Пий XII, «мост» между двумя эпохами

 Некоторые публицисты изображали Пия XII как последнего представителя Церкви, привязанной к прошлому, подчёркивая главным образом то, что отличало Эудженио Пачелли от его святого преемника Папы Иоанна XXIII. Однако Пий XII, в миру Эудженио Пачелли, является фигурой, которая всё ещё нуждается в глубоком изучении, и это будет легче сделать во время открытия Ватиканских архивов, относящихся к его понтификату.

Папа Пачелли не был сторонним наблюдателем событий бурного двадцатого века; его держали в заложниках большевистские революционеры, он был свидетелем рождения нацизма, опасность которого он увидел, будучи молодым апостольским нунцием в Мюнхене. Тогда он написал об этом кардиналу Пьетро Гаспарри: «Национализм, пожалуй, является самой опасной ересью нашего времени».

В качестве госсекретаря он был верным помощником Папы Пия XI, разделяя его отвращение к тоталитарным идеологиям, а также его попытки достичь хотя бы кратковременного договора с наиболее враждебными государствами, который гарантировал бы пусть даже минимальный уровень свободы для христиан. Он стал Папой восемьдесят лет назад, накануне войны, в которой погибло более пятидесяти миллионов человек; её кульминацией стал ад Холокоста, геноцид шести миллионов евреев, совершённый нацистами.

Папу Пачелли очень любили и восхваляли при жизни. Ему было присвоено звание defensor civitatis за его большую благотворительную деятельность в пользу всех тех, кто подвергался преследованиям. Он правил в трудные послевоенные годы, указывая путь восстановления через демократию всего благого, что было сметено войной. Он был главным героем важнейших политических событий Италии. В ходе историографических дискуссий, которые теперь стали менее острыми, некоторые участники представляли его как «Папу молчания» за его позицию во время Холокоста.

Но более спокойное и глубокое суждение о его понтификате помогает понять, что Папа Пачелли со своими решениями и учительством был мостом между двумя эпохами, в том числе и в церковной сфере.

Именно он в 1952 году - во время холодной войны - возродил  традиционное христианское различение между грехом и грешником, говоря прежде всего о коммунизме, на идеологических вождях которого, заявлял Папа Пий XII, лежит чётко определённая ответственность.

В своем радиопослании в преддверии Рождества 1955 года он подчеркнул: «Мы отвергаем коммунизм как социальную систему в силу христианского учения и особо поддерживаем основы естественного права». Также, продолжил Папа Пачелли, коммунизм не может рассматриваться как необходимый этап в истории, и поэтому его нельзя принимать так, как если бы он был предписан Божественным провидением.

Папа Пачелли опубликовал важнейшие вероучительные документы и способствовал развитию событий во времена Второго Ватиканского собора, став его самым цитируемым Папой: он открыл путь к применению историко-критического метода изучения Библии, поддержал литургическое движение и обновил обряды Страстной недели. Он принял во внимание эволюционную гипотезу, указал на необходимость применения естественных методов для ответственного отцовства и материнства, сделал по-настоящему интернациональной Коллегию кардиналов. В 1946 году он провёл одну из крупнейших консисторий в истории, возведя в сан кардинала 32 прелата из Италии, США, Франции, Германии, Испании, Бразилии, Аргентины, Армении, Австралии, Канады, Чили, Китая, Кубы, Англии, Мозамбика, Голландии, Перу, Польши и Венгрии. Папа Римский Пий XII  канонизировал больше женщин, чем все его предшественники и преемники.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх