Откуда у дьявола такие возможности на земле и где есть предел его влиянию?

ВОПРОС:

Откуда у дьявола такие возможности на земле и где есть предел его влиянию?

ОТВЕТ:

Для начала давайте определимся, что мы понимаем под словом "дьявол". В настоящее время существуют две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность дьявола, не верит в его способность влиять на нашу жизнь. Некоторые думают, что дьявол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают дьяволу преувеличенное значение, которые убеждены, что дьявол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что дьявольские силы так или иначе на них подействуют.

Катехизис утверждает, что лукавый — зло — не является абстракцией, но означает личность — сатану, ангела, который восстает против Бога. ʺДьяволʺ, диа-болос, - тот, кто ʺидет наперекорʺ Божьему замыслу и Его делу спасения, совершенному во Христе. Человекоубийца от начала, «лжец и отец лжи» (Ин 8, 44), «сатана, обольщающий всю вселенную» (Откр 12, 9): именно через него грех и смерть вошли в мир и через его окончательное поражение все творение будет «освобождено от тления греха и от смерти (ККЦ 2850-2851).

Дьявол — существо, которое Бог создал благим, светоносным и добрым, но затем он «по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему и первый, отпав от блага, очутился во зле» (Иоанн Дамаскин).

В Ветхом Завете сатана ясно выступает как злое существо, старающееся навредить человеку и ввести его в грех. В Книге Бытия повествуется, как он, войдя в змея, склонил Адама и Еву нарушить заповедь Божию — вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт 3); далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова (Иов 1,6-12, 2,1-7). В книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» (1 Пар 21,1). Здесь сатана представляется как побудивший Давида к переписи израильтян и таким образом вовлекший его в грех, который сам Давид исповедал перед Богом (1 Пар 21,8) и за который Господь наказал израильский народ моровой язвой (1 Пар 21,14).

В Новом Завете также находятся ясные указания на то, что дьявол вводит человека в грех. Прежде всего об этом говорит само его название - «искуситель» (Мф 4,3; 1 Фес 3,5), т. е. тот, кто соблазняет человека, побуждая его согрешить. Искусителем сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф 4,1-11; Мк 1,12-13; Лк 4,1-13).

Роль дьявола в появлении греха в человеческом роде ясно показана в притче о семени и плевелах (Мф 13,24-30, 36-43). «Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» (Мф 13,24-25). «Поле, — по объяснению Спасителя, — есть мир, доброе семя — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их есть дьявол» (Мф 13,38-39). Таким образом, зло в мире представляется посеянным или произошедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк 22,3; Ин 13,2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин 3,8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола.  В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5,8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.

Из представленных мест Ветхого и Нового Завета ясно видно, что дьявол оказывает влияние на происхождение греха в человеке. Важно помнить, что дьявол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет. Единственное, на что дьявол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел. Внушив человеку какие-то помыслы, дьявол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше.  Дьявол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

К сожалению, существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел дьявол, среди студентов перед сдачей экзаменов в ответ на фразу: "Ни пуха, ни пера" принято посылать "к чёрту". Сюда же относится крылатая фраза: "Трижды плюнуть через левое плечо".  На католических форумах можно найти рассказ о том, что на одном плече у нас сидит ангел, а на другом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы перебрасываем ангела с одного плеча на другое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его. Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но многие в это верят. К сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно услышать в некоторых приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана дьявольским присутствием. При таком отношении вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к дьяволу все это ничего общего не имеет.

Мы также зачастую забываем, что бес может войти в тело человека через грех и под действием колдовства. Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает помимо Христа искать мирской славы, его совесть, ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия дьявола.

Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям. Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных помыслов, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Действие, власть и сила дьявола имеют временный характер. На какое-то время дьявол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на Кресте и сошествием во ад уже одержал победу над дьяволом — ту самую победу, которая станет окончательной после Его второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, дьявол знает, что его дни сочтены. В Великую субботу мы слышали замечательные и очень глубокие слова: "Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род и живёт и царствует во веки веков.  Аминь" ("Exultet").

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх