Архангел Гавриил и его миссия

 

Современный рационализм стремится свести архангелов к простым олицетворениям психологических реалий. Библейское предание не посчитало нужным наложить предел на творческую силу Бога. В нем с уверенностью утверждается, что Бог способен создавать духовные существа, не советуясь с человеком.

Согласно апокалипсической традиции, престол Бога окружают четыре архангела. Их называют ангелами присутствия: их имена – Гавриил, Михаил, Рафаил и Уриил. Во время Адвента мы сосредотачиваемся только на образе Гавриила, который упоминается в литургии. Его имя означает «Бог – моя сила». Своим появлением ангелы вызывают испуг у тех, кто их видит. Поэтому Гавриил всегда начинает свою миссию успокаивая собеседника: «Не бойся».  

Он – архангел Благой вести, посланник Бога. В синагогальной традиции Гавриил был послан Богом в Египет, когда фараоны плохо обращались с евреями: «Беременная женщина месила ногами глину, чтобы сделать из нее кирпичи. Она потеряла своего ребенка, и он был затоптан в глину. Гавриил спустился, сделал из него кирпич, вознес его на небо и положил в качестве подножия под скамью Господа мира. Тогда Бог решил вмешаться, чтобы освободить Свой народ».

Позже Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила. Мы видим архангела в роли толкователя текстов. Даниил отчаянно пытается понять слова пророка Иеремии о семидесяти годах служения израильского народа вавилонскому царю после разрушения Иерусалима (Иер 25,11-12): «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Дан 9,2).

Семьдесят лет, о которых говорится в Книге Иеремии (25,12), относятся к вавилонскому господству. Гавриил появляется перед Даниилом во время вечернего жертвоприношения (Дан 9,21). Архангел объясняет, что семьдесят лет Иеремии относятся к семидесяти неделям (Дан 9,24). Через семьдесят недель видение и пророчество будут запечатаны, поскольку нет необходимости в другом откровении. Затем Бог помазывает Святого Святых, то есть посылает Своего Мессию. Храм помазан присутствием Мессии (Мал 3,1-2; см. Мф 12,6).

В Евангелии от Луки об этом пророчестве говорится еще раз. До того, как Мессия войдет в Храм, остается семьдесят недель. Упоминаются шесть месяцев беременности Елизаветы, девять месяцев беременности Марии, затем сорок дней до принесения во Храм. Таким образом, общее количество дней составляет 450, плюс 40 дней до принесения во Храм. Итого 490 дней, которые равны семидесяти неделям до того, как Мессия войдет в святилище Храма. Для Луки пророчество Даниила исполнилось с рождением Иисуса.

Архангел Гавриил появляется сначала перед священником Захарией в Храме, затем перед Марией в Ее доме. Захарии Гавриил сообщает о рождении его сына Иоанна (Лк 1,8-20). «Явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. <…> Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн», – было ему возвещено. Захария в недоумении просит объяснений, так как не считает это счастливое событие возможным из-за своего преклонного возраста и почтенного возраста своей жены. В ответе архангела содержится более подробная информация о его небесной личности: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие».

Шесть месяцев спустя, приветствуя Марию в Назарете, Гавриил сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк 1,26-38). Благовещение архангела Гавриила Марии является самым известным в истории. Предание Церкви выделяет в возвещении архангела Деве Марии и в ее покорном принятии Божественной воли момент, когда Бог принимает человеческую природу: «Слово стало плотью» (Ин 1,14). Гавриил также открывает Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». В Евангелии от Луки мы читаем о Гаврииле, что «он был послан». Архангел Гавриил – это Божий посланник, которому поручено объяснить «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова», каким образом Бог желает воплотиться. Вызвать в памяти образ архангела Гавриила – значит вспомнить всю историю спасения в ее прошлом и настоящем измерении. Бог – властелин этой истории.

Святой Григорий Великий комментирует сцену Благовещения в своих «Беседах на Евангелия»: «К Деве Марии послан не просто ангел, а архангел Гавриил. Действительно, величайшему из ангелов надлежало прийти и возвестить о величайшем из событий. Писание дает ему особое и значимое имя: его называют Гавриил, что означает сила Божья. Поэтому силой Божьей ему было уготовано возвестить о рождении Бога воинств, сильного в битве, пришедшего победить силы воздушные».

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх