Бахита, рабыня, ставшая рабой Божьей любви
Святая Джузеппина Бахита – это первая суданская святая и первая африканка, прославленная не в сонме мучеников, а в чине дев.
Джузеппина Бахита и ее путь упоминаются в энциклике Папы Бенедикта XVI Spe salvi. Св. Отец говорит о ней как о примере христианской надежды в 3 параграфе энциклики: «Узнать Бога – истинного Бога – значит получить надежду. Для нас, привыкших испокон веков жить с христианским представлением о Боге, обладание надеждой, исходящей из реальной встречи с Богом, уже почти не ощутимо. Пример святой нашего времени может в некоторой степени помочь понять, что означает впервые и реально встретить Бога. Я имею в виду африканку Джузеппину Бахиту, причисленную к лику святых Папой Иоанном Павлом II».
Святая Джузеппина Бахита родилась в Судане в 1869 году. Она жила с родителями, тремя братьями и четырьмя сестрами в Олгоссе, небольшом селе в области Дарфура. Впервые девочка испытала боль, когда те, кого она называла «работорговцами», - члены арабских племен, торговавших рабами, - похитили старшую сестру: «Я до сих пор помню, - рассказывала она в 1910 году, - как плакала мать и как плакали все мы». В период между 1876 и 77 годами та же участь постигает и ее саму: ее похищают и увозят. «Я не думала ни о чем, кроме своей семьи, звала маму и папу с тоской, какую невозможно описать. Но там никто меня не слышал».
Маленькую рабыню доставляют в Хартум и называют арабским именем Бахита, что означает «удачливая». Быстро забыв свое настоящее имя – которое так и осталось неизвестным, – молодая рабыня меняет хозяев пять раз с 1877 по 83 год. Страдания Бахиты описаны в коротких воспоминаниях 1910 года, где она рассказывает о своей жизни вплоть до обращения: розги, открытые язвы, которые натирали солью, издевательства и оскорбления. В 1883 году агент итальянского консульства Калисто Леньяни покупает ее у последнего владельца, турецкого генерала, вынужденного покинуть Судан и желавшего избавиться от рабов. С новым хозяином девушка чувствует себя лучше: «На этот раз я на самом деле нашла свою удачу, - пишет она, - новый хозяин был очень добрый и любил меня... он меня не упрекал, не наказывал, не бил, я никогда не испытывала такого мира и спокойствия».
Однако в 1885 году Леньяни был вынужден уехать из Судана, где разразилась махдистская революция. Бахита уговаривает хозяина взять ее с собой. В Генуе он отдает ее в семью Аугусто Микиели, жившего в Цианиго недалеко от Венеции. Микиели живет с женой Туриной и дочерью Мимминой. Бахита становится няней Миммины. В период между 1888 и 89 годами семья Микиели, имевшая свои экономические интересы в Африке, решает вернуться в Судан. Бахита едет вместе с ними, а спустя 9 месяцев возвращается в Италию с госпожой и своей воспитанницей.
Бахиту и Миммину отдают ненадолго в Институт катехуменов в Венеции, которым руководят монахини-каноссианки. Именно здесь Джузеппина начинает открывать для себя веру: «Святые матушки, - вспоминает она в 1910 году, - с героическим терпением обучали меня и познакомили с тем самым Богом, которого я с малых лет чувствовала в сердце, не зная, кто это».
Когда госпожа Микиели возвращается и снова хочет забрать ее с собой в Африку, Бахита протестует. Ее огорчают страдания маленькой Миммины, но она решает остаться, и ее поддерживает Патриарх Венеции Доменико Агостини, а также прокуратор короля.
Так начинается новая жизнь Бахиты: 9 января 1890 года она принимает Крещение, Миропомазание и Евхаристию от кардинала Доменико Агостини. 7 декабря 1893 года становится послушницей сестер - Дочерей Милосердия, а 8 декабря 1896 года, в торжество Непорочного Зачатия Девы Марии, приносит временные обеты в Вероне. Ее полное имя в монашестве – Джузеппина Маргарита Фортуната (последнее означает «удачливая»). В 1902 году она переезжает в Скио и там, впервые в 1910 году, рассказывает о своей жизни. 19 августа 1927 года приносит вечные обеты в Венеции. Всю оставшуюся жизнь она выполняет самые тяжелые работы в своем монастыре. В Скио ее называли «матушкой-негритянкой». Она жила в смирении, но люди любили ее и тянулись к ней. Уже в момент вечных обетов о ней говорили как о святой, а в 1931 году была опубликована книга, в которой описывается ее история. Книга была выпущена в тысячах экземпляров и переведена на разные языки.
Джузеппина Бахита умерла 8 февраля 1947 года в монастыре каноссианок в Скио. Перед часовней с ее гробом тут же выстроилась неисчислимая толпа верующих.
Согласно свидетельствам современников, тело Бахиты сохраняло все характеристики живого вплоть до момента закрытия гроба. Перед ее гробом безработный отец семейства вознес молитву о помощи и возвратился спустя несколько часов, рассказывая, что нашел ее. Но чудеса на этом не заканчиваются. В 1950 году, всего три года спустя после смерти Бахиты, каноссианский бюллетень публикует на 6 страницах имена людей, заявивших о получении милостей ее ходатайством.
Ординарный процесс беатификации начался в Виченце в период между 1955 и 57 годами. Апостольский процесс был проведен в 68-69 гг.. В сентябре 1969 года останки Бахиты были эксгумированы с кладбища Скио и захоронены в монастыре Дочерей Милосердия, где она провела свою жизнь.
Святой Папа Иоанн Павел II подписал декрет о признании героических добродетелей Джузеппины Бахиты 1 декабря 1978 года, а 6 июля 1991 года был издан декрет о ее причислении к лику блаженных. 17 мая 1992 года Бахита была беатифицирована, а 1 октября 2000 года – канонизирована Папой Иоанном Павлом II на площади Св. Петра: это – первая суданская cвятая.
Его Преосвященство монс. Макрам Макс Гассис, епископ Эль-Обейда в Судане, по случаю канонизации Бахиты заявил: «Бахита символизирует тот факт, что женщина – это опора общества, невзирая на ее скорби и трудности. Бахита олицетворяет женщину, умеющую терпеть унижения и насилие со смирением, достоинством и любовью. Она доказывает, что никакие мучения не унижают женщину так, чтобы она лишилась любви Божьей, напротив, именно любовь Бога освобождает женщину от рабства любых страданий. Вот почему Бахита, освободившись от физического рабства, решает стать рабой любви Бога, Который освобождает. Бахита – это первая африканская святая, не входящая в сонм мучеников. Это означает, что святость – удел не только африканца-мужчины, доминирующего на востоке континента. И женщина может стать примером для подражания. Женщина, с верностью следующая за Христом, может быть святой. Для Африки это – сенсационная новость». Говоря о послании Бахиты современному миру, монс. Гассис подчеркнул: оно состоит в «надежде на освобождение от рабства, во многих смыслах. Есть рабство физическое, от которого святая была избавлена. В таком же рабстве живут многие суданские дети и женщины. Но Бахита будет нашей заступницей в избавлении и от других видов рабства. И еще одну надежду вселяет в нас Бахита: надежду тех, кто покидает свою землю. Она жила в Венето, где сегодня есть много иностранцев, называемых экстракоммунитариями. Баките повезло. Она нашла здесь свободу, веру и любовь. Ее личность может придать мужества иммигрантам на Западе, дабы они никогда не теряли надежду. Многие иммигранты страдали и страдают. Бахита для них – образец надежды, потому что после креста всегда наступает воскресение».
В речи, обращенной к членам епископской конференции Судана в декабре 2003 года, святой Иоанн Павел II указал на «двух бесстрашных свидетелей веры, двух святых», жизнь которых тесно была связана с суданской землей: святую Джузеппину Бахиту и святого Даниила Комбони. Бахита «испытала на себе зверскую жестокость, с которой человек может относиться к себе подобным, - сказал Св. Отец. - Похищенная и проданная в рабство, будучи еще девочкой, она слишком хорошо знала, что такое страдания и обреченность, которые по сей день терзают бесчисленное множество мужчин и женщин в ее отечестве, во всей Африке и во всем мире. Ее жизнь побуждает нас к твердому выбору активных действий, направленных на освобождение людей от гнета и насилия, дабы их достоинство уважалось, при полном соблюдении их прав». Иоанн Павел II подчеркивал: жизнь святой Бахиты «с ясностью показывает, что трайбализм и дискриминация по этническому, языковому и культурному признаку не могут быть частью гражданского общества и не имеют абсолютно никакого оправдания в общине верующих».