Стихийные бедствия: Божье наказание?
ВОПРОС:
Правильно ли говорить, что стихийные бедствия – это Божья кара за грехи?
ОТВЕТ:
Неверно утверждение, будто Бог наказывает человека за содеянное зло. Правильно было бы говорить, что наказание содержится в самом содеянном зле. Если человек выпивает яд и умирает, неверно было бы утверждать, что его наказывает Господь.
Все наши грехи имеют не только личные последствия, но и последствия на вселенском уровне, однако мы не знаем, как именно это конкретно проявляется. Последствия греха очевидны на примере первородного греха. Священное Писание приводит слова, сказанные Богом Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3). Вот как поясняет это Катехизис Католической Церкви: «Писание показывает трагические последствия этого первого непослушания. Адам и Ева сразу утратили благодать первозданной святости. Они боятся Бога, о Котором составили ложное представление как о Боге, ревниво охраняющем свои прерогативы. Гармония, в которой они пребывали, установленная благодаря первозданной праведности, разрушена; власть духовных свойств души над телом разбита; союз мужчины и женщины подвергнут раздорам; их отношения будут отныне отмечены похотью и властолюбием. Гармония с сотворенным миром разорвана. Видимое творение стало человеку чуждым и враждебным» (399-400). Обратим особое внимание на эти два последних предложения. Отсутствие гармонии с творением – это следствие греха, которым было разорвана связь с сотворенным миром. Таким образом, враждебность стихии – это проявление разрыва гармонии с окружающим миром. Но недопустимо утверждать, что то или иное событие является наказанием для того или другого человека, для какой-то категории людей или для целого народа. Не надо забывать, что и наши личные грехи могут неведомым нам образом влиять на бедствия, происходящие с другими людьми. Об этом, в частности, упоминал святой Папа Иоанн Павел II в апостольском увещании “Reconciliatio et Paenitentia”: «Признавать, что в силу человеческой солидарности, столь таинственной и неуловимой, сколь реальной и конкретной, грех каждого каким-то образом отражается на других: это – другая сторона солидарности, которая на религиозном уровне возрастает в глубокой и великолепной тайне общения святых, благодаря которому возможно говорить, что всякая возвышающаяся душа возвышает мир. Этому закону восхождения, к сожалению, соответствует закон нисхождения, так что можно говорить и об общении в грехе, через которое всякая опускающаяся душа вместе с собой опускает и Церковь, а в какой-то мере и весь мир. Иными словами, нет такого греха, даже самого сокровенного и тайного, даже сугубо личного, который бы касался только того, кто его совершает. Каждый грех в большей или меньшей степени, с большим или меньшим ущербом отражается на всей структуре Церкви и на всей человеческой семье. Согласно этому первому значению, каждому греху можно бесспорно приписать характер греха социального» (16).
Различные бедствия, происходящие вокруг нас, побуждают возносить молитву вслед за святой Екатериной Сиенской: «Господи, я согрешил, помилуй меня». Но неверно утверждать, будто стихийные бедствия «посылаются» в наказание за тот или иной грех.