Обещание Иисуса святой Фаустине Ковальской.
ВОПРОС:
В Дневнике святой Фаустины Ковальской написано, что Иисус обещал даже самым закоренелым грешникам спасение, если они перед смертью хотя бы один раз прочтут Венчик Божественному милосердию или же кто-то другой прочтет его за умирающего. Неужели одного этого будет достаточно и не нужно ни исповеди, ни покаяния? Не противоречит ли это нашей вере?
ОТВЕТ:
Вот как звучит обещание Иисуса, приведенное сестрой Фаустиной в её Дневнике:
«В час смерти Я буду защищать каждую душу, как Свою славу, если она будет читать этот венчик, либо если рядом с умирающим другие будут читать его; милость будет той же самой. Когда возле умирающего читают этот венчик, смиряется гнев Божий, бездонное милосердие охватывает душу и колеблются глубины Моего милосердия ради крестного страдания Моего Сына» (811). И еще: «Даже если это будет самый закоренелый грешник, - если только он хотя бы раз прочитает этот венчик, он удостоится милости от Моего бесконечного милосердия» (687).
Безусловно, есть риск, что некоторые сочтут это обещание Иисуса в магическом смысле: как будто спасение можно получить как по мановению волшебной палочки, механически, совершив некий ритуал, в данном случае прочитав Венчик Божественному милосердию. Необходимо помнить, что никто не может войти в рай, не будучи облеченным в благодать. Без состояния благодати невозможно войти в рай. Об этом Господь напоминает в одной из евангельских притч, говоря о некоем человеке, который явился на свадебный пир без брачных одежд: «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 22,11-13).
В Апокалипсисе также провозглашается, что в Небесный Иерусалим не войдет ничто нечистое (гл. 22).
Обещание Иисуса, данное святой Фаустине, следует интерпретировать в том смысле, что Венчиком Божественному милосердию умирающий может стяжать дар покаяния, а покаяние приведет его к благодати. Благодать же неразрывно связана с покаянием и ведет к желанию примириться с Богом в Таинстве Покаяния. Невозможно прийти в созвучие с волей Господа, если нет расположения к тому, что Он установил для примирения. Таким образом, если умирающий приходит в себя, то он выражает свое покаяние желанием исповеди, и в этом случае, даже если он умирает так и не исповедовавшись, он спасается.
Божье милосердие выражается отнюдь не в том, что Бог «делает вид», будто мы и не согрешили, закрывая глаза на наши грехи. Плоды Божьего милосердия не могут проявиться, если человек не раскается в собственных грехах. Божественное милосердие как таковое побуждает к покаянию, а прощение следует за этим покаянием. Таким образом, милосердие Бога по отношению к умирающему грешнику проявляется в том, что Он побуждает к покаянию. А истинное покаяние всегда включает как минимум намерение исповедоваться, поскольку Сам Бог установил это Таинство для отпущения грехов.
Если человек находится в состоянии тяжкого греха, то он не может спастись без покаяния и отчуждения от греха. Венчик Божественному милосердию, прочитанный самим умирающим или в его присутствии, побуждает его к покаянию: именно в этом смысле следует толковать слова, записанные святой Фаустиной Ковальской.