Уверенность в несостоятельности брака: можно ли причащаться?
ВОПРОС: Если я вступил в новый брак и в совести своей уверен, что мой предыдущий брак был недействительным, но еще не было вынесено решение церковного суда, правильно ли я поступаю, причащаясь там, где меня не знают? ОТВЕТ: Разведенные, вступившие в новый брак, не могут приступать к Причастию в силу своей объективной ситуации. Об этом упоминается, в частности, в Послании Конгрегации вероучения от 14 сентября 1994 года: «Верный, который постоянно сожительствует more uxorio (то есть как муж и жена) с лицом, не являющимся законным мужем или законной женой, не может приступать к Евхаристическому причастию. В тех же случаях, когда он считает это допустимым, пастыри и исповедники, учитывая важность предмета и духовные потребности человека, а также общего блага Церкви, строго обязаны предупредить их о том, что подобное суждение находится в явном контрасте с учением Церкви. Они обязаны также напоминать об этом учении в наставлении всей вверенной им паствы». Таким образом, любое суждение, утверждающее иное, будет находится в контрасте с учительством Церкви. Церковь проявляет огромное милосердие по отношению к разведенным второбрачным. Во-первых, она не отлучает их от церковного общения, а, наоборот, всячески призывает посещать воскресную Мессу и причащаться Христа духовно; призывает их активно участвовать в жизни церковной общины, молиться, совершать дела милосердия, подчеркивая, что они должны в своей непростой ситуации чувствовать себя близкими сердцу Христа и Церкви. Но при всем этом Церковь не может забыть слова Господа: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует». Это объективный факт, в который Церковь никоим образом не может вмешаться. Второбрачные, таким образом, объективно пребывают в ситуации прелюбодеяния, и этот грех не позволяет приступать к Причастию. Святое Причастие – это пища, которая дается верующему для того, чтобы укрепить его в верности обещаниям, данным в день венчания: поэтому, если бы второбрачные приступали к Причастию, то это было бы настоящим противоречием, поскольку в действительности они не живут данными Богу обещаниями и не имеют такого намерения. Если Вы уверены в несостоятельности предыдущего брака, однако нет решения церковного суда, то в его ожидании недопустимо жить more uxorio, поскольку Таинство Брака вы совершали с другой супругой. Необходимо дождаться решения церковного суда (которое, вопреки самой твердой нашей уверенности и даже обещаний священнослужителей, может оказаться не тем, чего мы ждали), а тем временем воздерживаться от интимных отношений с человеком, в браке с которым Вы еще не состоите, даже если он зарегистрирован в гражданских учреждениях.