В Иерусалиме найдено погребение монахини V века, носившей на себе цепи-вериги

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110490  

 

Фото: sciencedirect.com

Иерусалим, 17 февраля. Благовест-инфо.ру. Недавнее археологическое открытие, сделанное недалеко от Иерусалима, поставило под сомнение устоявшиеся представления об аскетических практиках в византийскую эпоху: в захоронении, которое обычно ассоциируется с мужчинами-аскетами, были обнаружены останки женщины, что побудило пересмотреть роль женщин в религиозных традициях V века н. э, сообщает «Седмица» со ссылкой на Journal of Archaeological Science: Reports.

Останки, которые изначально считались принадлежащими монаху-аскету, закованному в цепи-вериги, были подвергнуты научному анализу учеными, которые исследовали белки в зубной эмали. Их выводы предполагают, что в гробнице, датируемой V веком нашей эры, вероятно, находилась женщина, которая занималась аскетической практикой с помощью железных цепей.

Это важное открытие, опубликованное в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, поднимает важные вопросы относительно роли женщин в аскетических практиках в ранневизантийскую эпоху.

В Восточном Иерусалиме, всего в нескольких километрах от Старого города, археологи сделали важное открытие на месте раскопок Хирбат-эль-Масани, где были обнаружены руины византийского монастыря, датируемого 350–650 гг. н. э.

Недавние раскопки выявили несколько захоронений, которые, как полагают, датируются V веком н. э. Среди них исследователи обнаружили плохо сохранившиеся останки мужчины, похороненного в веригах – тяжелых железных предметах, которые обычно носили монахи-аскеты для сдерживания плоти. Примечательно, что археологи обнаружили многочисленные большие металлические кольца на шее, руках и ногах мужчины, диаметр которых достигал примерно десяти сантиметров, а общий вес – нескольких десятков килограммов.

Скелет аскета-монаха сохранился в крайне фрагментарном состоянии, а немногие сохранившиеся кости рассыпались при соприкосновении. Несмотря на это, Паула Котли из Института науки Вейцмана вместе со своими израильскими коллегами провели тщательное исследование останков. Анализ трех сохранившихся шейных позвонков и одного зуба позволил им определить, что захоронение принадлежало взрослому человеку, вероятно, в возрасте от 30 до 60 лет на момент смерти.

Чтобы определить пол особи, ученые применили пептидный анализ эмали единственного оставшегося зуба, а именно второго премоляра верхней челюсти. Их результаты показали отсутствие пептидов, связанных с белком AMELY, который кодируется геном, расположенным на хромосоме Y. Напротив, они выявили значительное присутствие пептидов, соответствующих белку AMELX, связанному с геном на хромосоме X.

Фото: sciencedirect.com

Это убедительное доказательство привело исследователей к выводу, что гробница позднеантичного периода, вероятно, содержала останки женщины.

По словам исследователей, исторические источники свидетельствуют о том, что женщины в Римской империи начали практиковать аскетизм еще в IV веке нашей эры. Известные личности, такие как Мелания Старшая, христианская святая из богатой знатной семьи, и ее внучка Мелания Римлянка, служили примером этой тенденции, принимая самоограничение для достижения духовных целей.

Однако захоронение, которое исследуется в новой статье ученых, особенно значимо, поскольку представляет собой первое археологическое свидетельство того, что женщины, наряду с мужчинами, занимались самоистязанием с использованием тяжелых цепей в византийском обществе того периода.

Монастырь, где обнаружена гробница, был стратегически расположен вдоль христианского паломнического пути в Иерусалим, который в византийский период превратился в крупный религиозный центр, привлекая верующих со всех уголков Римской империи.

Эти монастыри были не просто духовными святилищами; они также предоставляли убежище усталым паломникам, ищущим утешения и руководства. В этом контексте присутствие женщины, занимающейся аскетическими практиками, бросает вызов общепринятым представлениям и предполагает, что женщины могли играть гораздо более активную и строгую роль в этих общинах, чем признавалось ранее.

 

 

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх