К вопросу о «двух судах»

ВОПРОС: «Если перед ликом Иисуса мы предстанем именно на Страшном суде, тогда что же такое частный суд? Или частный суд – это не Божье решение, а временное и временное (во времени), и в зависимости от фактов, открывшихся о каждом во всей полноте в конце времен, это решение может быть изменено? Иначе получается, что человек будет судим дважды, причем во второй раз "постановление" суда уже известно, неизменно и обжалованию не подлежит, какие бы обстоятельства ни были открыты в конце времен».

 

ОТВЕТ: Последний суд не является просто повторением частного суда. Разумеется, Страшный суд ничего не добавляет к состоянию души тех, кто находится в раю или аду. Основная новизна будет заключаться в том, что во время Последнего суда произойдет воскрешение тел. А это, несомненно, расширяет состояние блаженства или, наоборот, несчастья, в зависимости от того, получил ли человек награду или осуждение. Кроме того, частный суд осуществляется над тем, что человек совершил за время своей жизни, а на Страшном суде человек судим также на основе последствий, которые возымели его поступки для тех, кто жил после него. Также и в этом может возрасти как заслуга, так и вина. Вот что пишет святой Фома Аквинский на эту тему: «Следует заметить, что, хотя земная жизнь человека завершается со смертью, она определенным образом продолжается дальше. Во-первых, в том смысле, что она продолжает жить в памяти людей, в которой иногда хранится добрая или дурная слава вопреки истине. Во-вторых, она продолжается в детях, которые получают что-то от родителей. <…> В-третьих, она продолжается в его делах: например, обманом Ария и других мошенников пустило ростки неверие, вплоть до скончания века <…>. В-четвертых, она продлевается в состоянии плоти: иногда она погребена с почетом, иногда не погребена, но в конце концов все превращается в прах. В-пятых, она продлевается в вещах, которые человек любил, например, в некоторых земных благах – одни быстро кончаются, другие длятся дольше. Итак, все это должно подвергнуться испытанию Божьего суда. Вот почему не может быть совершенного и явного суда, пока продолжается настоящее. Вот почему должен произойти Страшный суд в последний день, когда будет совершенно и явно вынесен суд обо всем, что касается каждого человека». Спасенные не должны ждать Страшного суда, чтобы отправиться в рай, равно как и осужденные не должны ждать Страшного суда, чтобы отправиться в преисподнюю. Основываясь на Священном Писании, святой Фома утверждает: «Некоторые полагали, что души святых не получат награды на небесах, а души осужденных не будут обречены на ад, пока не наступит день Суда. Однако здесь очевидно заблуждение, судя по словам апостола (2 Кор 5): "Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа". Это означает, по сути, видеть Бога, что, по словам святого Иоанна, и есть "вечная жизнь". Поэтому очевидно, что души, отделенные от тела, наслаждаются вечной жизнью. Итак, можно утверждать, что после смерти человек обретает неизменное состояние в том, что касается души. Как следствие, для награды души нет причины откладывать суд» («Сумма теологии» III). Святой Фома добавляет пояснение о том, что произойдет на Последнем суде по сравнению с частным: «Поскольку существуют другие вещи, относящиеся к человеку, которые происходят в течение всего времени и не являются чуждыми Божьему суду, необходимо, чтобы и в конце времен они также были подвергнуты суду. Действительно, хотя человек в них не может иметь ни заслуг, ни вины, они все же являются частью вознаграждения или наказания. Поэтому они подвергаются окончательному суду».

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх