Если Христос победил дьявола, почему он до сих пор властвует над душами?

 ОТВЕТ:

Этим же вопросом – почему дьявол по-прежнему обладает властью над душами – задавались и святой Августин, и святой Фома Аквинский. Если Иисус победил мир, почему до сих пор дьявол открыто в нем властвует?

Этот вопрос возник у великих учителей Церкви в связи с утверждением Иисуса: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин 12,31).

Нужно сразу отметить, что, как писал Фома Аквинский в Толковании на Евангелие от Иоанна, «дьявол зовется князем мира сего не в силу его естественной власти, но в силу узурпации власти; в том смысле, что ему подчиняются люди мирские, презирающие истинного Господа… Поэтому он князь мира сего, владычествующий над людьми мира сего… рассеянных по всей земле». Но отсюда рождается сомнение: если бы дьявол был изгнан вон, он бы не искушал, как раньше, однако этого не происходит.

Вот как сам святой Фома отвечает, ссылаясь также на Блаженного Августина: «Дьявол искушает и тех людей, которые перестают быть сынами мира сего, все же он не искушает их так, как делал это прежде. Тогда он искушал и владычествовал над ними изнутри. Теперь же искушает только извне. Воистину, до тех пор пока люди во грехе, дьявол господствует над ними и искушает изнутри. Вот почему святой Павел увещает (Рим 6,12): ´Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его´. Поэтому дьявол изгнан в той мере, в какой импульс греха в человеке исходит не изнутри, а извне».

Но на это тоже можно возразить: неужели до пришествия Христа дьявол властвовал внутри всех людей? В Аврааме, Исааке, Моисее и других праотцах Ветхого Завета?

На это Фома Аквинский отвечает снова ссылаясь на святого Августина. До того, как Христос претерпел страсти, дьявол был изгнан из некоторых отдельных людей, но не из мира, как произошло только после Христовой жертвы. То, что ранее было сделано в очень ограниченном числе людей, теперь может произойти во многих.

Можно также сказать, что дьявол был изгнан вон, когда люди были освобождены от грехов. До Христовых страданий все праведники были свободны от греха, но не до конца, и они не могли войти в Царство Божье. Поэтому дьявол сохранял определенную власть над ними до тех пор, пока она не была низвержена огненным мечом (ср. Быт 3,24).

Предвидя обращение людей, Иисус говорит: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин 12,32). «Весь мир идет за Ним», - констатируют фарисеи (Ин 12,19).

 

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх