Знамение Каину.
ВОПРОС:
Как понимать в Книге Бытия, что Каину, убившему своего брата, Бог дал знамение, чтобы его не убил кто-нибудь встретивший его? Ведь он с Авелем были первые дети Адама и Евы. Или это означает, что кроме Адама и Евы Бог на ином месте сотворил других людей?
ОТВЕТ:
Прежде чем перейти к ответу на конкретные поставленные вопросы, необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу Бытия.
30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет об историческом характере первых глав Книги Бытия. Посредством этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И, наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие – это легенды, которые были отчасти выдуманы с назидательной целью.
В Декрете перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются сомнению: такие, как сотворение всех вещей Богом в начале времен, сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».
И далее: «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию веры».
«И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 4,15). Это знамение означает, что, осудив грешника, Бог не оставляет его на произвол судьбы, но принимает под Свое покровительство, принимает в Высший суд, которому подчиняются все создания. Этот библейский стих не следует интерпретировать буквально, но даже и буквальное прочтение не указывает на непременный факт наличия других людей в тот момент, но обладает другим смыслом: Бог не наказывает человечество немедленно, но дает ему возможность раскаяться. Мгновенное наказание означало бы закрыть перед человеком путь к свободному выбору добра, к возвращению на правильный путь. Страх же Божьей кары обесценивает свободу выбора человека.