные проекты, перипетии военного времени, рискованный переход через Пиренеи, преследования, путешествия. Это дает очень богатый и интересный материал для увлекательного жизнеописания.

Совсем другое дело - последние четверть века жизни отца Эскривы, с тех пор как он обосновывается в своей римской резиденции. Оттуда он руководил Opus Dei и направлял его распространение по всему миру. Очень непросто рассказать об этой напряженной невидимой работе, являющейся стержнем духовности Дела Божия: освящать каждодневный труд, силой любви превращать монотонную обыденность в многоцветье, приятное Богу, творить героическую поэзию из прозы каждого дня, как любил говорить основатель.

Он учил своих детей мужественной борьбе за достижение христианского совершенства без романтизма и наивной идеализации, постоянно напоминая им, что героизм христианской жизни состоит в освящении самой обыденной реальности, с неизбежными в ней победами и поражениями. В нашей жизни есть победы и успехи, но также - поражения и провалы, - учил св. Хосемария. - Таковым всегда был земной путь христианина, путь святых... Мне никогда не нравились жития святых, в которых простодушно, но без какого-либо богословского обоснования, подвиги этих людей изображаются таким образом, как если бы они были утверждены в благодати еще в материнском чреве. Нет. Истинные жития христианских святых подобны нашим жизням: они боролись и побеждали, боролись и проигрывали. Но с сокрушенным сердцем они снова вступали в бой.

Основатель любил называть себя простым кувшином, вылепленным из глины, подчеркивая этим собственную хрупкость и беспомощность. Причем, кувшин этот постоянно падает и разбивается, но после каждого падения вновь соединяется Божьими скрепами.

Вера и смирение отца Хосемарии находили постоянную поддержку в его глубочайших богословских познаниях. Не случайно он уделял так много внимания христианскому образованию своих духовных детей. Предъявляя к ним самые высокие требования, отец Эскрива, в то же время, стремился к тому, чтобы сделать процесс обучения живым и увлекательным. Великие духовные истины он излагал просто и занимательно, с присущим ему чувством юмора. Истинная добродетель, говорил он, не печальна и не отталкивающа. Она привлекательна и весела. В то же время, как основатель он уделял очень много внимания организационной и юридической стороне деятельности Opus Dei, и закрепил в многочисленных посланиях и инструкциях главные черты его духовности. Этой работой он занимался до конца своих дней.

В римский период, протекавший без каких-либо видимых потрясений, св. Хосемария в полной мере осуществил свое желание спрятаться и исчезнуть в тени Иисуса Христа, а также Иисуса Сладчайшего на земле ("Il dolce Cristo in terra"), как он любил именовать Папу, вслед за св. Екатериной Сиенской. Папы, в свою очередь, также испытывали глубокое почтение к основателю Opus Dei. Сохранилось, в частности, воспоминание о том, что Папа Пий XII сказал об отце Хосемария: "Он воистину святой, которого Бог послал нам в наше время".

Главное, что определяло стиль его руководства, было смирение. Он любил говорить, что для Дела Божия не подходят тираны. Он готов был у каждого просить совета и особенно охотно принимал те из них, которые исходили от самых молодых. Я не более, чем голос из хора, - часто повторял отец Эскрива. - А в хоре каждый чувствует свою ответственность, но ответственность эта не подавляет его, потому что ответствены все. В качестве примера его смирения и такта можно привести то, что он всегда высказывал свое мнение последним. "Он поступал так, - вспоминала Энкарнасьон Ортега, - чтобы мы высказали свое мнение совершенно свободно". Основатель умел видеть и исправлять свои ошибки, а в случае необходимости просить прощения. "Он просил прощения, - пишет дальше Энкарнасьон Ортега, - и благодарил. Я это видела много раз". Хосе Луис Илянес, вспоминая 60 годы, рассказывал: "Когда он давал нам поручения или указания, то добавлял: Запомните, если вы видите, что это можно сделать лучше, то обязательно скажите мне об этом. И если, по-вашему, предпочтительнее поступить иначе, сделайте иначе. Он считал наиболее благоразумным всегда слышать все колокола и, по-возможности, увидеть звонаря".

Один голос, один колокол, глиняный кувшин, послушный инструмент в руках Божиих - все эти определения, часто применяемые отцом Эскривой к самому себе, свидетельствуют о его глубочайшем смирении. Но это было подлинно христианское смирение, одинаково далекое как от высокомерия, так и от фальшивого самоуничижения, несовместимого с его пониманием человеческого достоинства. Такое самоуничижение он называл театральным, считал его пародией на добродетель. Эскрива часто говорил, основываясь на своей безошибочной теологической интуиции, что не принимает смирения, унижаюшего человеческое достоинство или проявляющегося в беспрерывном унынии. Если мы примем на себя ответственность детей Божиих, то поймем, что Он любит нас в нашей человечности. Пусть наша голова касается неба, зато ноги должны крепко стоять на земле. Цель христианина совсем не в том, чтобы преодолеть в себе человека и стать выше обыденных добродетелей, которыми обладают даже те, кто никогда не слышал об Иисусе.92

Некоторые люди, - писал отец Хосемария своим детям в 1945 году, - из-за отсутствия мирского сознания понимают смирение как нерешительность, отказ от прав личности... Смирение, которое Дело Божие требует от своих детей - следствие постоянного общения с Господом и созерцания Бога. Оно - глубокое чувство, сознание того что Он, Отец, делает все посредством нас, несовершенных орудий в Его руках.93

Он постоянно призывал своих детей к борьбе за христианское совершенство с сохранением ясного осознания собственных немощей: Святость, - говорил он, - состоит в том, чтобы иметь недостатки и бороться с ними, но мы умрем с нашими недостатками.

Брат отца Эскривы, Сантьяго, вспоминает: "Члены Opus Dei называли его Отцом. И он действительно был отцом. Было видно, как он сильно страдал, когда надо было исправлять кого-то. Но, как добрые отцы, он умел делать это просто и честно. Когда это было необходимо, он исправлял очень энергично. Он не позволял себе сентиментальности и малодушия. Но затем старался обращаться с этим человеком с отеческой нежностью, не желая никого ранить".

Он побуждал своих детей мужественно начинать все снова и снова, подобно блудному сыну, с верой в Бога.


ПО ВСЕМУ МИРУ

Он любил повторять: Когда любовь велика, мир слишком мал. В эти годы он посылал многих членов Opus Dei пролагать пути Дела Божия на всех континентах. Они зарабатывали на жизнь своим трудом и одновременно закладывали фундамент апостольской деятельности. Они отправлялись в путь, имея при себе только благословение Отца и образ Девы Марии.

Среди них был Хуан Антонио Галаррага, доктор фармакологии, живший в Лондоне с 1946 года, где он занимался исследованиями в области биохимии. С 1947 года в Дублине жил Хосе Рамон Мадурга, инженер по профессии, а адвокат Фернандо Майкас - в Испанском Колледже в Париже. Уже возведенный в священнический сан Педро Касяро предпринял длительное путешествие по американскому континенту, во время которого изучал возможность проведения апостольской работы в этих странах.

Через некоторое время на американском континенте появились другие члены Opus Dei. В 1949-50 годах апостольская деятельность развернулась в США, Мексике, Чили и Аргентине. В 1951 году первые члены Дела появились в Венесуэле и Колумбии. В 1953 году - в Перу и Гватемале, в 1954 - в Эквадоре, в 1956 - в Уругвае, в 1957 - в Бразилии. Параллельно разворачивалась работа в Германии, Австрии, Канаде, Кении, Японии. В 1959 году пришла очередь Коста Рики, а в 1960 году - Голландии.

Во всех этих странах члены Opus Dei работали усердно и самоотверженно. Они старались, согласно наставлениям Отца, строить все конкретные начинания на духовном фундаменте: молитве и приобщении к Святым Таинствам. Благодаря этому, они через свою деятельность открывали окружающим горизонты святости в миру.

"По данному ему свыше откровению, - говорил Иоанн Павел II во время церемонии причисления отца Эскривы к лику блаженных, - блаженный Хосемария неустанно проповедовал о том, что все призваны к святости и апостольству... В обществе, в котором безграничная приверженность к материальным вещам превращает их в идола и повод к удалению от Бога, новый Блаженный напоминает нам о том, что эти самые вещи созданы Богом, и в них вложен человеческий труд и изобретательность. Если они используются для прославления Бога и служения ближним, то могут стать путем, ведущим человечество ко Христу. Все земные вещи, - учил он, - а также преходящие земные труды должны быть посвящены Богу".

Теперь, годы спустя, на древе личного апостольства первых членов Opus Dei созрели обильные плоды апостольских начинаний: студенческие общежития, колледжи, университеты, центры профессионального обучения рабочих, сельскохозяйственные школы, молодежные клубы, учебные центры и т.д... Каждое из этих начинаний призвано было ответить на конкретные запросы и потребности людей в каждом конкретном месте. Как говорил кардинал города Бразилиа, эти начинания членов Opus Dei "служили доказательством святости его основателя, потому что дерево познается по плоду".

Эскрива сравнивал деятельность, которую еще предстояло совершить во имя Христово его детям с безбрежным морем. Он призывал их освещать все человеческое существование светом Христовым, поддерживая в себе евангелизаторское горение первых христиан на всех перекрестках земли.

Нехватка материальных средств - вот проблема, с которой постоянно сталкивались его дети во время осуществления апостольских начинаний. Но отец Хосемария призывал их полагаться на Бога и не унывать. Я могу вас заверить, - писал он, - что никакое дело не может потерпеть неудачу из-за нехватки материальных средств: в нужный момент, в той или иной форме, Бог, Отец Наш, в Своем неизменном Провидении предоставит нам все необходимое, чтобы мы убедились в том, что Он - "Исправный Плательщик".

Он давал такой "рецепт" осуществления апостольского служения: неколебимая вера, любовь к Богу, не допускающая отчаяния, доверительная и усердная молитва; а также, наряду с этим, серьезное и строгое профессиональное планирование.


СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНОСТИ OPUS DEI

Св. Хосемария развил, углубил, а во многом и определил социальное учение Католической Церкви. Это учение было впервые изложено как единое целое в окружном послании Папы Льва XXIII Rerum novarum ("О новых вещах"), а затем дополнено и развито в других энцикликах и соборных постановлениях.

Характеризуя католическую социальную доктрину, Папа Иоанн Павел II писал в окружном послании Сотый год: "Я в особенности желаю, чтобы с этим учением ознакомились и применяли его в тех странах, где - после краха «реального» социализма - обнаруживается серьезная дезориентация в деле восстановления".

Согласно св. Эскривы, социальная деятельность входит в "симфонию" жизни земной и небесной. Путь, который человек пролагает по земле, не в меньшей степени, чем путь духовного восхождения, представляет собою сокровище благодати, приближает к Царствию Небесному.

К сфере социальных отношений основатель применяет тот же принцип единства жизни, который пронизывает всю духовность Opus Dei. Поэтому мы не только должны серьезно относится к нашим профессиональным, семейным, социальным обязательствам, но и пользоваться правами, которые в то же время являются и нашими обязанностями.94 Для каждого из нас отступление на этом фронте было бы подлым дезертирством с поля боя за святость, к которой призвал нас Бог.95 Но, не менее, чем свои собственные права, христиане обязаны защищать социальные, культурные, экономические права всех людей. В том числе и главное право человека познавать и любить Бога совершенно свободно, ибо совесть, если она чиста, откроет присутствие Создателя во всем.96

На пути освящения в миру человека поддерживает особый дар Божий, благодать состояния, позволяющая ему исполнять его семейные, профессиональные и социальные обязанности. Всем сражающимся за достижение святости в миру дается "благодать христианской гражданственности", благодаря которой человек с одинаковым мужеством принимает почести и ответственность... с верой и достоинством ищет славы Божией и добра ближним.97

Основой социальной концепции, проповедуемой отцом Хосемарией, является тайна Боговоплощения. Восприяв плоть человеческую, Христос освятил материальный мир, а с ним и все земные, обыденные дела человека. Духовное и материальное утратили значение непримиримых противоположностей. Земная деятельность наполнилась небесным смыслом: надо освящать всю свою деятельность, которая только кажется нам земной.98 Самая обыкновенная работа, исполняемая во Имя Божие и с любовью к людям - светильник для окружающих, орудие христианского преображения мира.

Освящение обычной работы - обыкновенное чудо, подобное чуду дверной петли, о которой пишет св. Хосемария Эскрива: Попросим света у Господа нашего Иисуса Христа, попросим Его наполнить каждое мгновение нашей жизни божественным чувством, превращающим наше профессиональное призвание в дверную петлю, на которой держится и поворачивается наше призвание к святости.99

Дверная петля истинной духовности позволяет одновременно осуществлять два, казалось бы, несовместимых действия: висеть и поворачиваться, быть связанным с небом и свободно проявлять себя в земной жизни. Перед нами очень точный образ динамического преодоления, снятия противоположности небесного и земного.

Неотъемлемое право человека - получать адекватное вознаграждение за свой труд: Никогда не отказывайся от справедливого вознаграждения, если труд твой - апостольское орудие.100 Если оплата труда не обеспечивает выживания труженика, это не только обрекает его на страдания, но унижает его человеческое достинство и, главное, нарушает прямое евангельское указание: трудящийся достоин пропитания (Мф 10, 10). Вы должны совершенно сознательно и с ответственностью прилагать все усилия - прежде всего на работе - чтобы обеспечить себя и своих близких всем необходимым для достойной христианской жизни. А если в какой-то момент вы почувствуете на своей шкуре все тяготы нужды - не печальтесь, не бунтуйте, но постарайтесь использовать все возможности, чтобы с честью выбраться из сложной ситуации. Поступающий иначе искушает Бога.101

На мой взгляд, очень интересно сравнить учение об освящении трудом у отца Эскривы с культом труда при социализме, с исправительно-трудовыми методами улучшения человека в атеистическом государстве. Я думаю, что в основе расхождения между этими концепциями лежит различное понимание человеческой свободы.

В христианстве любое, самое беззаветное и безоговорочное подчинение, самый самоотверженный труд - всегда следствие свободного выбора. Работа по принуждению имеет не божественный, а демонический источник. Мотивация труда, намерения сердечные в каком-то смысле важнее, "первичнее" самого труда. Не случайно отец Эскрива все время подчеркивал то, что если труд не имеет источником общение с Богом, молитву, то он не может быть освящен, не может быть вознесен к Богу, то есть не может сам стать молитвой. Поэтому труд, навязанный извне силой, не может оказать облагораживающего воспитательного воздействия. Напротив, он унижает, портит человека, разрушает его душу. Такой труд оказывается демоническим двойником труда добровольно совершаемого во имя Божие и любви к людям.

Это очень наглядно иллюстрируется историей так называемого "трудового воспитания" в СССР. Исправительно-трудовые лагеря, "стройки коммунизма", субботники и т.п. внушили советским людям устойчивое отврашение к труду, окончательно разрушили и без того подорванное большевистскими экспериментами хозяйство страны. На символическую плату стали поголовно отвечать символическим трудом: "Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что на них работаем". Результат - деградация не только в общественно-экономической области, но и в сфере морально-психологической. Извращенное отношение к труду привело, в конечном результате, к нравственному упадку, плоды которого еще долго придется пожинать людям в уже освободившейся от коммунизма России.

На Западе же христианской цивилизации грозит другая опасность: бедных и социально слабых, зачастую, воспринимают не как ближних, равных себе, а как людей второго сорта, как средство морального самоутверждения. Если их и любят, то не так, как самих себя, по заповеди Христовой, а для достижения горделивой уверенности в своих собственных добродетелях. Именно такую "любовь к ближнему" св. Хосемария называет труднообъяснимым стремлением помогать другим для того, чтобы почувствовать свое превосходство над ними.102 Отец Эскрива очень точно показывает механизм подмены истинного христианского милосердия фарисейской благотворительностью: Путь от возведенной в абсолют справедливости к полноте любви и милосердия так долог и труден, что далеко не у каждого хватит сил и упорства, чтобы пройти его до конца. Многие, сделав первый шаг, останавливаются в уверенности, что путь пройден и цель достигнута. Отказавшись от принципа справедливости, поставив на его место всего лишь маленькую порцию благотворительности, они считают, что это и есть то истинное милосердие, к которому они стремились. Они довольны собой, как тот фарисей, который думал, что исполнил весь закон, постясь два раза в неделю и отдавая десятую часть того, чем владел.103


ПО ДОРОГАМ ЕВРОПЫ

Хосемария Эскрива любил повторять: Я усеял молитвами дороги Европы. Этими словами он намекал на свои многочисленные путешествия по европейскому континенту с целью распространения апостольского служения. Он ездил из города в город, из страны в страну, стремясь утвердить своих детей в апостольском рвении и ознакомить епископов с основными положениями духовности Дела Божия. Основатель имел обыкновение говорить, что эти путешествия являются предысторией апостольских трудов Дела Божия в той или иной стране.

Иногда апостольское служение начиналось по настоянию конкретного человека. Так случилось во время первого путешествия Хосемарии в Португалию в феврале 1945 года, когда инициатором апостолькой работы Opus Dei в этой стране выступила сестра Лусиа, получившая от Богоматери в 1917 году Фатимское откровение. На этот раз все было внешне "случайно", хотя глубоко провиденциально по внутренней сути.

Основатель Opus Dei поехал в Туи, галисийский город, расположенный у португальской границы, чтобы навестить своего друга, брата Хосе Лопеса Ортиса, епископа этой епархии. Там он встретился с сестрой Лусией, которая стала настаивать на том, чтобы в Португалии как можно скорее была начата апостольская деятельность.

Я сказал ей, что у нас нет паспортов, - вспоминал позднее отец Хосемария, - на что она ответила: "Я это улажу мгновенно". Позвонила по телефону в Лиссабон и получила для нас документ для перехода границы.

Отец Эскрива вспоминал о ней: Я никогда не расспрашивал ее о явлениях Божией Матери в Фатиме. Мы с ней об этом никогда не говорили. Ее смирение восхищало меня. Когда мы с ней встречаемся, я напоминаю ей о том, что "по ее вине" апостольская работа Opus Dei началась в Португалии еще в 1945 году.

Вспоминая отца Эскриву, сестра Лусиа говорила: "Всякий раз, когда я говорила с отцом Эскрива, я чувствовала его горячую любовь к Богу, Божией Матери, Святейшему Отцу и тем душам, которые он всеми средствами пытался спасти. Я надеюсь, что на небесах, вблизи Бога и Божией Матери, он помнит меня".


ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

Уже на начальном этапе существования Opus Dei основатель понял, что его членами будут, в основном, люди, состоящие в браке. Но для осуществления своей предначертанной Богом миссии Делу Божию необходимы также и те, кто свободны от семейных обязанностей. Поэтому Эскрива призывал жить в апостольском безбрачии получивших такой дар от Бога: Хорошо славить Бога, не прося авансов (жена, дети, почести...) из сокровищницы блаженства, которым мы будем наслаждаться с Ним в жизни вечной... К тому же - Господь щедр. Он воздаст сторицей - и это верно даже в том, что касается семьи. - Многие, лишив себя радостей отцовства, обретают тысячи духовных детей... Мы ведь и сами - дети Отца Небесного.104

Те члены Opus Dei, которые, не вступая в брак, могут полностью посвятить себя апостольским начинаниям Дела Божия, согласно его уставу, называются нумерариями. Они, по большей части, проживают в центрах Opus Dei, занимаясь организационной работой, а также образованием других членов Прелатуры.

Ассоциированными членами называются те, кто, оставаясь в апостольском безбрачии, по причинам личного, семейного или профессионального характера живут вместе с родственниками. Они посвящают себя апостольским начинаниям Дела Божия в той степени, в которой это позволяет их положение.

Нумерарии и ассоциированные члены не дают обета безбрачия, они принимают на себя обязательство безбрачия, т.е продолжают пребывать в том звании, в котором жили до того, как стали членами Opus Dei. Безбрачие - дар, не связанный с монашеством или каким-то "особым посвящением". Многие христиане соблюдали безбрачие в миру, по примеру Иисуса Христа и ряда его первых последователей, задолго до появления в Церкви монашества и монашеских обетов. Другими словами, некоторые члены Opus Dei живут в безбрачии не потому что они отказываются от мира, а потому, что призваны полностью отдавать себя служению людям.

Но в то же время Эскрива постоянно подчеркивал святость брака и великую ценность супружеской жизни. Для христианина брак - не только общественный институт. И еще менее - лекарство от человеческих слабостей. Он - подлинное духовное призвание, великая тайна по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5, 32). И в то же время это - договор, который муж и жена заключают навсегда. Ведь хотим мы этого или нет, но брак, установленный Христом, нерасторжим. Он есть знак священный и освящающий, действие Иисуса в душах тех, которые женятся - дабы они, следуя за Ним, обращали в божественный путь свою обычную земную жизнь.105

Но каноническое право того времени не было готово к признанию призванности человека к брачной жизни. Здесь отцу Эскриве пришлось прокладывать новый путь. В конце концов, 18 марта 1948 года Святой Престол одобрил дополнение к собственному Уставу Opus Dei, благодаря которому полное присоединение к Делу Божию людей живущих в браке стало возможным. Между 25 и 30 ноября 1948 года отец Хосемария вел курс духовного уединения в Молиновьехо неподалеку от Сеговии. Присутствовало 15 человек, которые, будучи в браке, готовились стать членами Opus Dei. С этого момента начался новый этап в жизни Opus Dei: тысячи христиан приняли на себя обязательство освятить свою семейную жизнь и превратить свои дома, как любил говорить св. Хосемария Эскрива, в сияющие и счастливые очаги. Это было реальным подтверждением того, что основатель писал в "Пути" и что эти люди не раз слышали из его собственных уст: Когда я говорю, что у тебя призвание к супружеству - ты смеешся. И все же это - призвание. Твое призвание.106

Члены Opus Dei - семейные или холостяки (но как в том, так и в другом случае не принимающие на себя обязательство безбрачия) - которые, по тому же божественному призванию, что и другие члены, полностью участвуют в апостольском служении Opus Dei и посвящают себя апостольским начинаниям Дела Божия в той мере, в какой эти начинания совместимыми с их семейными, профессиональными и общественными обязанностями, называются супернумерариями.

Призвание к браку - путь к святости. Брак - не состояние, в котором "несмотря ни на что" человек может оставаться в единении с Богом. Напротив, брак - средство и путь к этому единению.

Нумерарии и ассоциированные члены - не парадигма члена Opus Dei, и супернумерарии - не искаженный образ этой парадигмы. Все, входящие в Дело Божие, имеют одинаковое призвание к святости и апостольству.

Священники Прелатуры Opus Dei (инкардинированные, т.е. приписанные в Прелатуре) рукополагаются из нумерариев и ассоциированных членов Opus Dei. Около 2.000 членов Opus Dei имеют в настоящее время священнический сан. Это, примерно, 2% от всех членов Прелатуры. Они работают, в основном, в центрах Opus Dei, но в этих центрах они не являются руководителями, а исполняют функции духовного окормления и образования других членов Прелатуры.

Рукоположение - не какое-то "повышение", увенчание призвания к Делу, а призыв, обращенный к некоторым членам, чтобы они новым, иным способом служили всем прочим.107 Священники и миряне стремятся к одной цели - святости в исполнении своих повседневных обязанностей. В Opus Dei нет "класса" священников и "класса" мирян. В Деле Божием - только один класс: члены Opus Dei. Священство есть прежде всего служение. Я пришел, говорит Христос, не для того, чтобы Мне служили, но чтобы послужить (Мф 20, 28). Хотя в Opus Dei призвание одинаково для всех, священник принимает на себя обязанность стать рабом своих братьев, орудием единства и действенности. Он поддерживает в них стремление к святости, прежде всего своим примером, умея быть дома одним из многих.108

В этой связи, важно подчеркнуть то, что отец Эскрива, сам будучи священником, в то же время всегда защищал свободу и достоинство мирян от тех, кто видел в них только подчиненных духовенства. В Деле Божием ни один священник не желает вмешиваться в дела, относящиеся к компетенции мирян, и ни один мирянин не вмешивается в дела, предначертанные для священников.109

Священники члены Opus Dei, инкардинированные не в Прелатуре, а в различных епархиях называются священниками-ассоциированными и священниками-супернумерариями. Они - епархиальные священники (не монашествующие) и так же, как священники, инкардинированные в Прелатуре, они являются членами Священнического Общества Святого Креста, нерасторжимо связанного с Opus Dei (прелат Opus Dei является Генеральным Президентом Священнического Общества Святого Креста). Их зависимость от Opus Dei касается их духовной жизни. В остальном они зависят исключительно от своего местного епископа. Присоединение священников к Opus Dei не ослабляет, а, напротив, укрепляет в них чувство любви к местному епископу и единение с ним, ибо духовность Opus Dei побуждает освящать свой профессиональный труд, который для них - исполнение обязанностей священника и конкретных поручений, данных им епископом.

Нет "иерархии" членства в Opus Dei. Есть разнообразие членов, объединенных общим для всех призванием. Все, кто принадлежат к Делу Божию, стремятся к одной и той же цели, пребывают в одном духе и соблюдают общие для всех аскетические правила. Члены Opus Dei не подразделяются ни на какие категории.

Главное в Opus Dei - не организационная структура, не институциональный момент, а то, чему предназначен служить Институт - христианская жизнь (свободная и ответственная) каждого его члена.

Отец Эскрива добился того, что двери Дела Божия открылись для мужчин и женщин, безбрачных и женатых, священников и мирян, стремящихся беззаветно служить Богу в соответствии со своим положением в миру. Позднее, 16 июня 1950 года, в праздник Сердца Иисусова, когда Святой Престол окончательно признал Opus Dei, последовало разрешение некатоликам и даже нехристианам становиться помощниками Opus Dei. Не являясь членами Opus Dei, они помогают ему своей молитвой, трудом, материальными средствами.


ТРИ ПОСВЯЩЕНИЯ

Сплетни и наветы окружали Opus Dei и в Риме. Когда Господь стал призывать в Дело Божие студентов Римского университета, некоторые семьи отнеслись к этому резко отрицательно и даже обратились с жалобой к Папе.

Ситуация возникла критическая. Ведь в то время Opus Dei еще не было, как в наши дни, организацией, известной всей Церкви, а воспринималась как новый "рискованный" путь, окруженный предубеждениями и недоверием.

14 мая 1951 года отец Эскрива делает такую запись: Попросить покровительства Святого Семейства: Иисуса, Марии и Иосифа для семей членов Opus Dei, чтобы они приняли участие в Gaudium cum Pace, "мире и радости" Дела и испросили у Господа любви для Opus Dei.

Он без промедления осуществил это намерение: через несколько часов он пошел в молельню Святого Семейства в штаб-квартире Дела в Риме и преисполненный веры в Бога посвятил Святому Семейству семьи членов Дела. Позднее на стене этой молельни по настоянию основателя была установлена мраморная доска с текстом этого посвящения. Отец Эскрива распорядился, чтобы этот текст читался во всех центрах Opus Dei каждый год в праздник Святого Семейства: О Иисус, возлюбленный наш Спаситель, Ты, придя в наш мир, чтобы Своим примером и Своим учением просветить его, возжелал провести бóльшую часть жизни с Марией и Иосифом в скромном Назарете, освятив тем самым Семью, которой должны подражать все домашние очаги христиан. Милосердно прими под свое покровительство посвященные тебе сегодня семьи твоих детей в Opus Dei.

Но скоро другая угроза нависла над Opus Dei. Об этом рассказывает отец Альваро дель Портильо: "Лето 1951 года, как и предыдущее, наш основатель провел в Риме. Он пребывал в большом беспокойстве и внутреннем замешательстве, поскольку Господь открыл его духовному взору, что против Opus Dei готовится что-то очень серьезное. Он решил применить единственное, имеющееся у него средство - духовное. И совершил паломничество в Лорето*, чтобы посвятить Дело Сладчайшему Сердцу Девы Марии. Это было 15 августа 1951 года. Несколько месяцев спустя Кардинал Шустер*, Архиепископ Милана, просил передать нашему основателю, чтобы тот вспомнил о Св. Хосе Каласансском.* Так удалось узнать планы недругов: разделить Opus Dei на два самостоятельных учреждения - мужское и женское, - и обезглавить его, исключив основателя. 24 февраля 1952 года, согласно существовавшему в то время законодательству, Кардинал Тедескини был назначен Кардиналом-защитником Opus Dei. Несколько позже, 20 марта, Отец отнес ему письмо, датированное 12 марта, в котором объяснял ситуацию. Как всегда, сопровождал его я. Кардинал Тедескини в нашем присутствии спокойно прочитал письмо и сказал, что передаст его Папе. Текст был полон милосердия по отношению к затеявшим сговор. Отец показывал, что нет никаких причин для принятия мер против Opus Dei. «Но кто же все это задумал?» - спросил Папа, дочитав письмо до конца. Было ясно, что интрига готовилась без ведома Святого Отца Пия XII".

Атака провалилась. Это был ответ Богородицы на посвящение Дела Ее Сладчайшему Сердцу. Возможно, переживания, связанные с этим проявлением любви к нему Божьей Матери нашли отражение в "Крестном Пути": Во мраке ночи, когда маленький ребенок боится, он кричит: мама! Так и я должен без конца взывать сердцем: Матушка! Мама! Не оставляй меня.110

Отец Хосемария возобновлял это посвящение Opus Dei Богородице в различных храмах и святых местах: в Лурде, в Фатиме, в храме Богоматери Пиларской, в Айнсидельне, Виллесдене, Помпее, Гваделупе... Наш Opus Dei родился и развивался под Покровом Богородицы. Поэтому столь велико количество обрядов, связанных с Марией, пронизывающих ежедневное существование детей Божиих в Opus Dei.

Через год, 26 октября 1952 года, в праздник Христа Царя, основатель посвятил Opus Dei Святейшему Сердцу Иисуса, моля Бога, чтобы Он, по своему милосердию, всегда покровительствовал Делу и даровал ему великую любовь к Церкви и Папе, которая проявлялась бы в плодах служения.


ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ

Присутствие Пречистой Девы реально проявлялось не только в истории Opus Dei, но и в повседневной жизни самого основателя.

Как уже говорилось выше, у отца Эскривы был тяжелейший диабет. 27 апреля 1954 года без десяти час, в соответствии с предписанием врача, отец Альваро дель Портильо сделал ему инъекцию новой марки инсулина. Затем они спустились в столовую.

Вдруг, уже сидя за столом, св. Хосемария почувствовал удар. Ему показалось, что он умирает; и он немедленно попросил отпущения грехов у дона Альваро.

- Альваро, дай мне отпущение грехов.

- Отец, что говорите вы?

- Отпущение!

В первый момент, от растерянности, Дон Альваро не мог произнести ни слова, и Эскрива сам начал произносить слова отпущения: Ego te absolvo*... и упал без сознания.

Это был анафилактический шок. Дав основателю отпущение грехов, дон Альваро заставил его проглотить сахар, положив кусочек ему прямо в рот; облил его водой, приводя в движение его голову и тело. Он быстро вызвал врача. Через несколько минут, очень медленно, отец Хосемария начал приходить в себя, хотя ничего не видел.

Прибывший вскоре врач был чрезвычайно удивлен: обычно такие случаи заканчиваются смертельным исходом. Тем не менее, через несколько часов отец Эскрива пришел в себя и вновь обрел способность видеть. С этого дня его диабет оказался полностью излеченным. Так проявилась любовь к нему Святой Марии в праздник Богоматери Монсерратской...*

Лично я был спокоен, - рассказывал позднее отец Хосемария, - хотя мне и жаль было уходить от вас. Но поскольку вы молили за меня Господа, Он услышал вас и подарил мне новый плодотворный отрезок жизни.


ТЕТЯ

Раньше уже говорилось о том, что мать и сестра отца Хосемария очень много сделали для Opus Dei. Хотя Кармен и не имела призвания стать членом Дела Божия, она всю свою жизнь служила ему.

Нам очень помогало, - вспоминал св. Хосемария, - то, что моя мать и сестра занимались организацией домашнего хозяйства в первых центрах. Особенно Кармен, которая вникала во все. Если бы не это, у нас не было бы истинного уюта, а наши центры представляли бы собою подобие казарм.

"Тетя Кармен", как по-семейному звали ее члены Opus Dei, всегда сохраняла спокойствие, была неизменно ровной и приветливой в отношениях со своими подопечными. Для всех она служила примером глубочайшей веры и истинной христианской любви.

Между 1948 и 1951 гг. она, по просьбе брата, многократно ездила в Рим. Вернувшись в Испанию в 1951 г. она сняла вместе с братом Сантьяго квартиру в Мадриде. Отдых, однако продолжался недолго. Вскоре Хосемария попросил ее управлять хозяйством во вновь приобретенном поместье. Кармен, не колеблясь, согласилась и в июле 1952 года окончательно переехала в Рим.

Закончив работы по преобразованию дома, она вместе с братом Сантьяго поселилась в домике на Виа дегли Сиппиони, где провела последние четыре года своей жизни. Она осталась в Риме для того, чтобы быть в состоянии оказывать помощь брату. Во всех его просьбах она видела проявление Воли Божией.

В начале 1957 года, беседуя с женщинами Opus Dei, отец Хосемария сказал, что хочет поделиться с ними некоторыми новостями.

- Хорошими, Отец?

- Да, дочь моя, хорошими, ибо благой является Воля Божия.

Он сообщил им о том, что его сестра Кармен больна раком желудка и, по мнению врача, жить ей осталось не более 3 месяцев.

Об обстоятельствах ее кончины рассказывает отец Альваро дель Портильо: "Узнав печальную новость, Отец попросил меня сообщить ей об этом - с любовью, но в то же время с полной ясностью. Он хотел, чтобы эти два месяца она использовала для еще большего сближения с Господом. 23 апреля, в день Святого Георгия, я поговорил с Кармен о ее болезни. Я сказал, что врачи дают ей два месяца жизни - и только чудо могло бы ее спасти. Все усилия медицины могут дать лишь отсрочку, но совсем небольшую... Она восприняла известие спокойно, сдержанно, без слез - как святая. А потом сказала: «Альваро сообщил мне приговор».

"Основатель попросил меня найти среди наших друзей в Риме опытного и милосердного священника, который мог бы поддержать ее духовно в эти последние месяцы. Я поговорил с Отцом Фернандесом, монахом-августинцем, человеком очень глубокой внутренней жизни. Он принял поручение и договорился с больной о том, что будет посещать ее раз в неделю. Мы отправляли за ним машину.

"То были два месяца сосредоточенности и молитвы. В мае, воспользовавшись поездкой во Францию, наш основатель посетил Лурд, чтобы молить о чуде исцеления сестры - принимая при этом волю Божью, какой бы она ни была. 18 июня состояние Кармен ухудшилось, и она попросила, чтобы ее соборовали. На следующий день, окруженная нашей любовью, она получила последнее причастие. 20 июня, в праздник Тела Христова, я провел много времени у ее изголовья. Я разговаривал с ней, она отвечала мне отчетливо и спокойно - словно речь шла не о ней. Я спрашивал: «Ты хочешь войти в рай, Кармен?» И она решительно отвечала: «Конечно!» Потом она сказала: «Альваро, я хочу видеть...» Сначала я подумал, что она потеряла зрение. И спросил: «Разве ты нас не видишь? Мы здесь...» Она возразила: «Да, знаю, однако...» Я добавил: «Тебе этого мало. Ты хочешь видеть Богородицу». Она ответила: «Да, именно!»

"Во время агонии она почти не могла говорить. Запинаясь, повторяла краткие молитвы, которые наш основатель вместе с кем-нибудь из нас тихо ей подсказывал. Она реагировала только на духовные импульсы. За несколько минут до кончины, когда почти оборвался пульс, Отец сказал ей: Когда взойдешь на небо, будешь много за нас молиться, верно? Его сестра ответила: «Да!» Это одно из последних слов, ею произнесенных. Вскоре она скончалась.

"Незадолго до этого Отец Фернандес, ее исповедник, сказал мне: «У нее удивительный внутренний покой. Очевидно, что эта покорность воле Божьей есть чудо, сотворенное Самим Господом. Я никогда не встречал больного, столь крепко с Ним соединенного. Я не столько ей помогаю, сколько сам у нее учусь».

"На следующий день после кончины Кармен наш основатель рассказал своим детям: Слезы кончились в момент ее смерти; теперь я рад, дети мои, и благодарен Господу за то, что Он унес ее на Небо с радостью Духа Святого*. И добавил: Да, дети мои, возрадуйтесь: Кармен уже на Небе. Она была захвачена мыслью о том, что скоро увидит Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа и Матерь Божью, а также Ангелов... Теперь она продолжает за нас молиться.

"Как только она умерла, я спустился в молельню, чтобы отслужить первую Мессу за упокой ее души... Просите за нее, молитесь за нее, но я уверен, что она уже наслаждается Богом. Ma proprio certo**, совершенно уверен.

"Он сам рассказал мне о причине своей уверенности. А кроме того - оставил письменное свидетельство происшедшего в конверте с надписью: Вскрыть после моей смерти. Когда наш основатель готовился к Мессе за упокой души Кармен, ему вдруг захотелось попросить у Господа доказательства того, что сестра уже на Небесах. Он немедленно отбросил эту мысль, решив, что это значило бы искушать Бога. И вот во время Мессы, молясь за усопших, он забыл упомянуть сестру. Едва дав себе в этом отчет, он понял, что эта забывчивость, по-человечески необъяснимая, явилась ответом Бога, показавшего ему, что Кармен уже не нуждается в заупокойных молитвах. Он понял, что это был голос Божий, прозвучавший в глубине его сердца. И поэтому был уверен, что сестра совершила прыжок - как хотела и как заслужила всей своей жизнью, посвященной служению Господу".


ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МЕНЯ ВОЛНУЕТ - ЧТОБЫ ОН СДЕЛАЛСЯ СВЯТЫМ!

В том же 1957 году один из членов Opus Dei был назначен министром испанского правительства. Когда один человек поздравил с этим отца Хосемарию, тот ответил в сердцах: Мне это безразлично, министр он или подметальщик улиц. Главное для меня то, чтобы он сделался святым в своей работе.

В отношении общественного статуса своих детей он всегда подчеркивал, что Opus Dei преследует исключительно духовные и апостольские цели. Естественным следствием этого было то, что из уважения к христианской свободе верующих отец Эскрива не предписывал членам Opus Dei избирать какое-либо конкретное экономическое, политическое или культурное поприще. Любой из них, по его глубочайшему убеждению, имеет полную свободу думать и поступать в своей профессиональной области так, как он считает нужным. В земной деятельности члены Opus Dei пользуются абсолютной свободой. В Деле Божием могут принимать участие люди всех политических, культурных, социальных и экономических ориентаций, если только при этом они не поступают в разрез с требованиями христианской совести.

Дело не диктует им никакого конкретного пути, ни экономического, ни политического, ни культурного, - утверждал он. - Каждый член Opus Dei имеет полную свободу думать и действовать в своей области так, как он считает нужным.

Руководство Opus Dei никогда не предписывает никаких политических взглядов или профессиональных критериев другим членам, - разъяснял отец Хосемария. - Если же когда-либо кто-то из членов Opus Dei попытался бы сделать это, то он был бы тотчас же исключен, так как остальные взбунтовались бы.

Очень многие люди воплотили в своей жизни то, что он постоянно проповедовал: Везде, где только есть место для честного человека, тáм у нас есть возможность дышать, тáм должны мы быть с нашей радостью, с нашим внутренним миром, с нашим страстным желанием привести души ко Христу. Где именно? Где живут образованные люди? Да! там, где живут образованные люди. Где живут мастеровые? Да! там, где живут мастеровые. А какая из профессий ценнее? Я повторяю вам то, что говорил всегда: ценнее тот труд, в который вложена бҐльшая любовь к Богу. А вы, когда выполняете свою работу и помогаете вашему другу, коллеге, соседу, причем, таким образом, что он этого не замечает, вы исцеляете его душу, вы становитесь Христом-Целителем, Христом, Который рядом.

Вскоре основатель собственными глазами смог увидеть успешное распространение Дела в некоторых далеких странах. Это была исключительная благодать. "Никогда прежде в истории Церкви, - утверждал монсеньор Альтабелла, - Бог не позволял какому-либо из основателей еще во время его земной жизни увидеть такое огромное количество христиан, следующих за ним в его страстном стремлении к святости".

"Его вера, - говорил Иоанн Павел II, - позволила Святому Духу возвести его на вершину личного общения с Богом, с вытекающей из этого необычайной апостольской плодотворностью".


В РАБОЧЕМ КВАРТАЛЕ РИМА

Как следствие деятельности членов Opus Dei возникли сотни апостольских начинаний во всех уголках мира: и в очень дальних странах, и в самом Риме. Одной из них был Центр ЭЛИС.

Он расположился в квартале Тибуртино. Это был рабочий район, в котором постоянно совершались преступления и возникали социальные конфликты. Там царили бедность, безработица, преступность, бескультурье, религиозное невежество, следствием которого был безудержный антиклерикализм. Папа Иоанн XXIII благословил членов Opus Dei на осуществление социальной работы в этом квартале.

Те, кто начинал там работу, должны были преодолеть сотни трудностей. И все же, через несколько лет в Тибуртино уже возвышалось здание центра ЭЛИС (аббрев. от ит. Educazione, Lavoro, Instruzione, Sport - Воспитание, Труд, Образование, Спорт), а также храм св. Иоанна Крестителя. Со временем были построены средняя школа для детей местных жителей, техническая школа для обучения молодых рабочих, женская школа для обучения гостиничному делу. А 21 ноября 1965 года была проведена торжественная церемония открытия, на которой присутствовал Папа Павел VI.

Я хотел ждать его на коленях, - рассказывал на следующее утро отец Хосемария, - как священник, безумно любящий Папу и Католическую Церковь. Однако, когда Папа увидел его коленопреклоненным, то подошел, поднял с колен и, в нарушение протокола, сердечно обнял.

Затем Папа произнес слова, в которых были ясно выражены мотивы и цели этого апостольского начинания: "Это дело сердца, это дело Христово, это евангельское дело. Оно направлено на благо тех, кто им будет пользоваться. Это не просто пристанище, не просто учреждение, не просто школа. Это центр, в котором царит атмосфера дружбы, доверия, радости, где жизнь обретает подлинное достоинство, подлинный смысл, истинную надежду. Христианская жизнь здесь утверждается и развивается. Все, что делается в этом Центре представляет большой интерес для современного мира".

В ответном выступлении отец Эскрива напомнил, что Opus Dei принял это апостольское поручение от Святого Престола с особенной благодарностью, не только потому, что, как я уже непрестанно повторяю, Дело Божие хочет служить Церкви тáк, как она хочет, чтобы ей служили, но также и потому, что задание, которое было нам доверено, великолепно подходит к духовным и апостольским особенностям нашего Дела. Потому что Opus Dei, как в процессе образования своих членов, так и в практике апостольской деятельности, преимущественно ориентировано на освящение профессионального труда каждого человека.

Прощаясь, Папа положил руки на плечи основателя и сказал: "Все здесь - Дело Божие".

С еще бҐльшими трудностями пришлось столкнуться членам Opus Dei за 8 лет до этого, в 1958 году, в Кении. Эту страну в это время раздирали жестокие расовые противоречия. Это была страна чернокожих, управляемая белыми, разделенная между более чем 40 племенами, враждующими между собой. В Кении шла война Мяу-Мяу, разразившаяся за 5 лет до того, как туда прибыли члены Opus Dei. Война унесла 10.000 жизней, тысячи граждан Кении томились в тюрьмах.

Столица страны Найроби была разделена на секторы: для белых, азиатов и черных. Помимо расовой сегрегации существовало сильное социальное напряжение. А члены Opus Dei, не успев приехать, сразу же начали создавать межнациональный колледж...

"Колледж, в котором вместе учатся сын английского офицера, индийского коммерсанта и священника масаи? Да еще чтобы они делили одно помещение? Как такое может быть? Какое безумие!" - эти слова звучали на всех перекрестках кенийской столицы.

Колониальное правительство готово было поддержать создание колледжей, основанных на принципе расового происхождения; но законодательство не допускало объединения в одном учебном заведении представителей различных рас. И все-таки члены Opus Dei подыскали участок для постройки такого колледжа. Но противодействие продолжалось: "Это безумие!" - слышалось со всех сторон.

Из Рима Эскрива вдохновлял их на осуществление этого безумия: Нет никакой другой расы, кроме расы детей Божиих. Нет никакого другого цвета кожи, кроме цвета кожи детей Божиих.

Черпая силы в наставлениях основателя члены Opus Dei не останавливались ни перед какими трудностями. Их вера была щедро вознаграждена. Сначала появился один ученик, за ним - второй, потом еще и еще... и ничего страшного не произошло. Хотя трудностей было не счесть.

Со временем Strathmore College прочно утвердился в Кении, и в нем получили образование многие поколения жителей этой страны. В настоящее время - это один из самых престижных кенийских образовательных центров.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|