Трудные вопросы: Таинства и спасение
www.vaticannews.va
Ольга Сакун - Град Ватикан
Наша уверенность в спасении основана на воле оставаться верными Господу и на надежде, что мы сохраним эту верность до конца дней. Разумеется, спасение, даруемое Богом через Сына Его Иисуса Христа, нельзя рассматривать в терминах «гарантии». Это противоречило бы свободе человека, созданного по образу и подобию Бога. Какую бы благочестивую практику ни совершал верующий, он всегда свободен в своей воле, а человеческие страсти могут сыграть с ним злую шутку. Если бы это было не так, то подобные обещания, данные в различных частных объявлениях Матерью Божьей и Иисусом Христом, были бы не чем иным, как суеверной и даже магической практикой: я что-то делаю – и в ответ мне должно быть даровано спасение в силу некоей «гарантии».
К сожалению, такой взгляд может быть присущ и в отношении Таинств. Разумеется, Таинства Примирения и Евхаристии даруют человеку спасительную благодать. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин 6,51), - сказал Господь. То же самое Он сказал в отношении Таинства Примирения: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23). Таинства являются ординарным путем спасения. Но Бог никогда не заменяет Собой нашу свободу.
Когда в различных частных откровениях звучит призыв Господа и Богородицы совершать те или иные практики благочестия, разумеется, это не означает, что они заменяют Таинства. Почитание медальона Пресвятой Девы Марии или образа Божественного милосердия не заменяют собой Таинства, но являются дополнительными средствами, которые должны побудить человека встать на ординарный путь спасения, который проходит через Таинства. Например, образ Божественного милосердия наводит на размышления о том, в чем заключается милосердие Бога, открытое нам в Священном Писании. Слово Божье подтверждает, что милосердие Бога предполагает наше желание встать на путь милосердия, признать наш грех и стремясь к примирению с Богом и Церковью.
Наша вечная участь зависит прежде всего от того, находимся ли мы в состоянии благодати в последнее мгновение нашей жизни. В состоянии благодати в конце жизни может оказаться благодаря искреннему покаянию даже самый закоренелый грешник, никогда прежде не приступавший к Таинствам, и он будет спасен подобно благоразумному разбойнику. И наоборот: человек, всю жизнь регулярно приступающий к Таинствам, в конце жизни может оказаться лишенным благодати из-за тяжкого греха. Конечно, регулярные Таинства и постоянное стремление к добродетельной жизни укрепляют человека на пути святости и подготавливают его к доброй кончине в состоянии благодати. Но не случайно святой апостол Павел предупреждает: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор 10,12).