Перинатальные хосписы как ответ на дородовую диагностику. Папа: страдания нельзя победить уничтожением тех, кто страдает

26 мая 2016 года, radiovaticana.org:

Необходимо продвигать такое понимание науки, согласно которому она служит человеку, а не производит отбор: с таким пожеланием Папа обратился к участникам симпозиума, проходящего в римской клинике «Джемелли» на тему «Беречь жизнь: перинатальные хосписы как научный, этический и гуманный ответ на дородовую диагностику».

Папа Франциск просит «день за днем осуществлять замысел Бога о жизни, защищая ее смело и с любовью, в духе близости и участия, дистанцируясь от  ´культуры отбросов´, указывающей на путь смерти, как будто страдания можно искоренить уничтожением тех, кто страдает». Святейший Отец выражает надежду на «новые достижения в служении человеку и в прогрессе медицины в духе постоянной приверженности человеческим и христианским ценностям, чтобы наилучшим образом и с величайшей любовью ответить на ситуацию немощности, в которой находится дитя с тяжелыми патологиями».

На симпозиуме выступил монсеньор Клаудио Джулиодори, церковный ассистент Католического университета Святейшего Сердца, при котором действует клиника «Джемелли». Он подчеркнул, что «в условиях культуры и медицинской практики, свернувшей на тропу отвержения слабейших и их близких» перинатальный хоспис в клинике «Джемелли» призван быть «мужественным, красноречивым присутствием, отмеченным высоким научным профилем, четким этическим и гуманным подходом к проблемам рождающихся детей и их семей». Сегодня медицина испытывает давление со стороны все более изощренных репродуктивных технологий, которые, с одной стороны, «одержимы порождением жизни, производя ее любой ценой и любыми способами без какого-либо внимания к достоинству женщины и прежде всего к правам рождающегося ребенка, который сведён к биологическому продукту, подвергаемому всем видам отбора по качеству, который применяется в производстве благ для потребителей. С другой стороны, как раз в силу того, что он приравнивается к продукту, считается, что с ним можно поступать как заблагорассудится. Настойчивый рефрен, превозносящий и возводящий в абсолют утверждение индивидуальных прав, - сказал далее монс. Джулиодори, - часто используется как культурная и юридическая ´отмычка´ для авторизации всевозможных медицинских процедур, превращающих желание материнства и отцовства в право, которое следует удовлетворить без помех. Таким образом доказывается правомерность ЭКО, создания эмбрионов в лаборатории и их замораживания, сокращения их числа путем отбора после имплантации, прерывания беременности по любой причине и при малейшем, часто неоправданном, подозрении на осложнения». «Человек ставит себя на место Бога, - констатировал прелат, - делаясь господином и властелином жизни, решая, согласно обстоятельствам того или иного момента, кто имеет право на жизнь, а кто не имеет, - не задаваясь вопросом о том, что есть добро, а что зло, что правильно, а что несправедливо, что истинно и что ложно».

В этой ситуации, добавил церковный ассистент клиники, «становится уязвимым не только рождающийся ребенок, но и родители, особенно когда они сталкиваются с системой здравоохранения, решительно вставшей на путь евгеники и предлагающей в качестве ´терапевтического вмешательства´ (и здесь нельзя не подчеркнуть лицемерность и внутреннее противоречие подобного выражения) – предлагающей уничтожение создания, виноватого лишь в том, что оно больше других нуждается в заботе и в любви родителей, в усилиях науки и в помощи медперсонала. Изумление, восхищение рождающейся жизнью не может сойти на нет из-за появления каких-либо проблем. Разве можно утверждать, что в течение жизни человека не наступают трудности и непредвиденные ситуации, тяжелые заболевания и смерть? Но никто не осмеливается говорить о праве на убийство человека, у которого есть проблемы: скорее, делается все возможное, чтобы помочь ему перенести трудности».

Порой родители, у которых возникают трудности во время ожидания рождения ребенка, остаются без поддержки и стоят перед дилеммой: как вести себя в критических ситуациях или в случае выявленных патологий? Искушение отвергнуть жизнь, наделенную особенной хрупкостью или несовместимую с выживанием после родов, может быть сильным и становится практически непреодолимым, когда это представляют как ´терапевтическое решение´, одобряемое, а часто и рекомендованное самими врачами. Но тем самым страдание прибавляется к страданиям, а проблема никак не решается, потому что любое преднамеренно уничтожение жизни всегда ранит и опустошает».

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх