Существуют ли призраки?
Когда мы слышим о призраках, не нужно забывать, что речь может идти не только о реальных фактах, но и о галлюцинациях. Во время галлюцинаций человек проецирует на реальность образ, произведенный самовнушением. Образ обретает такую интенсивность и живость, что человек в состоянии с точностью его описать и не сомневается в том, что он его видел.
Под призраками же обычно подразумеваются явления, обладающие материальной формой. Как таковые они не существуют, и их нельзя сравнивать с ангелами, людьми или животными. Призраки – это явления созданий, в особенности демонов, но не только. Демоны по своей природе также являются ангелами. Утратив благодать, они утратили общение с Богом и блаженное видение, но они сохранили свои естественные способности. В силу этих способностей ангел может показаться в телесной форме. Святой Фома Аквинский писал: «В самом деле, созерцаемое в воображении и пребывает лишь в воображении созерцателя, и потому невидимо для остальных. Однако Божественное Писание иногда говорит об ангелах столь зримых, что их видят практически все; так, ангелы, явившиеся Аврааму, были видимы и ему, и его семье, и Лоту, и жителям Содома; подобным же образом явившийся Товии ангел был видим всем присутствующим. Все это очевиднейшим образом свидетельствует о том, что такие явления созерцались телесным зрением, когда видимый предмет существует вне созерцателя и потому может быть видим всеми. Но такому зрению видимо только тело. Таким образом, коль скоро ангелы бестелесны, и притом… не имеют естественно соединенных с ними тел, из этого следует, что они время от времени воспринимают тела” (Сумма теологии 1,51,2).
И далее: «Хотя воздух, будучи разреженным, не имеет ни формы, ни цвета, тем не менее в сконденсированном состоянии он бывает и оформленным, и окрашенным, как это мы видим на примере облаков. Но и в том случае, когда ангелы воспринимают воздушные тела, последние уплотнены Божественной силою настолько, насколько это необходимо для оформления воспринимаемого тела» (там же, 3).
Между тем, то же самое можно утверждать и в отношении дьявольских объявлений. Вот почему Церковь была всегда очень осмотрительна в своих суждениях об источнике того или иного объявления. Святой Павел писал, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор 11,14).
В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит мысль святого Иеронима, отстаивавшего возможность для душ усопших, пребывающих в блаженстве рая, «быть рядом со своими могилами». «Ты хочешь диктовать законы Богу! – пишет Иероним, возражая Вигиланцию. - Хочешь заковать в цепи апостолов, обрекая их на темницу до Судного дня, как будто не могут быть со своим Господом те, кто ´следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел´. Но если Агнец повсюду, то надо полагать, что повсюду и те, кто следуют за Ним». Святой Иероним добавляет, что «если демоны шатаются по всему миру и повсюду распространяются с невероятной скоростью, почему мученики, пролившие кровь, должны оставаться закупоренными в своих гробах, не имея возможности выйти?».
Таким образом, святой Фома, как и святой Иероним, а также святой Григорий в своих «Диалогах», отстаивали мысль о возможности как для блаженных, так и для обреченных душ время от времени выходить из могил.
«Из рая или из преисподней, - пишет Фома Аквинский в «Дополнении» к «Сумме теологии», - можно выйти двумя способами: во-первых, полностью покидая эти места, чтобы перейти в иную обитель, - но никто, предназначенный окончательно для рая или ада, не может оттуда выйти. Однако можно предположить некий временный выход. <…> С точки зрения исключительно одного лишь естества отделенные от тела души, предназначенные для собственных обителей, совершенно чужды компании живых. Действительно, люди, до сих пор живущие в своих телах, не могут общаться напрямую с духовными существами, поскольку любое наше восприятие исходит от органов чувств. С другой стороны, они должны были бы выходить их своих обителей лишь для того, чтобы принять участие в человеческих делах. Но по изволению Божественного провидения иногда души исходят из своей обители, чтобы явиться живым. <…> Можно считать, что иногда и осужденным дозволяется являться живым, чтобы вразумлять их или устрашать, или же чтобы просить у них заупокойных молитв, если речь идет о душах чистилища» (69). В этом своем предположении Фома Аквинский ссылается на св. Григория.
В богословии под призраками подразумеваются именно явления, о которых мы сейчас говорили. В парапсихологии же существует понятие эктоплазмы. Если мы не имеем дело с обманом или галлюцинацией, то феномен эктоплазмы можно связать только с миром преисподней, с душами осужденных или демонов.