Успение или взятие на небо?
Ольга Сакун - Град Ватикан
Данная истина веры основана на Писаниях, истолкованных в соответствии с церковным Преданием. Папа пишет: «Все доводы и рассуждения святых и богословов (по этому вопросу) в конечном счете опираются на Священное Писание». «Для того чтобы продемонстрировать свою веру в вознесение Девы Марии, они с определенной свободой используют события и слова из Священного Писания: иными словами, пользуются текстами Писания, чтобы показать, насколько эта привилегия дивным образом согласуется с истинами, преподанными нам Священным Писанием».
Взятие Девы Марии на небо объясняется её Божественным материнством: Бог не мог допустить, чтобы истлело её святое, непорочное тело, живой ковчег Сына Божьего: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины», - гласит Евангелие от Иоанна. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены», - пишет святой апостол Павел в Послании к Галатам.
Можно сказать, что Святой Дух вдохновил Церковь прочитать между строк Писания то, о чём там не сказано ясно.
В подтверждение своей веры в телесное вознесение Девы Марии на небо святые отцы, богословы и духовные авторы приводят следующие библейские фразы:
Из Книги Бытия: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (3,15). Здесь Бог объявляет о том, что эта женщина будет теснейшим образом связана со своим потомством – Христом – в победной битве против дьявола. В своей булле Пий XII пишет: «Как славное воскресение Христа было важнейшей частью и окончательным знамением сей победы, так же и эта битва, общая для Благословенной Девы и ее Божественного Сына, была завершена прославлением ее девственного тела».
Далее – Папа ссылается на Книгу Исхода: «Почитай отца и мать твою» (20,12).p «Поскольку наш Избавитель является Сыном Марии, Он, превосходнейшим образом исполняя закон Божий, не мог не почитать, кроме Своего вечного Отца, также и Свою возлюбленнейшую Мать. И поскольку в Его власти было оказать ей такую великую честь, избавив ее от смертного тления, нам следует верить, что Он действительно поступил таким образом».
В доказательство вознесения Девы Марии приводятся также слова из Псалма 45: «Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. (…) Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя».
Этот текст традиция относит к Деве Марии – Царице, которая победно вступает в небесный чертог и садится одесную Искупителя, бессмертного царя навеки.
Ссылаясь на многие библейские отрывки, Отцы Церкви, богословы и христианские мыслители видели прообраз пречистого тела Богородицы, сохраненного от всякого смертного тления и вознесенного в небесную славу, в Ковчеге Завета, сделанном из нетленного дерева и помещенном в Храм Господень.
«Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» Невеста из «Песни Песней (3,6) – прообраз небесной Невесты, вознесённой вместе с Божественным женихом в небесный чертог.
«Радуйся, Благодатная, Господь с тобою. Благословенна ты между женами»: теологи видят в тайне взятия на небо Богородицы осуществление полноты благодати, излитой на блаженнейшую Деву Марию, и особое, уникальное благословение, противопоставляющее ее проклятию Евы.
И, наконец, 12-я глава Книги Откровения Иоанна Богослова: в ней богословы усматривают иносказательное упоминание о телесном вознесении не только в различных ветхозаветных персонажах, но и в образе Жены, облеченной в солнце, которую апостол Иоанн созерцал на острове Патмос.
Христианское предание в начале не упоминало о вознесении Девы Марии. Но в первые времена внимание Церкви было сосредоточено на центральном послании евангельской проповеди: Христе, единственном Спасителе посредством смерти и воскресения.
Что касается взятия Марии на Небо, Предание умалчивало о нем довольно долго, а отсутствие явных упоминаний об этом в Писании и у Отцов Церкви вызывало у некоторых богословов законные сомнения в том, что этот факт можно назвать истиной Божественного откровения.
Эти сомнения были преодолены при Папе Пие XII. Определяя взятие Девы Марии на Небо как догму, то есть истину Божественного откровения, упомянутый документ останавливается не столько на отдельных и специфических библейских и святоотеческих, литургических и иконографических свидетельствах, сколько на совокупности различных указаний, содержащихся в Предании. Кроме того, в нем подчеркивается всеобщая вера народа в эту истину, имеющая тоже важное значение. Все вместе это свидетельствует о том, что истину о телесном вознесении Девы Марии на Небеса открыл Церкви Святой Дух.
Провозглашением догмы Церковь всего лишь дала определение тому, что уже присутствовало в ее наследии веры, в соборном чувстве верующих. Эта вера засвидетельствована также в апокрифах, гласящих, что тело Девы Марии нетронутым было вознесено на небеса.
Добавим, что Церковь никогда в своей истории никоим образом не почитала мощи Девы Марии, в отличие от других святых и мучеников, тленные останки которых почитались с самых древних времен христианства. Полное отсутствие мощей также выражает убежденность в том, что тело Девы Марии не осталось в этом мире, но приобщилось к воскресению и вознесению Христа на небеса.
В чем заключается разница между терминами "успение" и "взятие на небо"? Первый термин обозначает, что перед взятием на небо Пресвятая Богородица умерла (то есть уснула). Второй термин не подразумевает наступления смерти, - но вместе с тем и не исключает естественной смерти Богородицы перед вознесением её на небеса телом и душой. В догмате, провозглашенном Папой Пием XII, утверждается истина о взятии на небеса, но ничего не говорится о том, произошло оно до смерти или же - как в случае Сына Божьего - после смерти.