Каким правилам подчиняется структура чтения Библии на службе?

 Выбор литургических чтений, указанных в лекционарии для верующих латинского обряда, подчиняется нескольким принципам. В воскресные и праздничные дни верующим предлагаются наиболее значимые тексты, причем таким образом, чтобы литургическая ассамблея в течение определенного периода времени могла услышать все самые важные части Священного Писания. Для будних дней выбраны тексты, которые как бы приводят к полноте возвещение о спасении, провозглашаемое в праздничные и воскресные дни. Однако эти два ряда текстов – празднично-воскресные и будние – не зависят друг от друга: первый ряд представляет собой трехгодичный цикл (годы А, В и С), а второй – двухгодичный (нечетные и четные годы, например, 2016-й – это четный год). Для чтения на обрядовых Мессах и Мессах в разных обстоятельствах, совершаемых о различных нуждах, а также для дней литургической памяти святых существует собственный порядок библейских чтений.

Итак, воскресные и праздничные чтения распределены согласно нескольким критериям. Во-первых, на каждой Мессе провозглашается три чтения: первое – из Ветхого Завета, второе – из Апостола (то есть из новозаветных Посланий и Откровения, в соответствии с литургическим периодом года) и третье – из Евангелия. Таким образом подчеркивается единство двух Заветов и истории спасения, сосредоточенной на Христе и Его Пасхальной тайне.

В воскресные и праздничные дни читаются более объемные отрывки из Священного Писания. Поскольку они распределены согласно трехгодичному циклу, они более разнообразны, нежели чтения в будни, повторяющиеся через каждые два года. Воскресные и праздничные чтения выбираются согласно двух принципам: тематическая согласованность и полунепрерывность. Эти принципы применяются поочередно в разные периоды литургического года. 

Тематическая согласованность между чтениями Ветхого и Нового Завета уже представлена в Священном Писании, поскольку учение и факты из Нового Завета отсылают, более или менее очевидно, к ветхозаветным событиям и наставлениям. 

Однако этот принцип не применяется ко всем воскресеньям года, поскольку это противоречило бы пониманию литургического священнодействия, то есть совершения тайны Христовой. Благую Весть мы провозглашаем с помощью Слова Божьего, а не рациональных суждений, - чтобы верующие могли прийти к полноте истины.

Перейдем теперь к порядку библейских чтений в будние дни. В отличие от воскресных, их всего два: первое чтение взято из Ветхого Завета или из Апостола, а второе – из Евангелия. В пасхальное время первое чтение провозглашается из Книги Деяний свв. Апостолов.

В периоды Великого Поста, Адвента, Рождества и Пасхи лекционарий каждый год предлагает одни и те же чтения. Для 34 недель рядового времени чтения из Евангелия распределены также согласно годичному циклу. Первое же чтение следует двухгодичному циклу, возобновляясь по четным и нечетным годам. 

Остановимся на некоторых книгах Библии, которые читаются в определенные литургические периоды. Книга Деяний свв. Апостолов по традиции, сложившейся не только в Западной, но и в Восточной Церкви, читается в период Пасхи. Таким образом ставится акцент на пасхальной тайне как начале жизни Церкви. Евангелие от Иоанна традиционно читается в последние недели Великого Поста и в пасхальное время. Книгу пророка Исайи, особенно ее первую часть, лекционарий предлагает читать в период Адвента, а некоторые отрывки из Исайи читаются в период Рождества. Это время выбрано и для чтения Первого послания святого апостола Иоанна.

Что касается объема текстов, то выбрана золотая середина. Читаются как большие тексты, которые обычно внимательно выслушивают верные, так и небольшие, но особенно глубокие по содержанию. Иногда на выбор предлагаются два варианта. На праздничных и воскресных Мессах обычно не читаются те места из Писаний, которые особенно сложны для понимания и истолкования. 

Следует добавить, что общие нормы для всей Церкви предусматривают возможность опускать первое или второе чтение на воскресной или праздничной Мессе. Однако это можно делать только с разрешения поместной епископской конференции. 

Между первым и вторым чтением Литургии Слова исполняется ответный Псалом, указанный в лекционарии. Для Месс, совершаемых о различных нуждах, и для обрядовых Месс Псалом может выбрать священник, предстоятельствующий на Литургии. В своем выборе он должен руководствоваться пастырской пользой для ассамблеи.

Исполняется также стих перед Евангелием, который соответствует содержанию евангельского чтения. Этот стих также может быть выбран священником.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх