Почему мирянин может крестить, но не может исповедовать?
ВОПРОС: Почему мирянин может крестить в некоторых случаях, например, при угрозе смертельной опасности, но не может исповедовать, хотя оба этих Таинства ведут к отпущению грехов? ОТВЕТ: Крещение является основным из всех христианских Таинств, поскольку оно возрождает человека к новой жизни. Именно поэтому, чтобы ни один человек не был лишен стол необходимого Таинства, его может совершать даже нерукоположенный христианин. Таинство же Покаяния было установлено для отпущения грехов тем, кто уже является частью тела Христова и нуждается в исцелении по причине своих грехов. Устанавливая это Таинство, Иисус Христос дал власть отпускать грехи только апостолам. «Совершая Таинство Покаяния, священник исполняет служение Доброго пастыря, ищущего заблудшую овцу, милосердного самарянина, перевязывающего раны; отца, ожидающего блудного сына и принимающего его по возвращении; справедливого судьи, судящего нелицеприятно и выносящего всегда праведное и милосердное решение» (ККК 1465). Отпуская грехи в Таинстве Покаяния, священнослужитель наделен полномочием судить тех, кто уже принадлежит к Церкви, а таким полномочием над мистическим телом Христа может обладать только служитель, имеющий полномочие над физическим телом Христа, а именно власть пресуществлять Хлеб, совершать Евхаристию. Может случиться, что умирающий в отсутствии священника пожелает исповедоваться в собственных грехах мирянину, который для него в этот момент представляет Церковь. Он, безусловно, может исповедоваться, но эта исповедь не будет обладать силой Таинства, хотя она и может привести к более совершенному покаянию. Мирянин не может дать отпущения грехов, не имея такой власти. Отпущение грехов в таком случае будет возможно не в силу исповедания грехов мирянину, а в силу покаяния умирающего.