25 лет Катехизису Католической Церкви. Папа: следует уделить больше внимания осуждению смертной казни

 12 октября 2017 года, radiovaticana.org:

Папа Франциск принял на аудиенции участников встречи, организованной Папским советом по содействию новой евангелизации по случаю 25-летия подписания Иоанном Павлом II апостольcкой конституции «Fidei depositum», которая сопровождала издание Катехизиса Католической Церкви. Этот вероучительный документ был опубликован в тридцатилетие начала Второго Ватиканского собора, о чем Папа Франциск напомнил в своей речи к участникам встречи, подчеркнув, что «святой Иоанн XXIII пожелал созвать Собор в первую очередь не для того, чтобы осудить ошибки, но чтобы позволить Церкви наконец показать красоту веры в Иисуса Христа с помощью обновленного языка». В речи на открытии Собора Иоанн XXIII  заявил, что Церковь должна не только хранить сокровище веры, переданное Святыми Отцами, но и продолжать апостольство, следуя новыми путями настоящего. «Хранить» и «продолжать»: Папа Франциск остановился на этих двух словах, сказанных одним из вселенских архиереев, подчеркнув, что речь идет о благодати для Народа Божия, но в то же время и об ответственной миссии: «Возвещать нашим современникам по-новому и еще полнее неизменное Евангелие». Именно об этой задаче писал Иоанн Павел II в апостольской конституции «Fidei depositum», представляя Катехизис Католической Церкви. Он является «важным пособием не только потому, что предлагает верующим неизменное учение для углубленного понимания веры, но также и прежде всего потому, что приближает наших современников, с их новыми и иными проблемами, к Церкви, которая старается показать веру как значимый ответ для человеческой жизни в определенный исторический момент. Таким образом, недостаточно найти новый язык, чтобы говорить о той же самой вере; перед лицом новых вызовов и перспектив, открывшихся перед человечеством, Церковь должна безотлагательно выразить те новшества Евангелия Христова, которые, хотя и заключены в Слове Божьем, все еще не вышли на свет».

«Познание Бога, - сказал далее Папа Франциск, - как мы знаем, в первую очередь выражается не в теоретическом упражнении человеческого разума, но в неискоренимом желании, вписанном в сердце каждого человека. Это познание исходит от любви, оттого, что мы встречаем на нашем пути Сына Божьего». Катехизис Католической Церкви излагает веру именно таким образом, в свете любви: как опыт познания, доверия и предания себя тайне. Основная структура текста основана на Римском катехизисе, который остается ключом к прочтению и истолкованию текста: «Вся цель учения и его преподавания должна быть в Любви, которой нет конца. Ибо можно сколько угодно излагать, во что надо верить, на что надеяться или что делать, но прежде и раньше всего необходимо сделать явной Любовь Господа нашего, чтобы каждый понял, что любой акт совершенной христианской добродетели имеет истоком только Любовь — и ничего, кроме Любви» (25).

Святейший Отец остановился на вопросе смертной казни, которому, по его словам, в Катехизисе Католической Церкви должно быть отведено больше места. «Этот вопрос, - пояснил Папа, - нельзя сводить к простому упоминанию об историческом учении, не выявляя не только прогресса доктрины в учительстве последних Пап, но также и развития сознания христианского народа, отказывающегося принимать смертную казнь, тяжкое попрание достоинства человека. Необходимо с силой заявить, что осуждение на казнь – это бесчеловечная мера, каким бы способом она ни осуществлялась,  и она унижает достоинство человека. Как таковая она противоречит Евангелию, поскольку речь идет об умышленном решении уничтожить человеческую жизнь, всегда священную в очах Создателя, и только Бог в конечном счете является для нее истинным судьей и гарантом. Никогда и никто, даже убийца, не теряет своего личного достоинства, потому что Бог есть Отец, всегда ожидающий возвращения сына, который, поняв, что ошибся, просит прощения и начинает новую жизнь. Поэтому никого нельзя лишать не только жизни, но и даже самой возможности нравственного и экзистенциального возмещения, идущего на пользу общине».

Папа далее пояснил, что в прошлом, когда человечеству не хватало орудий защиты и общественной зрелости, казнь представлялась логическим применением правосудия. «К сожалению, - добавил Святейший Отец, - даже в Папском государстве прибегали к этому крайнему и бесчеловечному средству, пренебрегая первенством милосердия над справедливостью. Не снимая с себя ответственность за прошлое, мы признаем, что эти средства были продиктованы менталитетом не столько христианским, сколько легалистским. Забота о сохранении неприкосновенности власти и материальных богатств привела к переоценке закона, поставив тем самым преграду для понимания Евангелия. Между тем, позиция нейтралитета перед новыми требованиями, поставленными утверждением достоинства личности, увеличила бы нашу вину. Здесь речь не идет о каком-либо противоречии с учительством прошлого, поскольку защита достоинства человеческой жизни с самого первого мгновения, от зачатия до естественной кончины, всегда находило в учении Церкви последовательное и авторитетное отражение. Вместе с тем гармоничное развитие доктрины побуждает оставить позиции в защиту доводов, которые представляются теперь решительно противоречащими новому пониманию христианской истины».

Папа сопроводил свои доводы рассуждением о живом, а не статичном Предании. «Слово Божье нельзя хранить в нафталине», - сказал Папа. Слово Божье динамично, «оно растет, поскольку устремляется к полноте, которой люди не могут остановить». «Невозможно беречь доктрину, не позволяя ей идти вперед, - добавил Святейший Отец, - невозможно привязать ее к жесткому, неизменному прочтению, не принизив тем самым деяние Святого Духа».

В конце своей речи Папа призвал Папский совет по содействию новой евангелизации к «благоговейному вниманию» (Dei Verbum), чтобы наша церковная жизнь могла продвигаться вперед с тем же воодушевлением, что и в самые первые времена, направляясь к новым горизонтам, к которым зовет нас Господь.

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх