Неокатехуменат
ВОПРОС:
Неокатехуменат – это секта в Католической Церкви? Единого мнения нет даже среди лиц духовных. ОТВЕТ: Каким образом можно отличить секту от духовного опыта, который является выражением церковного разнообразия, присущего Вселенской Церкви? Аутентичный духовный опыт в христианстве основан на вере в тайну Бога, открытую в Иисусе Христе, переданную Церковью в ее догматическом вероучении и проявляющуюся в литургической жизни Церкви. Основными критериями для распознавания подлинного духовного опыта в различных церковных реалиях является, во-первых, внимание к Священному Писанию, причем в его совокупности, а не отдельных фрагментах. Толкование Писания должно осуществляться в согласии с Преданием и под руководством священников и епископов, находящихся в общении с Папой. Во-вторых, это главенство семи церковных Таинств в христианской жизни, и в первую очередь Таинства Евхаристии, - в противовес тем группировкам, которые ставят на первое место харизматические личности, определенные практики, места или какие-либо предметы. Третий критерий – это структура общины, которая должна быть организована вокруг Таинства Священства, находиться под руководством епископов и их непосредственных сотрудников – пресвитеров, в единстве с Папой. Таким образом, не отвечают критериям подлинного духовного опыта в Церкви общины, ставящие особые харизмы выше рукоположенных служителей. Еще один критерий – молитва. В центре подлинного христианского опыта должна быть молитва «Отче наш» - в том смысле, что вся молитвенная жизнь должна быть выстроена вокруг Молитвы Господней, а не вокруг многословных молитвенных практик, граничащих с магией. Пятый критерий – плоды Святого Духа, порожденные подлинными отношениями с Богом. Аутентичность духовного опыта познается по плодам. Нельзя назвать аутентичным духовный путь, который вместо исцеления усугубляет агрессивность, разногласия, осуждение. Сектантское поведение выражается в отказе от диалога и упорном отвержении церковной дисциплины. Церковная иерархия признает в Неокатехуменальном пути все признаки подлинного духовного опыта, епископы и священники охотно сотрудничают с неокатехуменальными общинами в приходах и миссионерских центрах. Критика звучит в их адрес по тем же причинам, по которым могут возникнуть любые другие проблемы, связанные с присутствием церковных движений. Разумеется, при возникновении новой церковной реалии могут иметь место злоупотребления и перегибы, которые ставят под сомнение ее соответствие вышеперечисленным критериям. Но это не значит, что мы можем называть сектой ту или иную общину, у которой по этой причине возникли разногласия с отдельными иерархами. Кроме того, в Католической Церкви существует великое разнообразие общин, движений и групп, близких людям с тем или иным темпераментом, принадлежащим к той или иной культуре, роду деятельности и т.д., - и в то же самое время какая-то харизма может быть совершенно чуждой людям другой культуры, с другим прошлым и так далее. Но все эти харизмы одинаково ценны для Церкви, где каждый может найти свое место и проявлять свои дарования, и необязательно в какой-либо общине или движении, но в первую очередь в собственном приходе. «Признаю в Неокатехуменальном пути итинерарий католического становления, ценный для общества и для современности»: так святой Папа Иоанн Павел II писал в 1990 году в своём послании «Ogni Qualvolta». Этой цитатой начинается и Устав Неокатехумената, в первом параграфе которого подчеркивается, что это церковное движение находится «на служении епископа как один из способов осуществления в епархии христианского посвящения и непрерывного воспитания в вере». Таким образом, неокатехуменат не является структурой, параллельной церковным, а представляет собой служение внутри Церкви, наряду с многочисленными движениями, каждое из которых в своей духовности и деятельности ставит акцент на определенных измерениях католической веры. Сами представители неокатехуменального пути подчеркивают, что они – не движение и не ассоциация, а инструмент на служении прихода и епископа, помогающий вернуть на путь веры тех, кто от нее отдалился. Неокатехуменальный путь родился в 60-е годы в Испании, его основатели – Кико Аргуэльо и Кармен Эрнандес - создали первую группу для того, чтобы вместе изучать Слово Божье и осуществлять на практике литургическое обновление после Второго Ватиканского собора. Цель Неокатехумената – это общинный путь покаяния и обращения, посредством которого верующие все глубже осмысляют полученное Крещение. Кода впоследствии Папа Иоанн Павел II призвал Церковь к новой евангелизации, неокатехуменальные общины с готовностью ответили на этот призыв. Встречаясь с Неокатехуменатом в марте 2015 года, Святейший Отец Франциск сказал, что Неокатехуменат – это подлинный дар Божественного промысла для Церкви нашего времени. В его основе лежат три церковных измерения – слово, литургия и община, источники множества Господних даров, в особенности призваний к священству и монашеству. «Неокатехуменат делает для Церкви много добра», - подчеркнул Папа Франциск.