Из истории католичества в Узбекистане
• Христианство проникает на территорию нынешнего Узбекистана в первые века нашей эры с развитием торговых трасс Великого шелкового пути. Веру во имя Христово несли странствующие монахи–миссионеры, а также сами христиане, переселившиеся сюда из-за притеснений из Сирии и Персии.
• Начиная с XII-XIII вв., наряду с налаживанием дипломатических связей между Святым Престолом и Китаем, вдоль Великого шелкового пути возникают католические митрополии и епархии.
• Очередная волна развития католичества приходится на 2-ю половину XIX и начало XX вв. В 1917 г. число католиков в Туркестане превышало 11 тысяч. В основном это были представители европейских народов, заселявших край (поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры), из числа ссыльных, военнослужащих царской армии, военнопленных и беженцев.
• С 1883 по 1885 гг. первым официальным католическим священником в Туркестанском крае был о. Фердинанд Сенчиковский. Благодаря его стараниям в Ташкенте была открыта первая часовня, где проводились мессы.
• С 1902 по 1917 гг. (вплоть до смерти) куратором Туркестанского края являлся о. Иустин Бонавентура Пранайтис – профессор Римско-католической духовной академии в Петербурге, магистр богословия. Именно благодаря его усилиям Католическая Церковь в Туркестане возродилась заново. Под его руководством были построены костелы в Ашхабаде, Кызыл-Арвате (Туркменистан), Фергане, Самарканде, временный костел-часовня в Ташкенте, а также началось строительство ныне действующего храма. О.Пранайтис возглавил и созданное им Туркестанское римско-католическое благотворительное общество, организовавшее в дальнейшем, особенно в годы Первой мировой войны, приюты для детей-сирот, стариков, беженцев.
• С 1917 по 1930 гг. преемником Пранайтиса был вице-куратор о.Болеслав Рутенис, который пытался достроить ташкентский костел, но под давлением советских идеологов вынужден был оставить свой пост. Ему довелось стать свидетелем последних лет существования католических приходов в Ташкенте, Самарканде, Фергане. До 1937 г. пастырем оставшихся прихожан был о. Иосиф Совинский, который тайно проводил мессы и католические обряды, но был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и в том же году расстрелян. С этого времени католики в Узбекистане не имели своих храмов и действительных приходов. Лишь в 1987 г. был зарегистрирован католический приход в Фергане, а в 1990 г., благодаря усилиям о. Иосифа Свидницкого, – в Ташкенте.
• С 1991 по 2005гг. (с перерывом с 2001 по 2003гг.) римско-католический приход
в Ташкенте возглавлял о.Кшиштоф Кукулка – францисканец из Польши, назначенный Папой Иоанном Павлом II в 1997г. ординарием Missio sui iuris в Узбекистане. Именно ему предстояло поднять из руин не только оставшиеся фрагменты недостроенного столичного храма, но также содействовать возрождению католичества в Узбекистане: вновь открылись приходы в Самарканде, Ургенче и Бухаре, а отреставрированное здание костела под воззванием Святейшего Сердца Иисуса стало, особенно после его освящения в 2000 г., одним из известнейших центров музыкальной культуры. С 2002 г., благодаря инициативе о.Кшиштофа, начала свою деятельность католическая информационная служба Agnuz.
• 1 апреля 2005 г. Святейший Отец Иоанн Павел II повысил статус Missio sui iuris в Республике Узбекистан до звания Апостольской администратуры и назначил первым ее епископом Ежи Мацулевича – Генерального ассистента Ордена братьев меньших конвентуальных (OFM Conv.) в Восточной Европе, прибывшего в Узбекистан из Рима. 26 июня 2005 г. епископ Ежи Мацулевич совершил свой ingress (церемонию официального вступления в должность) в ташкентский храм.
• В настоящее время в Узбекистане официально зарегистрированы 5 приходов: в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане и Ургенче; в республике постоянно находятся католические священники и монашествующие братья-францисканцы, а также миссионерки Ордена Божественной Любви (сестры Матери Терезы).