: Брак и целибат

 www.vaticannews.va

Ольга Сакун - Град Ватикан

Иисус оставался безбрачным, но Он одобрял брак. Во-первых, Сам Он родился в семье, хотя святой Иосиф и не был Его отцом в биологическом смысле. Потом, Он впервые проявил Свою Божественную природу («явил славу») именно на бракосочетании в Кане, совершая чудо претворения воды в вино. Иисус возвратил браку его нерасторжимую природу, сказав недвусмысленно: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разумеется, путь девства ради Царства Небесного, согласно Божественному Откровению, является средством достижения более глубокого союза с Богом, союза, не отвлекающегося ни на что иное. Иисус приглашает к безбрачию ради Царства Божьего в Евангелии от Матфея: «Кто может вместить, да вместит».

Святой апостол Павел возобновляет приглашение Иисуса и поясняет его основания: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор 7,32-35.38).

В то же самое время, брак является благим делом. Каждый свободен жениться и выходить замуж: «Пусть делает, как хочет: не согрешит», - говорит св. Павел. Но апостол не скрывает и своего предпочтения – безбрачия – и открыто предлагает пойти по этому пути: «Хорошо им оставаться, как я», - то есть в безбрачии и воздержании.

На основе этого евангельского учения о браке и безбрачии высказывались Святые Отцы Церкви. «Брак – доброе дело, но девство лучше», - писал св. Иоанн Златоуст.  «Брак – это хорошо, - утверждал в свою очередь святой Амвросий Медиоланский. – Но девство – превосходней. Я не отговариваю от брака, но перечисляю преимущества девства. Сравниваю добро с добром, дабы явилось то, что превосходней».

Святой Иероним говорил, что «между браком и девством – такая же разница, какая есть между тем, что хорошо, и тем, что лучше». И, наконец, святой Августин писал: «По Божественному закону, воздержание превосходит супружество, и христианское девство превосходит брак. Брак не равен по своему благу воздержанию дев».

Если живущие в безбрачии ради Господа могут пребывать в единении с Богом не отвлекаясь, то это вовсе не значит, что женатые и замужние являются христианами второго сорта. Множество отцов и матерей семейства стали святыми. Точно так же, и множество безбрачных, посвященных Богу, не обрели святости. Святость стяжается не девством и не браком, а Божественной любовью, милосердием, которое всегда проявляется в заботливой любви к ближнему.

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх