О чем мы просим, говоря «Да будет воля Твоя»?
Слова, которым Иисус научил нас в молитве «Отче наш» - «да будет воля Твоя и на земле, как на небе», - не означают, что мы должны безропотно принимать все, что происходит, и мириться со злом. Зло не может быть волей Бога. В Молитве Господней звучит воззвание о том, дабы воля Бога свершалась также на земле, чтобы все могли увидеть ее и исполнять ее так, как это происходит на небесах, исполнять радостно, как это делают обитатели рая. Это воззвание – о том, чтобы изменилось все, что не соответствует воле Бога. В этом прошении мы молимся о том, чтобы все могли исполнять заповеди и чтобы «было им хорошо и прожили долго времени на обетованной земле» (ср. Втор 5,33). Такой «землей обетованной» может быть любой жизненный статус на земле и, несомненно, вечная жизнь в будущем.
«Воля Бога – наш мир», - писал Данте в «Божественной комедии». В молитве «Отче наш» мы просим об этом мире, который, по словам Иоанна Златоуста, является «матерью всех благ».
Но иногда, вознося прошение «да будет воля Твоя», мы просим о благодати смирения, особенно когда речь идет о том, что не соответствует нашим желаниям. Это прошение подобно молению Иисуса в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф 26,42).
Когда верные из Кесарии умоляли апостола Павла не ходить в Иерусалим, где его ожидали страдания, он ответил: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян 21,13). «Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!» - так завершается этот рассказ (ст. 14).
Перед наступающим и неизбежным злом и мы вынуждены говорить: «Да будет воля Господня!». Конечно, перед перспективой встречи со злом мы предпринимаем меры для того, чтобы оградить себя от него, но в то же время преображаем наши страдания в акт поклонения и повиновения Богу. Таким образом мы принимаем это страдание для нашего очищения и освящения, дабы «восполнить недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (ср. Кол 1,24).