Как неверующий должен вести себя на Мессе?
ВОПРОС: Как неверующий должен вести себя на Мессе, чтобы не проявить неуважение к католической традиции? Например, если нужно принимать участие в венчании, крещении и т.д.. Можно ли подходить к Причастию вместе со всеми, можно ли креститься?
ОТВЕТ: Уже само участие в обряде, затрагивающем жизнь близких и знакомых, будет проявлением уважения. Иногда приходится наблюдать, как во время отпевания неверующие стоят за воротами храма и разговаривают друг с другом, в то время как их друзья или родственники скорбят внутри храма, вновь переживая моменты жизни, проведенной вместе с усопшим, кончину которого оплакивают. Такое поведение нельзя назвать уважительным и уместным, как и отказ от посещения литургии Таинства Брака, который для верующего человека является кульминацией, главным моментом бракосочетания, очень важным для жизни новобрачных. Кроме того, брак – это и публичное обязательство, в момент венчания супруги начинают принадлежать друг другу. Поэтому будет неуважительным отказаться от участия в этом самом главном моменте заключения брака. Праздничный банкет – это лишь дополнение к совершению Таинства. То же самое следует сказать и о других событиях – крещении, конфирмации. Что касается поведения в храме, то прежде всего недопустимо подходить к Причастию вместе с верующими. Это было бы обесцениванием священного момента, для участия в котором от верующего человека требуется особое состояние благодати. Причастие не является просто обрядовым предписанием. На богослужении достаточно стоять или сидеть, когда это делают другие. Во время освящения Пресвятых Даров предписано вставать на колени или стоять. От гостя не требуется вставать на колени, но в этот момент нужно стоять, проявляя уважение к тем, для кого речь идет об особенно важном моменте литургии. Нужно ли отвечать на воззвания, обращенные священником к ассамблее? Если на воззвание «Вознесем сердца» неверующий человек ответит, как все, «Возносим ко Господу», то это будет неправдой. Однако на некоторые воззвания может отвечать и неверующий, например, на пожелание мира можно ответить вместе со всеми «и со духом твоим». Можно предположить, что неверующий человек, не желающий быть лицемером, сам инстинктивно поймет, на какие воззвания ему следует отвечать вместе с ассамблеей, а на какие лучше промолчать. Однако даже не отвечая, необходимо вести себя сдержанно и уважительно к тем, для кого слова, произносимые на литургии, наполнены смыслом. Что касается крестного знамения, то неверующий человек не может его совершать. Однако это допустимо для крещеного, даже если он отдалился от веры. Это знак принадлежности к Церкви, принадлежности утраченной, но не отвергнутой, а также знак единения с верующими, который их может только порадовать.