Исполнилось 600 лет со дня завершения Констанцского собора

 

Заседание Констанцского собора. www.konstanzer-konzil.de

Констанц (Германия), Cath.ch/Благовест-инфо. 600-летие завершения Констанцского собора, проходившего с 1414 по 1418 год, отмечается в эти дни. 22 апреля 1418 года Папа Римский Мартин V официально закрыл собрание католических иерархов и богословов, проходившее в южной Германии и положившее конец Великой западной схизме. Католическая Церковь считает Констанцский собор XVI вселенским.

Помимо вопроса о том, кто из трех понтификов, претендовавших в то время на кафедру св. Петра, является легитимным, а кто – антипапой, собор также рассмотрел вопрос о том, кому принадлежит высшая власть в Церкви: Папе или собору – и решил ряд вероучительных, а также политических вопросов.

По случаю юбилея в Констанце, который 600 лет назад был прозван Городом собора, прошли многочисленные мероприятия.

К 1414 году в Католической Церкви сложилась тяжелейшая ситуация, оставшаяся в истории как Великая западная схизма: сразу три иерарха утверждали, что они являются истинными Папами. Это были Иоанн XXIII, Бенедикт XIII и Григорий XII, каждый из которых имел реальную власть в определенной части христианского мира.

Желая покончить с пагубным расколом, грозившим самому существованию Церкви, германский император Сигизмунд выступил с инициативой провести церковный собор. Формально собор был созван одним из Пап, впоследствии признанным антипапой, – Иоанном XXIII (в миру – Бальтазар Косса). Местом его проведения стал имперский город Констанц на берегу Боденского озера. В город, насчитывавший в то время всего 5000 жителей, съехались до 60 000 человек, в том числе 300 епископов и 600 богословов со всей Европы.

До наших дней сохранились здания, в которых проходили заседания собора, – кафедральный храм Девы Марии, Пелагия и Конрада и большое складское помещение на берегу озера, где состоялось избрание Папы Мартина V.

Иоанн XXIII – единственный из трех претендентов на папский престол, участвовавший в соборе, надеялся, что епископы и император признают его полномочия, но был низложен, как и Григорий XII (римская ветвь) и Бенедикт XIII (авиньонская ветвь).

11 ноября 1417 новым Папой был избран итальянец Оддоне Колонна, приявший имя Мартина V. Иоанн и Григорий в конце концов приняли это решение и были признаны новым понтификом в качестве кардиналов. Бенедикт, нашедший поддержку в Арагоне, остался в расколе – после его смерти «авиньонская ветвь» была представлена еще двумя антипапами.

В 1415 году, в отсутствии Папы, епископы приняли декрет Haec Santa, который гласил, что верховная власть в Церкви принадлежит собору, а не Римскому понтифику, что ознаменовало победу течения, известного как «концилиаризм». Этот вопрос впоследствии продолжал вызывать споры внутри Католической Церкви и завершился принятием в 1870 году догмата о папской безошибочности в вопросах веры.

В 1417 соборные отцы приняли декрет Frequens, который обязывал понтифика созывать соборы не реже одного раза в десять лет. Это решение так и не было выполнено.

Рассматривая вероучительные вопросы, Констанцский собор осудил взгляды английского богослова Джона Уиклифа (к тому времени уже покойного) и его чешских последователей Яна Гуса и Иеронима Пражского. Двое последних были осуждены как еретики и переданы светским властям, которые сожгли их на костре: Яна Гуса в 1415, а Иеронима – в 1416.

Главным итогом собора стало завершение периода «троепапства»: несмотря на существование, вплоть до 1460-х годов, нескольких анипап – латинская Церковь вновь стала едина.

В то же время церковные реформы, которых также желал император и многие епископы, были только запланированы, но не осуществлены, что столетием позже стало причиной Реформации.

 

 

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх