«Цикл Пилата»

 

В отношении так называемых посланий Понтия Пилата неверно утверждать, будто они «засекречены». Существует целый ряд апокрифических писаний, объединенных названием «Цикл Пилата». Эти тексты дополняют друг друга, включая в себя более древние и сравнительно поздние отрывки. Ученые предполагают, что основным ядром этих писаний являются христианские тексты второго столетия, повествующие о страстях, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, объединенные общим названием Acta Salvatoris. К ним постепенно добавлялись другие сочинения, в том числе и заметки Пилата о том, что произошло с Иисусом Христом, и о наказании его самого и иудеев за казнь невиновного. «Цикл Пилата» включает в себя семь произведений.

«Деяния Пилата» существуют в двух греческих списках, одном сирийском, одном коптском, одном армянском и двух латинских. Можно предполагать, что они были известны святому Иустину и Тертуллиану. Ученые также считают, что первоначально текст был написан по-арамейски. Он был обнаружен в 5 веке неким Энией, переведен на греческий и стал источником для последующих версий.

«Сошествие Христа во ад» - это апокриф, который в некоторых списках, например, латинских,  следует за «Деяниями Пилата». Текст восходит к концу первого столетия после Рождества Христова. Он передает рассказ двух воскрешенных, которые были свидетелями сошествия Иисуса Христа в лимб.

В латинском списке XIII или XIV столетия приводится письмо Луция Лентула, предположительно предшественника Пилата, адресованное римскому Сенату.

Следующий апокриф из «Цикла Пилата» - это как раз «Послание Пилата». Оно сохранилось в нескольких латинских манускриптах. Автор и дата не установлены. Это послание известно также как «Второе письмо Пилата» к Тиберию, то есть оно предполагает существование первого. В нем Пилат просит прощения за то, что он должен был приговорить Иисуса, объясняет, что его заставили так поступить иудеи, которые единодушно хотели смерти Иисуса. Рассказывается, что эту смерть сопровождали невиданные прежде чудеса. В послании утверждается также, что тем самым он хотел избежать бунта и спасти авторитет императора.

«Анафора Пилата» («Возношение Пилата»), известная также под названием «Письмо Пилата Кесарю», - это отчет Пилата императору Тиберию о том, что произошло в Палестине с Иисусом из Назарета. Существуют две греческие версии послания. В нем Пилат пишет, что иудеи передали ему Иисуса, обвинив Его особенно в нарушении субботы.

«Парадокс Пилата» - это как бы продолжение «Анафоры», приписываемое тому же неизвестному автору.

Наконец, последняя часть из «Цикла Пилата» - «Месть Спасителя» -сохранилась в нескольких латинских манускриптах неизвестного авторства. Судя по всему, текст восходит ко времени правления императора Клавдия.

Хотя все эти апокрифы еще ждут дальнейшего изучения, никак нельзя сказать, что они «засекречены». Все эти тексты были опубликованы, тщательно изучены, переведены на современные языки и находятся в свободном доступе.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх