Из истории появления католичества в Туркестанском крае (2-я половина XIX века)
Со второй половины XIX века в истории католичества в Средней Азии начинается новый этап. Этот период характеризуется различными социальными катаклизмами (завоевание Туркестана Россией, революционные события, первая мировая война), существенно повлиявшими на особенности появления католичества в крае. Политическая ситуация, сложившаяся здесь, непосредственно отразилась и на специфике формирования религиозных общин.
С колонизацией Туркестана его экономическое и социально-политическое развитие значительно изменилось. Главной задачей экономической политики царизма было развитие хлопководства. Рост отрасли сказался на углублении товарно-денежных отношений. Вместе с тем с конца XIX века в крае начинается процесс развития капиталистических отношений, постепенно охватывающий различные отрасли народного хозяйства. Появляется фабрично-заводская промышленность, приоритетное направление которой - первичная обработка сельскохозяйственного сырья - свидетельствовала о ее однобоком характере. По имеющимся данным, к 1900 году на территории Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской областей действовало 170 предприятий, к 1910 - 390, а к 1914 - 570. Формируются новые классы: пролетариат и буржуазия. В это время происходит увеличение населения в городах, что объясняется усилением их торгово-транспортного и административного значения. Так, с 1880 по 1897 гг. численность городских жителей Ферганской долины, Ташкентского уезда Сырдарьинской области возросла в два раза (3). Большую значимость для социально-экономического развития края имело строительство железных дорог: Закаспийской (1899), Оренбурго-Ташкентской (1905), Ферганской и Бухарской (1910-1916).
Существенные изменения в экономической, политической жизни Туркестана сопровождались и нововведениями в области администрирования, также свидетельствующие о колониальном положении края. Законодательно порядок управления был закреплен «Положением об управлении Туркестанским краем» (1886 г.). Образованное в 1867 г. Туркестанское генерал-губернаторство к концу 90-х годов XIX века состояло из пяти областей: Сырдарьинской, Ферганской, Самаркандской (входящих в границы современного Узбекистана), а также Семиреченской и Закаспийской, каждая из которых дробилась на уезды. Край в отличие от центральных областей России подчинялся не Министерству внутренних дел, а Военному министерству. Военная и гражданская власть были сосредоточены в руках генерал-губернатора, что давало ему довольно широкие полномочия. При нем состояли помощники и совет в составе 7-10 человек. Областями управляли военные губернаторы и областные управления, уездами - уездные начальники. Таким образом, сильный военный управленческий аппарат был призван решать колонизационные задачи. Их довольно ясно сформулировал в своем отчете о ревизии граф К. Пален: «Если не считать мотивов политического характера, имевших значение при завоевании Туркестана - этот край, с первых же дней присоединения его к России, представлял для русского правительства двоякий интерес: 1) с точки зрения финансовой политики, как источник государственных доходов и как новый рынок для продуктов внутреннего производства и 2) с точки зрения колонизационной политики, как новая область для перемещения избытков населения из центральных губерний».
Как любые политические, социально-экономические потрясения, проникновение царизма в Туркестан сопровождалось миграционными процессами. Это были как плановые переселения, проходящие в рамках переселенческой политики России, так и добровольно-стихийные. В массе своей прибывшие были христианами, преимущественно православного вероисповедания, кроме того, протестантского и католического. Представляющие для нас интерес адепты католичества попадали в Туркестан в составе воинского контингента (в числе высшего и среднего офицерского состава, рядовых царской армии - поляков, литовцев, немцев по национальности) и впоследствии оседали в городах. По мере хозяйственно-экономического освоения края здесь появлялись гражданские служащие, чиновники, предприниматели, представители научной интеллигенции. Помимо этого в Туркестане оказывались и ссыльные поляки. Связано это, в частности, с национально-освободительным движением XIX века в Королевстве Польском. Среди мер, последовавших после подавления силами царизма восстания 1863-1864 г., предусматривалась и высылка участников на окраины империи, в том числе в Туркестанский край.
Прибывшие в край католики проживали преимущественно в городах - Ташкенте, Самарканде, Катта-Кургане, Джизаке, Асхабаде, Чарджоу, Ура-тюбе, Ходженте, Коканде, Андижане, Новом Маргелане, Оше, Керки, Термезе, Кызыл-Арвате, Петро-Александровске и других населенных пунктах. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, на территории Туркестанского края проживало 11.056 католиков (6). Причем более половины были зарегистрированы на территории трех областей, входящих в состав современного Узбекистана - Сырдарьинской (2.956), Самаркандской (1.664) и Ферганской (1.590).
Несмотря на многочисленность католиков, в крае не было ни постоянных священников, ни тем более храма. Потому католики Туркестана подают прошение о назначении священника и о разрешении на строительство храмов. В 1875 году с подобным прошением обратились ташкентские верующие, аргументировав это тем, что ближайший католический костел находится в Оренбурге. Католическая диаспора фактически оказалась лишена возможности совершать богослужения, обряды крещения, венчания, отпевания. В 1890 году асхабадские верующие последовали этому примеру. Ходатайство о постройке молитвенного дома в Асхабаде, поданное начальнику Закаспийской области было отклонено, т.к. власти сочли католическое население города слишком малочисленным.
«Ташкентское» прошение епископу Жмудскому Мацею Волончевскому осталось без ответа из-за несоблюдения требуемых норм подачи ходатайств. Согласно же существующему порядку, все подобные прошения должны были направляться через канцелярию губернатора к архиепископу Могилевскому с одновременным ходатайством перед Департаментом духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел.
Тем не менее в результате последующих прошений в рамках всех норм, а также личного ходатайства Туркестанского генерал-губернатора М. Черняева перед Военным министерством, в августе 1883 года в Ташкент был назначен постоянным военно-окружным священником ксендз Фердинанд Сенчиковский.
Находясь в Ташкенте, Сенчиковский совершает постоянные поездки с целью совершения духовных треб в отдаленные местности Туркестанского военного округа. На это, как он сам свидетельствовал, уходило около восьми месяцев в году. Спустя совсем немного времени после назначения, 8 декабря 1883 года, стараниями Сенчиковского в Ташкенте открывается первый молитвенный дом со статусом часовни (каплицы, капеллы). Просуществовала она недолго, и когда спустя годы возникла необходимость, ни в Сырдарьинском областном правлении, ни в канцелярии Туркестанского генерал-губернатора, ни в штабе округа документов, подтверждающих ее существование, найти не удалось.
Вот как описывает освящение каплицы Всеволод Крестовский, известный писатель, автор романа «Петербургские трущобы», состоявший в то время чиновником особых поручений при генерале Черняеве.
«Сегодня у нас происходило скромное торжество открытия римско-католической капеллы. Под помещение капеллы было реставрировано пустовавшее здание прежнего военного собрания, где отведены квартиры для самого капеллана и для церковнослужителей. Капелла во имя св. Архистратига Михаила устроена в бывшем главном зале, потолок которой поддерживается четырьмя колоннами. Эстрада алтарной части храма находится на возвышении в три ступени, а в левой стене особая арка с занавесью отделяет небольшую комнату, где помещается орган...
К одиннадцати часам утра капелла наполнилась как римско-католиками, так и православными жителями Ташкента. С прибытием главного начальника края начался обряд освящения, по окончании которого о.Фердинанд приступил к совершению мессы. Причем вместе с органом играл на струнных инструментах квартет любителей. На органе играла г-жа Симашко. Во время освящения капеллы и при богослужении на эстраде, близ алтаря, присутствовали приглашенные о.Сенчиковским представители местного православного духовенства оо. Малов и Покровский.
Все местное население, в том числе представители православного духовенства, администрации, войск и всех сословий отнеслось с полным сочувствием к открытию первой на среднеазиатском Востоке римско-католической капеллы».
С окончанием срока миссии, в 1885 году, Сенчиковского отозвали из Туркестанского края. Бывший в то время Туркестанским генерал-губернатором Розенбах не только не ходатайствовал о продолжении миссии, но приложил все усилия, чтобы каноник Сенчиковский поступил обратно в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Здесь, видимо, сыграли роль разногласия, между священником и некоторой частью католиков ташкентского прихода. Хотя в большинстве своем верующие высказались за продление срока миссии. Пытаясь урегулировать ситуацию, Розенбах удаляет каноника из Туркестана. Часовню же не только закрыли, но и ликвидировали (не было средств на ее содержание). Колокол продали православной церкви, а само здание - наместнику Туркестанского края, Великому князю Николаю Константиновичу Романову.
С этого времени в край стали совершаться только периодические приезды католических священников. В 1888 году сюда командировали инспектора кавказских приходов ксендза Юлиана Добкевича. В последствии военный министр издал приказ о командировании один раз в два года капеллана Кавказского военного округа. Так, в 1895 году в Туркестан для совершения духовных треб среди военнослужащих Туркестанского военного округа приезжал курат во Владикавказе и капеллан Терского военного округа Казимеж Варпуцянский. Он посетил Чарджоу, Самарканд, Ташкент, Новый Маргелан, Андижан, Ош, Наманган, Керки и Петро-Александровск. Богослужения совершались в казармах или в помещениях, арендованных для этих целей у частных лиц. Затем миссию продолжили священник Тифлисского римско-католического прихода Василий Мутапов, капеллан Дагестанского военного округа Михаил Антонов.
Но здесь сказывались дальние расстояния, ограниченные сроки командировок и отсутствие необходимых условий для выполнения своих обязанностей. Потому священники просто напросто не успевали выполнять свои обязанности.
В 1891 году генерал Жилинский от имени католиков Ташкента обратился к Туркестанскому генерал-губернатору с просьбой разрешить строительство часовни или молитвенного дома Св. Александра и Марии. Тот факт, что губернатор, учтя все обстоятельства, поддержал просьбу, никак не повлиял на ответ Министерства внутренних дел. Оттуда последовал отказ. В течение нескольких лет верующие повторяли свою просьбу, и лишь в 1898 году Министерство дало следующий ответ: «Разрешение вопроса о постройке в Ташкенте новой каплицы признано преждевременным до образования здесь римско-католического прихода, т.е. до назначения постоянного священника по распоряжению Могилевского архиепископа. Следовательно с прибытием римско-католического священника таковой и явится придставителем прихода, которому может быть дано разрешение на постройку каплицы».
Полученное таким образом согласие Министерства внутренних дел требовало лишь назначения постоянного священника. Потому в 1899 году Могилевский архиепископ Шимон Козловский назначает куратом Туркестанского края уже приезжавшего в 1897 году для сбора сведений о католиках Юстинаса Бонавентуру Пранайтиса. К своим обязанностям по ряду причин он приступил лишь три года спустя, в 1902 году. С этого момента начинается следующая страница в истории католичества Туркестанского края.
Таким образом, во второй половине XIX века на фоне происходящих в Средней Азии политических, социально-экономических преобразований начинается формирование католических общин. Этот процесс был сопряжен с различного рода трудностями. Верующим предстояло решить еще немало проблем, как естественных, как и искусственно создаваемых, прежде чем благодаря усилиям Пранайтиса в Туркестане сформировалась приходская сеть, началось строительство католических храмов.